Я приглашаю вас в путешествие — знакомство с Тверской землей, где берет начало великая русская река Волга! Из «Повести временных лет»:
«Волга же вытекает из Оковского леса и течет на восток. Двина из того же леса вытекает и течет на север. Из того же леса вытекает Днепр на юг…»
Тверская земля — это край вдохновения и отдохновения для умеющих ценить красоту природы, место силы и точка на карте России, где происходили самые значимые события для нашей Родины.
Здесь, среди живописных лесов и озёр, стоят древние города, старинные усадьбы, знаменитые монастыри и обители. Вы узнаете, чем Тверь вдохновляла императрицу Екатерину II, за что Пушкин обожал Торжок, который «восторжок», и почему Старицу так любил Иван Грозный…
Добро пожаловать в Тверскую область, куда надо ехать только по велению души!
В Твери стоит один из 9 оставшихся «путевых» императорских дворцов, но здешний, тверской, безусловно, из них самый роскошный. Вы в нём ещё побываете, а пока — чудесный городской сад, площади и набережная, прогуливаясь по которой, вы поймёте, почему Тверь называют «маленьким уголком Санкт-Петербурга».
Хотя такого Речного вокзала в виде трёхпалубного корабля, какой стоит в Твери, нет даже в Санкт-Петербурге. А построен он на месте древнего Отроч монастыря, постройка которого имеет свою, очень грустную и романтичную историю любви и предательства… А уже много позже именно в этом монастыре Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа, после чего начался 5-дневный разгром и грабёж Твери. Сейчас от монастыря осталась только Успенская церковь…
Проблема наших дорог возникла не сегодня и даже не в советское время. Ещё Пушкин писал:
Лет чрез пятьсот дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут…
Занимался дорогами Пётр I, это его идея — «проложить из одной столицы в другую дорогу першпективную…», которую пытались воплотить в жизнь его преемники, но особая заслуга здесь принадлежит Екатерине Великой. Именно Екатерина приняла решение мостить главную дорогу страны камнем, и именно она начала строительство уютных пристанищ для отдыха высочайших особ после рытвин и ухабов.
Так и возникла эта достопримечательность города — «песня в камне» — импозантная, выразительная и величественная царская резиденция. Каждый заезд в резиденцию государей превращался в пышное, блестяще срежиссированное действо. Но императоры и императрицы в этих своих дворцах не только отдыхали, но и работали — принимали депутации местных сословий, выслушивали жалобы, принимали челобитные…
Ныне во дворце, превращённом в картинную галерею, можно полюбоваться полотнами Айвазовского, Левитана, Сурикова, Репина, Васнецова…
«Пиво — величайшее изобретение в истории человечества. Колесо тоже сильное изобретение, но вы же не будете пить колесо», — сказал кто-то великий.
Пиво на берегах Тверцы варят с 1887 года, а название «Афанасий», в честь тверского купца-путешественника Афанасия Никитина, оно получило не так давно. И, кстати, вы знаете, что Никитин — это не фамилия, а отчество путешественника? В те далекие времена фамилий попросту не существовало…
Приятного аппетита! Но не увлекайтесь, потому что пиво очень вкусное!
Интересна и разнообразна Тверь. Двор Пролетарки, бывший «Морозовский городок», первый в России (ещё в той, в царской России) классический микрорайон, «город в городе», из которого можно было не выходить. Жилые корпуса, больница, ясли, народный театр и даже обсерватория — не мудрено, что жилой комплекс «Морозовский городок» был в своё время признан лучшим рабочим районом мира!
Здесь родился Михаил Круг, легенда Твери, здесь жил артист Владимир Зельдин, работал писатель Борис Полевой…
И сейчас этот сплав готики и модерна, средневекового замка и фабричного цеха поражает, а в начале века, наверное, это была «Англия в Твери». Хотя главное и самое красивое здание местные почему-то называют «Парижем»…
Зачем люди едут в Нилову пустынь? За тем же, за чем ездили и пять столетий назад — духовно напитаться, испросить благополучия, здоровья, душевного спокойствия, заручиться поддержкой святого перед дальней дорогой или трудным делом… Говорят, помогает…
Конечно, Нило-Столобенская пустынь — это не совсем пустынь, «пустынью» в православии зовётся место уединённого жительства одного или нескольких монахов. Сейчас это нарядный и богатый монастырь — 5 красивейших церквей питерского вида на острове, в окружении бесподобных селигерских просторов. Где-то здесь художник Шишкин писал этюды к своей знаменитой картине «Утро в сосновом лесу»…
Поднимитесь на колокольню, а подняться можно на 36 метров — виды необыкновенные, монастырь кажется замком, что появился из синих вод Селигера… А ведь не так давно здесь была колония для малолетних преступников, потом был лагерь, госпиталь, снова лагерь, дом инвалидов…
У этой, пожалуй, самой известной обители Тверской области очень интересная история, а ещё более интересна жизнь удивительного монаха-отшельника Нила Столобенского. Постоянно пребывая в трудах и молитвах, преподобный никогда, даже на секунду, не ложился и не садился. Когда ноги его совсем уже не держали, праведник опирался на деревянные костыли, вбитые в стену. Спал — таким же образом. И так — 27 лет! А когда пришел его час, то уснувшего вечным сном святого нашли бессильно повисшим на подпорках…
Обо всём об этом более подробно вам расскажут на экскурсии в музее монастыря.
