По легенде, строительство первого, ещё деревянного собора на этом месте связано с Куликовской битвой, но этот каменный красавец из XIX века… И как он не был разрушен, взорван во время войны, ведь Епифань упоминалась на Нюрнбергском процессе в числе городов, полностью разрушенных фашистами…
Оказывается, немцы пытались его взорвать, но что-то пошло не так. И стоит в центре небольшого городка величественный храм, и является он гостям города во всей своей красе. Ведь название Епифань происходит от греческого слова «епифания», то есть явление…
Церковь в небольшом селе Берёзовка и главный магазин России ГУМ — что между ними может быть общего? Башенки, замысловатость форм, причудливое сочетание русского и византийского стилей ГУМа и многовековые каноны храмовой архитектуры…
Оказывается, может! Великий архитектор Померанцев, автор проекта ГУМа и многих других зданий и особняков в разных городах России, проектировал и эту очень необычную церковь. И это ещё не всё. Кровлю и перекрытия делал знаменитый инженер Шухов, а мозаика на фасаде была выложена по рисункам Васнецова!
Сфотографируйте эту местную достопримечательность и, будучи в Москве, сравните фотографию с ГУМом. Вы будете удивлены — те же формы, те же мотивы, те же детали. Каким ветром занесло знаменитых архитектора, инженера и художника в село Берёзовка? История церкви очень интересная…
Усадьба Баловнёво — и ещё одна необычная церковь в глубинке, издали больше похожая то ли на пышный дворец, то ли на сказочный терем, то ли на средневековый замок. Если бы фотоаппараты, как в старину, были плёночные, плёнка у вас закончилась бы именно здесь. А ведь до церкви ещё надо дойти, миновав массивные и старинные ворота, построенные по подобию триумфальных арок, и красивейшую башню, которая меньше всего смахивает на водонапорную. По этой башне можно предположить, какая красота была здесь во время расцвета усадьбы. К тому же, по слухам, главный усадебный дом строил сам Растрелли, а церковь — Баженов…
Делаем короткую остановку в городке Данков. Жаль, что не сохранилась здесь пятиярусная колокольня красивейшего местного собора — её кирпичами вымощена одна из районных дорог. А собор выстоял, выжил и горделиво возвышается в центре Данкова, встречая и провожая всех, кто проезжает по городу. Когда смотришь на это великолепие, трудно представить, что не так давно этот храм служил пунктом по приёму стеклотары и складом райпищеторга…
И Казачья церковь — именно с неё началось духовное возрождение этого края, ведь долгое время этот храм был единственным действующим в Данкове…
Монастырь в селе Троекурово — действительно, «застывшая музыка», очень тихая и светлая… Найдите в Интернете фотографии монастыря 10-летней давности и сравните с тем, что предстанет перед вашими глазами. Удивительное превращение!
А начинался монастырь с трёх убогих деревянных клетей, крытых соломой: в одной жил затворник Илларион, основатель обители, в двух других — несколько послушниц. Останки старца Иллариона, утерянные во времена Советской власти, были найдены во время реставрации и сейчас покоятся в одном из храмов монастыря, являя, по рассказам, чудеса исцелений.
А недалеко от монастыря — река Красивая Меча и Кураповские скалы…
Иногда удивляешься, какую красоту может создавать природа… Постойте, подышите воздухом степных трав и помолчите — ведь вы стоите на дне древнего океана Тетис, а эти плиты известняка, гладко отполированные веками — какими веками, тысячелетиями! — спрессованные раковины древних моллюсков. Положите ладонь на известняк. Вы прикасаетесь к камню, которому миллионы лет… А если подняться наверх…
В этом интересном месте где-то внизу шумят пороги Красивой Мечи и колышется таинственная Ведьмина роща. Огромные валуны правильных форм как будто предназначены для строительства какого-то исполинского сооружения, но нет — всё, как уже говорилось, природное. Не забывайте фотоаппараты — виды здесь потрясающие! Эти горы, или скалы, или холмы — они лечат и успокаивают, а ветер шепчет вам о прошлом и будущем…
Лебедянь — город, который с гордостью несёт звание «провинциальный»… Лебедянь провинциальна в лучшем значении этого слова, она неспешна, тиха, улыбчива, изумительно красива, летом — утопающая в яблоневых садах, зимой — покрытая белоснежным покрывалом…
Если вы приедете в Лебедянь летом, то, выйдя из автобуса, почувствуете знакомый с детства запах яблок… Да, этот город пахнет яблоками, они — символ Лебедяни, так же как и Ново-Казанский собор, гордость и величие города, и — не удивляйтесь — старинное и затейливое здание магазина «Щука», на крыше которого стоит флюгер в виде серебряного осетра. Местные, правда, упорно называют этого осетра щукой…
Ново-Казанский собор ошеломляет своими размерами, золочёные кресты его куполов и, конечно, серебристый шпиль колокольни видны отовсюду… А не так давно, в удушливое лето 1929 года
«…рушили вековую святыню — храм, построенный во имя Казанской иконы Божией Матери… …И падали один за другим бронзовые колокола с огромной высоты: ударившись о булыжную мощёнку, стонали… …И рухнул бронзовый исполин. Грохот, треск, испуганные крики. Проломив дощатое перекрытие, колокол всей своей тяжестью ударился о каменное основание колокольни. И в наступившей вдруг испуганной тишине весь народ вздрогнул, услышав его предсмертный стон».
