В Европе плитка известна где-то с VIII столетия, использовалась она в храмах либо в домах очень состоятельных людей. На Руси керамическая плитка появилась позже — примерно в ХI веке. Использовалась она тогда для украшения каменных православных храмов. И у нас прижилось для плитки название «изразец».
Интересно, что «предками» современной плитки были так называемые «кафли» (от немецкого Kachel) — белые или цветные пластины с узорами (или даже небольшой лепниной).
Долгое время плитка стоила огромных денег. По сути, в давние времена она была произведением искусства, штучным товаром. Поэтому и позволить её установку могли немногие.
В старину глину для плитки брали специальную, и на её поиски мог уйти не один день. Добытая глина нужного качества лежала в определённых местах по несколько лет, и всё это время её переворачивали, разминали и удаляли ненужные примеси.
После этого «отлёживания» глину использовали по назначению — заполняли ею деревянные и иногда глиняные формы. Сзади к будущему изразцу примазывали рамку. Эта рамка имела с обратной стороны вид коробки и нужна была для того, чтобы туда помещали вяжущий (кладочный) раствор.
После формовки плитки сушили. Так как глина имеет свойство коробиться при сушке, то мастера следили за процессом и заделывали щели специальными колотушками на чугунной или каменной плите. Затем плитку отправляли на окончательную сушку, а точнее — обжиг.
Если изделие нужно было иметь цветным, его покрывали специальным раствором либо красили. При обжиге краска спекалась с глиной, и получался красивый прочный рисунок.
До середины ХIХ столетия изразцы относились, скорее, к предметам роскоши. Но в немецком городе Метлахе придумали, как производить напольную плитку из простой и доступной глины. Продукция на выходе получалась весьма качественной, а первое время такие изделия именовали метлахской плиткой. Эта плитка по стоимости уже была гораздо доступнее.
В ХХ столетии производство разнообразной плитки поставили на поток многочисленные предприятия во всём мире. Да и краски тогда стали другие. Причём они бывают двух основных типов.
- Первый тип — смесь жаростойких минеральных пигментов с легкосплавными стёклами, что весьма актуально при обжиге.
- Второй тип состоит из качественных минеральных пигментов с глазурями и керамической массой.
Современная керамическая плитка — это смесь сразу нескольких компонентов. Если в старину полувысохшую плитку подправляли деревяшкой, то теперь при производстве в материал добавляют тальк, полевой шпат и доменные шлаки (либо отходы фосфорного производства). Это существенно снижает вероятность растрескивания при обжиге, так как понижается сама температура обжига.
В материал для плитки для повышения стойкости цвета успешно добавляют флюсы. Последние бывают как бесцветные, так и цветные.
Что и говорить — меняются времена, меняются технологии. Современная плитка на хорошо оборудованном заводе производится буквально за час. А служить она может десятилетиями…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...