Теперь в результате такого слияния получилось так, что станция-село насчитывала почти 3500 жителей, две деревянных церкви, 50 лавок, 9 домов для железнодорожного персонала и 7 путей со стрелками. А ещё тут имелись паровая мельница, три лесных склада и две школы: земская и церковно-приходская.
В 1901 году в Лисках появился двухэтажный каменный железнодорожный вокзал.
Во время первой русской революции рабочие Лискинского депо поддержали Всероссийскую политическую стачку. Нет, они не бегали с оружием по своему маленькому городку. Они просто приостановили движение поездов, причём без всякого кровопролития.
Дело приняло настолько серьёзный оборот, что 17 декабря 1905 года на участке от станций Графская до станции Лиски власти объявили военное положение. В Лиски прибыли военные, и движение по магистрали удалось возобновить. Не обошлось, разумеется, без некоторых репрессий и арестов.
Вообще, в промышленном отношении Лиски развивались до Октябрьской революции вполне неплохо. Здесь возводили новые каменные дома, устанавливали уличные фонари, на Дону благоустраивали берег для погрузки-выгрузки барж. В городе появился мясокомбинат.
Лискинский дореволюционный мясокомбинат — это отдельная история. Его основал немец, которых в Воронежской губернии было немало. Сначала появилась птицеводческая ферма, затем — скотобойня. Дела у предпринимателя шли неплохо, но тут разразилась Первая мировая война. Хозяина комбината обязали поставлять консервы для действующей армии, а он отказался, ведь русская армия воевала с его соотечественниками. Немца власти арестовали, и долгое время он содержался как военнопленный.
Советская власть в Лисках была установлена 5 ноября 1917 года. Город несколько раз переходил из рук красных в руки белым и обратно. Интересно, что 31 декабря 1918 года в Лиски приезжал Лев Троцкий, чтобы лично вручить Красное знамя 114-му красноармейскому стрелковому полку.
В 1918 году описываемое селение (уже довольно крупное) было переименовано в городок Свобода.
В 1928 году образовали Лискинский район, его центром стал рабочий посёлок Свобода. В ту пору там уже размещались почта, больница на 25 коек, железнодорожное училище, электростанция, мельница и элеватор. Недалеко от железнодорожной станции продолжал функционировать речной порт, и его грузооборот даже превосходил грузооборот железнодорожников.
В результате новых административных начинаний посёлок Свобода в 1937 году превратился в город Лиски Воронежской области. Людей здесь проживало более 16000, а к перечисленным выше предприятиям добавились типография, судоремонтная мастерская, завод фруктовых вод, две бани и телефонная станция на 200 номеров.
В годы Великой Отечественной войны станция Лиски приобрела исключительно важное значение.
Немецкие и венгерские части стояли на правом (высоком) берегу Дона, и им было удобно обстреливать станцию. Однако она продолжала работать, отправляя 8 из 10 эшелонов (в 1942 году) на Сталинград. Железнодорожники делали это ночью, соблюдая режим светомаскировки.
Захватчикам удалось вывести из строя 19 паровозов, 256 вагонов и почти 4 км пути, но станция не прекращала формирование и отправку эшелонов. За это в конце 1942 года Лискинское отделение железной дороги получило переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.
В результате массированных обстрелов постоянно пропадала связь между станцией и действующими поблизости советскими частями. И вот работники станции (Гарин, Ершов, Котов, Дегтярёв и Чернавский) под огнём противника соорудили секретную обводную линию связи, и она успешно работала до окончания активных боевых действий вблизи Лисок.
После войны городскую инфраструктуру восстановили. В 1954 году запустили Лискинскую ТЭЦ. В 1962 году в городе появился новый птицеводческий цех, а в 1964 году местная железнодорожная станция полностью перешла на электрическую тягу.
В 1965 году город переименовали в Георгиу-Деж, в знак крепкой советско-румынской дружбы.
Дружба, впрочем, продлилась недолго — до 1991 года, когда районному центру вернули прежнее название — Лиски. К этому моменту здесь проживало 54 000 человек, имелось 9 школ и 4 училища. Интересно, что в Лисках ещё в 1930 году основали высшее профессионально-техническое училище для нужд железной дороги.
Кроме того, здесь было 2 кинотеатра, школа искусств, несколько клубов и две детско-юношеских спортивных школы.
Перемены, случившиеся после 1991 года, лишили город некоторых производственных и социально-культурных объектов. Однако, вопреки голосам скептиков, районный центр выстоял и перешёл к поступательному развитию.
Из последних городских достижений хочется отметить благоустройство вокзала и вокзальной площади, возведение нового храма в центре, строительство необычных многоэтажных жилых зданий, установку памятного знака в честь воинов-интернационалистов, ремонт окружной автодороги в направлении Каменки (Евдаково).
В общем, история города продолжается, Лиски живут своей жизнью — вроде бы неспешной, но довольно насыщенной и во многом интересной…
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...