И не забудьте зайти в монастырскую продуктовую лавку. Чего там только нет!
«На досуге отобедай у Пожарского в Торжке, жареных котлет отведай и отправься налегке» (А. С. Пушкин).
Но о котлетах — чуть позже, сначала — о городе.
Экскурсия в Торжок — это история о том, как древний город, торговый и религиозный центр, вовремя отошёл в тень истории, сумев сохранить старинное очарование.
Основанный на 8 лет раньше Москвы, Торжок по количеству найденных берестяных грамот уступает только Новгороду и Старой Руссе, а Борисоглебский монастырь фактически является ровесником Киево-Печерской Лавры.
Верующим и неверующим, да всем путешественникам, особенно неравнодушным к храмовой архитектуре, есть что посмотреть в Торжке. Собор Бориса и Глеба, творение архитектора Николая Львова, любого заставит замереть от восторга, да и сам городок — уютный, камерный, нарядный, и кажется, что на его улицах архитектурных памятников много больше, чем современных строений… А уж золотное шитьё…
«Спешу, княгиня, послать вам поясы…» — писал Пушкин из Торжка в Москву Вяземской, сопровождая свой щедрый дар — знаменитые золототканые шелковые пояса. А в письме мужу княгини, князю Вяземскому, Александр Сергеевич написал, что княгиня «всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы». К слову, поэт приобретал за раз 3−4 пояса, расшитые вручную с нитями из сусального золота. Говорят, что после того, как Вяземская вышла в свет в этом подарке, пояса были сметены с прилавков…
Поэт останавливался в Торжке, в гостинице Пожарских, более 20 раз по пути из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Именно здесь он встретил Евгения Онегина — это был башмачник, чья мастерская находилась прямо напротив окон комнаты, где обычно ночевал Пушкин. Позаимствовав для своего романа у этого безвестного башмачника имя и фамилию, Александр Сергеевич обессмертил торжокского Онегина навеки…
А академик
А котлеты… Что котлеты — рубленое куриное мясо, желток, сливочное масло, сливки, соль-перец и сухари из белого хлеба… Но дома такие изжарить не получится! Ими восхищался не только Пушкин — Тургенев, Гоголь, Белинский, Брюллов… Может, секрет в том, что… Но не будем открывать все тайны.
А на первом этаже гостиницы находилась сафьянная лавка, где Пушкин и покупал торжокские шёлковые подарки жёнам своих друзей.
Ещё одно «пушкинское место», старое дворянское гнёздо — Берново… Здесь, говоря словами поэта, «Русью пахнет», несмотря на все старания хозяина поместья, помещика Вульфа, сделать экстерьер и интерьер в европейском стиле. Александр Сергеевич, кстати, хоть и заезжал сюда частенько, но всегда спорил с хозяином по поводу его отношения к крепостным. Не мог Пушкин понять того, зачем так жестоко относиться к людям земли…
Но хозяйке усадьбы очень льстил тот факт, что прославленный поэт был гостем в их доме. Как и полагается, гостю — всё самое лучшее, посему Пушкину была отведена центральная комната усадебного дома с диваном из дуба и красной дорогой тканью. Люстра того периода до сих пор хранит воспоминания ночных бдений пиита, где при свечах зачинались великие произведения. По легенде, здесь он начал писать драму «Русалка», услышав грустную историю об утопленнице.
А напротив барского дома стоит Успенская церковь, на стенах которой каким-то чудом, при нашем суровом климате, сохранились наружные росписи…
«Любимъ-город» — так говорил Иван Грозный, который часто бывал в Старице. Так название «Любим» в те времена и прижилось, а «Старицей» город назвал его основатель, тверской князь Михаил Ярославович. Когда он добрался до развалин сожжённого города, он встретил там единственную уцелевшую жительницу, старицу…
Вы увидите уникальные Старицкие кузницы и Борисоглебский собор, от которого открывается потрясающий вид на Успенский монастырь за Волгой. На территории монастыря сохранились памятники архитектуры XVI в. — Успенский собор, Введенская церковь, усыпальница патриарха Иова, церковь Иоанна Богослова, Троицкий собор, Святой источник и купель. Усыпальница Иова, кстати, пуста — его мощи покоятся в Успенском соборе московского Кремля…
Ох, и душевны путешествия России!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...