Итак, поговорим о размерах атомного оружия. Не говорим «атомных бомб», ибо их средства доставки в наше время очень разные, поскольку в процессе совершенствования военной технологии атомное оружие резко уменьшилось в размерах и резко добавило в мощности.
Первые бомбы США, «Толстяк» и «Малыш», имели такие размеры, что едва влезали в «Суперкрепость» В-29. А мощность их взрыва была такова, что самолеты, сбросившие на цель эти бомбы, едва успевали уклониться от собственной гибели при взрыве.
Самая первая американская бомба (ее сбросили на Хиросиму) называлась «Малыш» («Little Boy»). Это была урановая бомба, взрывался в ней U-235. Ее длина составляла 3 метра, диаметр 70 сантиметров, вес — 4.4 тонны. Мощность ее взрыва составила около 15 килотонн в тротиловом эквиваленте.
Чтобы создать критическую массу высокообогащенного урана, в ней соединялись урановые цилиндр и труба. Трубу выстреливал заряд кордитного пороха. В общем, вроде как бомба-пушка получилась.
Как только труба «надевалась» на цилиндр — образовывалась критическая масса обогащенного урана. Вдобавок на цилиндре находился бериллий-полониевый инициатор. При выстреле трубой в цилиндр он сжимался, от него увеличивался поток нейтронов и происходил ядерный взрыв.
В бомбе было около 64 кг высокообогащенного урана. Из них успевали поучаствовать в цепной реакции деления всего лишь около 700 граммов. Остальное просто испарялось во время взрыва вместе с корпусом бомбы и окружающей местностью в радиусе нескольких десятков метров.
Бомба «Толстяк» («Fat Man») была плутониевой. Длина 3.25 метра, диаметр 1.5 метра, вес почти 4.7 тонны. Тротиловый эквивалент — 21 килотонна. В этой бомбе ядро из 6 кг плутония Pl-239 с бериллий-плутониевым инициатором внутри ядра, окруженное слоем урана U-238, который служил отражателем нейтронов. Снаружи алюминиевое покрытие и «простая» взрывчатка. После ее подрыва весь шар уплотняется — и происходит атомный взрыв.
Чуть больше об инициаторе — он был вроде атомного взрывателя в обоих бомбах. При взрывном уплотнении сближались атомы полония и бериллия. Полоний был альфа-радиоактивен, альфа-частицы начинали бомбардировать бериллий — и его атомы при этом становились сильным источником нейтронов. Так и инициировалась цепная реакция U-235 или Pl-239.
Первая советская РДС-1, взорванная в 1949 году, была плутониевой, как и «Толстяк», и имела схожую конструкцию и мощность. В дальнейшем были найдены более надежные способы производства атомных взрывов и конструкции первых бомб были отвергнуты как ненадежные, опасные и малоэффективные.
В наше время, кроме атомных бомб, распространены боевые блоки ракет, атомные снаряды, есть торпеды, глубинные бомбы, фугасы и морские донные мины. Во времена противостояния СССР и США некоторое время были в ходу атомные пули. Одна такая пуля уничтожала танк, несколько пуль обрушивали дом. Но они были ужасно дороги, сложны и опасны в хранении, вдобавок приходили в негодность после года-двух хранения на складе. Да и мощность этого боеприпаса менялась очень сильно в зависимости от качества и длительности хранения — от 100 кг до 700 кг тротилового эквивалента.
В СССР были созданы атомные снаряды калибра 152 мм для установок Мста-С, Акация и Гиацинт, 203 мм снаряды для САУ Пион и 240 мм мины для самоходного миномета Тюльпан. Мощность этих снарядов — от 1 до 3 килотонн. Примерно такие же атомные снаряды находятся на вооружении армии США.
Боевые блоки ракет сейчас в основном термоядерные, мощностью, как правило, в сотни килотонн. Лучше на ракету с десятком боеголовок поставить блоки мощностью в несколько сот килотонн, чтобы боеголовки наносили разрушения не точечно, а на большей площади.
Увы, в последнее время происходит развал системы взаимных проверок и ограничений. Казалось бы, в прошлом веке уже были моменты, когда до запуска межконтинентальных баллистических ракет оставались буквально считанные минуты.
Выгодно это не может быть никому. Из тех людей, которые живут в реальном мире. Но, кажется, среди людей «принимающих стратегические решения» стали преобладать те, кто всерьез верит агитпропу СМИ и комиксам. И если это так, если кто-то наверху всерьез верит в мощь супермена и неуязвимость США, позволяющую «решить русский вопрос», не боясь ответки, или верит, что в случае ответа РФ им удастся отсидеться в глубоких бомбоубежищах — это поистине очень страшно.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...