Это из воспоминаний очевидца тех страшных дел. Но собор не погиб, сейчас он восстановлен, отреставрирован и красивый перезвон его колоколов плывёт над Лебедянью и окрестностями…
А вплотную к собору примыкает купеческая старина — Торговые ряды XIX века. В этих рядах, на ярмарке, купил как-то писатель Тургенев трёх лошадей, а одна оказалась хромая. Вернуть деньги за негодный товар продавец отказался… А жил великий писатель на нынешней улице Мира, в доме, где книжный магазин, на 2-м этаже. Там, вероятно, он и написал свой очерк «Лебедянь».
А ещё Лебедянь — это крупнейший в России завод по производству соков (вот откуда яблочный дух!) — эти соки пробовали, наверное, все.
И в Лебедяни чуть было не открылось первое в России частное метро. Уже были прорыты тоннели, подведено освещение, построены вестибюли двух станций, но…
Троицкий монастырь на Тяпкиной горе, такой тихий и спокойный, овеянный легендами — и про боярина-разбойника Тяпку (отсюда название горы), и про опального боярина Романова, будущего первого патриарха всея Руси Филарета…
Но не будем углубляться в историю, просто полюбуйтесь уникальным и древним монастырём-крепостью с красивой мозаикой на входных воротах, за мощными стенами которого — Троицкая церковь, построенная по подобию древних «домонгольских» владимирских церквей.
И рядышком — хотя в Лебедяни всё рядышком! — на высоком берегу, где Лебедянь начиналась и откуда открывается прекрасный вид на Дон, высится Старо-Казанский собор — наши предки выбирали для строительства церквей самые красивые места. Собор прекрасен — старинная, почерневшая от времени кладка, узоры и орнаменты, устремлённая в небо колокольня…
И пусть Дон здесь, под Лебедянью, ещё не набрал всей своей мощи, всё равно это — Дон-батюшка!
И ещё одна потрясающая церковь, теперь — в усадьбе Вешаловка, которую, по легенде, строил тоже Баженов. Она открывается с дороги очень неожиданно: среди традиционного южнорусского пейзажа — вдруг огромный храм, своими башенками напоминающий московский кремль. Интересно, что Татищевы, на чьи средства была построена эта роскошная церковь, жили рядом с ней в одноэтажном деревянном домике, крытом соломой… Уже позднее, при других хозяевах, здесь появилась прекрасная усадьба, от которой, к сожалению, почти ничего не осталось…
В посёлке Лев Толстой (бывш. Астапово), в доме начальника железнодорожной станции, умер Лев Николаевич Толстой. Местный доктор, осматривавший больного, спросил, заполняя медицинскую карту: «Ваша должность?» «Пассажир поезда № 12. Все мы пассажиры в этой жизни…» — ответил Толстой.
Мы часто произносим эту фразу, не задумываясь, кто и при каких обстоятельствах её сказал. Здесь, на этой станции, великий писатель сошёл со своего поезда. Стрелки станционных часов здесь всегда показывают одно и то же время — 06.05, время смерти Льва Толстого.
На станции, прямо в станционном здании — уникальный музей, в котором все вещи — подлинные. Не меняли даже обои, они помнят последний вздох Льва Николаевича… Кстати, присмотритесь — видите на них профиль Толстого? Его нарисовал во время прощания с писателем простой проводник из Ельца…
Здесь необыкновенная обстановка, и несмотря на скорбный повод открытия музея, он светлый. А как рассказывают о Толстом экскурсоводы! Живо, интересно и в то же время бережно. Ведь жизнь Льва Николаевича, особенно в последние его годы, была очень непростой…
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...