Анатолий Пастухов Грандмастер

Какая миссия NASA создала парадокс?

Красная планета продолжает притягивать к себе внимание ученых и конструктов космических межпланетных систем. До сих пор нет четкого ответа на вопрос, была ли и имеется ли сейчас на Марсе жизнь?

Мел Корнелиус, «Марсиане» Фото: artchive.ru

Известно лишь то, что на планете было много воды (высохшие моря и реки), а климат вполне позволял развиться не только простейшим организмам. Но потом по какой-то причине планета стала терять атмосферу, вода исчезла, а климат стал очень суровым.

Однако есть у ученых гипотезы на тот счет, что вода ушла в грунт и там имеется даже океан. Так это или нет — выяснить предстоит экспедициям. К сожалению, марсоходы секреты этой планеты не смогли полностью открыть.

Короче, внимание к Марсу есть не только у ученых и конструкторов, но и у обычных любителей астрономии. А таких очень много, поскольку при максимальном сближении с Землей Марс можно наблюдать даже в бинокль. Наличие же дома даже простенького телескопа делает наблюдения более интересными. Хотя что-то рассмотреть на планете в такой телескоп трудно, но само наблюдение (после книг и фильмов о Марсе) вызывает желание фантазировать на тему собственного полета на Красную планету.

Для таких фантазеров американское космическое ведомство (NASA) в 2010 году объявило о начале бесплатной миссии «Твое имя на Марсе». В тот период времени как раз готовили старт межпланетного корабля с марсоходом «Mars Science Laboratory». По своей сути это была автономная мобильная установка для обнаружения жизни на четвертой от Солнца планете. В дальнейшем марсоход стал называться одним словом — «Curiosity».

Сборка Mars Science Laboratory
Фото: NASA, ru.wikipedia.org

Предполагалось, что он будет работать не более пяти месяцев и пройдет по планете расстояние около 20 км. Исходя из этого, колеса марсохода сделали из тонкого металла. По сути, это была как бы жесть. Но она выдержала многолетние испытания с переходами по планете на каменистых грунтах. В итоге марсоход находится до сих пор в рабочем состоянии.

С 2011 года он передал на Землю большое количество снимков. На некоторых из них астрономы-любители обнаружили загадочные аномалии. Интерес к таким находкам со стороны средств массовой информации можно объяснить не только необычностью самих фотографий, но и тем, что нечто любопытное на снимках обнаружили энтузиасты, чьи имена и фамилии навечно «вписаны» в память одной из микросхем на борту марсохода.

Снимок поверхности Марса, 26 ноября 2012 г.
Снимок поверхности Марса, 26 ноября 2012 г.
Фото: Depositphotos

Интригу все эти годы подпитывают новые и новые снимки, на которых вовсе не специалисты NASA, а обычные любители-астрономы находят нечто непонятное, что можно условно отнести к сохранившимся остаткам следов якобы существовавшей марсианской цивилизации.

Хотя эксперты NASA комментируют таинственные снимки как эффекты от игры солнечного света на поверхности планеты и дефекты цифровых сигналов, ажиотаж в СМИ не идет на убыль. Наоборот, тема приобретает популярность — американское космическое ведомство стали обвинять в сокрытии истины.

Получается весьма пикантная ситуация. В NASA, объявив в 2010 году миссию «Твое имя на Марсе», получили для себя долговременную имиджевую проблему. Ясно, что при желании и большом воображении нечто необычное можно обнаружить на каких угодно снимках. Понятно, что фотоаппаратура не может снимать галлюцинации. Но особенность в том, что точку в споре «Была ли жизнь на Марсе?» в состоянии поставить лишь экспедиция на эту планету с людьми на борту.

Фактически миссией «Твое имя на Марсе» специалисты не столько популяризовали отправку марсохода, сколько непредвиденно получили себе массу критиков. Парадокс ситуации в том, что отказ выкладывать в Интернете снимки с марсохода вызовет новую волну критики. Если же продолжать выкладывать снимки, то специалистам просто не хватит никаких разумных элементов для того, чтобы хоть как-то объяснить попадающее в объектив нечто в виде окаменевших рыб, медуз, строений, элементов машин… техническими накладками при передаче цифровых изображений.

Так что запасаемся попкорном и следим за тем, чем закончится спор любителей со специалистами NASA.

Статья опубликована в выпуске 18.11.2019