Перелёту, разумеется, предшествовала серьёзная подготовка. И началась она за несколько лет до описываемого события.
Один из пилотов, Дик Рутан, до этого служил в ВМС США двадцать лет. Он вышел на пенсию, после чего устроился на фирму к своему брату в качестве лётчика-испытателя. Здесь Дик Рутан познакомился с женщиной-пилотом Джиной Йигер, и как-то плавно у них родилась идея облететь без посадки земной шар на самолёте. Самолёт по причине уникальности всего мероприятия предполагалось построить также уникальный.
Тут, конечно, очень пригодились ресурсы фирмы, где работал Дик. Его брат отнёсся к идее с интересом, начались исследования, расчёты, поиск материалов и так далее. В общем, к началу 1986 года «Вояджер» был готов и стал проходить необходимые испытания.
Самолёт для кругосветного путешествия представлял собой крыло-раму, в середине которой находился фюзеляж. Тут, собственно, располагались места для пилотов и необходимые приборы. Два двигателя приделали на фюзеляже, один — впереди, один — сзади. Крыло-рама имела приличный размах для двухместного самолёта — целых 33 метра!
При конструировании летательного аппарата использовали необычные материалы — композитные графитоволокнистые материалы и специальную бумагу, пропитанную эпоксидной смолой. Такой выбор был связан с тем, что в сумме применяемые материалы оказались прочнее (это подтвердили предварительные лабораторные испытания) и легче классического «авиационного» алюминия.
Вообще вес самолёта составил почти 910 кг. То есть совсем немного. Здесь конструкторы боролись за каждый грамм и даже отказались от некоторых датчиков, лишних, по их мнению.
Такая борьба с весом являлась вполне оправданной, ведь в итоге для рекордного авиаперелёта летательный аппарат принял на свой борт почти 3200 кг горючего! Как говорится, почувствуйте разницу, сравнив вес аппарат и вес топлива.
Благодаря необычной конструкции в полёте планировалась ещё одна изюминка: при попутном ветре и необходимой высоте полёта «Вояджер» должен был как бы планировать, используя лишь один двигатель из двух. Эта мера могла бы существенно сэкономить топливо.
Топливо (в баках) располагалось в том числе и в длинных крыльях самолёта. Это едва не привело к трагедии.
Дело в том, что в момент взлёта «Вояджера» крылья сильно прогнулись и задели бетонную взлётную полосу. Края крыльев несколько повредились, однако старт не отменили. Ну, и полёт, как мы теперь знаем, состоялся.
Десять дней перелёта дались двум пилотам тяжело. Кабина в самолёте была далека от идеальной (пришлось и тут снижать вес), сильные перегрузки привели к тому, что после окончания перелёта лётчиков погрузили в «Скорую помощь» и отвезли в госпиталь.
В целом, конечно, полёт «Вояджера» прошёл довольно успешно. Скорость во время необычного эксперимента колебалась где-то в районе 200 км/ч, лишь однажды добравшись до отметки в 265 км/ч. В полёте самолёт, как и предполагалось, иногда выключал второй двигатель.
Сильные ветры и настоящие тайфуны снижали скорость перелёта, из-за чего в некоторые моменты расход топлива увеличивался, а скорость падала даже до 105 км/ч…
Определённая странность «Вояджера» заключалась в том, что на летательном аппарате отсутствовали датчики уровня топлива! Их решили убрать для того, чтобы чуть больше места сохранить для горючего. Поэтому пилотам приходилось регулярно запрашивать базу и узнавать элементарную вещь — количество топлива в баках.
Что интересно, база пару раз давала ошибочные данные по поводу горючего, заставляя пилотов изрядно волноваться и судорожно соображать, что делать дальше.
Как бы то ни было, полёт «Вояджера» завершился благополучно. И он дал много ценного материала, полезного для конструкторов и специалистов в области авиастроения.
...Недавно меня зацепила идея испытать модель самолёта, который взлетал бы, летел и приземлился ...в горизонтальном положении фюзеляжа. Были разные варианты. Такая модель пригодилась бы на местных линиях при небольшой высоте полёта. С ув., - С.Дмитриев.
0 Ответить