Купил он участок под строительство во время московской чумы. Тогда много домов и дворов за гроши отдавали. Позвал купец архитектора Бортникова Петра Трофимовича и наказал лепоту да красоту сделать.
На славу вышли палаты. Сам Петр I мимо ехал и залюбовался. Из экипажа вышел и в гости зашёл.
Щербаков по всем правилам императора принял, а тот ему потом собственный портрет подарил. Висел портрет напротив дивана, где Петр отдыхать изволил. Об этом хорошо написано у Дмитрия Покровского в книге «Очерки Москвы». Автор и портрет, осыпанный бриллиантами, видел, и на диване посидел.
Дом построен был с торговыми лавками — так Щербаков продолжил Немецкий рынок, поставив торговые ряды на Большом Гавриковом переулке (теперь Спартаковский).
Хозяева дома менялись, и в XIX веке купеческий дом, где сам Петр отдыхал, превратился в дешевый трактир для самого лихого и нищего люда столицы. У того же Покровского читаем:
«Ныне весь он занят серым трактиром для низших классов населения, и едва ли кому из пьющих в его грязных залах водку или чай может прийти в голову, что дом этот видел лучшие дни…»
Советская власть сохранила эту ориентацию и устроила в доме пивную с игровыми автоматами. Студенты «Бауманки» прозвали дом Мутный глаз. Отчего не сделали музей в доме, где сохранилась даже первоначальная планировка XVIII века, загадка. Ведь это редкость в истории Москвы, чтобы здание внутри и снаружи веками не менялось.
Но вот настал 1986 год. Строили тогда в Москве Третье транспортное кольцо, и дом было решено снести ради прокладки Лефортовского туннеля. Группа историков, занявшаяся тогда исследованием дома, сформировала «гражданскую оборону» здания. Люди сидели в нем днём и ночью, стремясь не допустить сноса. По легенде даже сын прораба, командовавшего процессом, присоединился к протестантам и насыпал в бензобак бульдозера песку и выиграл время.
Неизвестно чем бы все кончилось, но приехал к дому тогдашний градоначальник Москвы Борис Ельцин. Посмотрел на дом и велел снос прекратить. Лефортовский туннель отложили на десяток лет, а когда при Лужкове построили, то обошлись без сноса Палат Щербакова.
Считается, что с той самой обороны дома началось формирование градозащитного движения Москвы и спасение всего исторического Лефортово от погибели.
Палаты Щербакова, к сожалению, по-прежнему закрыты для посещений. Не пора ли задуматься городским властям о музее? Здание ведь во многом уникальное, может быть еще одной достопримечательностью города. Архитектору удалось гармонично совместить два стиля — классицизм, только зарождавшийся в то время, и барокко.
Внешне дом выглядит хорошо, хотя и покрыт мелкими граффити и надписями.
Во время исследований находили в доме бутылки вина XIX века, а ещё есть гипотеза, что был в доме подземный ход, который вёл в аптеку (снесена) на противоположной стороне улицы.
Что же касается найденных в Палатах Щербакова предметов, то пишут, что они не пропали, а находятся в музее «Немецкая слобода» в школе № 345 им.
Я письмо в школу написал, но мне ответили, что из купеческого дома там только решетка с окон. Впрочем, в музей всё равно схожу, а потом расскажу и покажу, что видел.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...