• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Как развивалась железнодорожная почта?

Известно, что первый паровоз был представлен англичанином Стефенсоном в 1814 году, то есть более двухсот лет назад. Изобретателю потребовалось ещё 11 лет, чтобы убедить правительство своей страны (и огромное количество недоверчивых граждан) соорудить первую в мире железную дорогу.

Открытие в 1830 году ранней Железной дороги Ливерпуль — Манчестер, по которой тогда же была осуществлена первая в мире перевозка железнодорожной почты Фото: A.B. Clayton, ru.wikipedia.org

Как только дорога была построена, сразу возник вопрос о её практическом использовании. Ясное дело, за плату по ней тут же стали перевозить всевозможные грузы и пассажиров, хотя первая дорога и была достаточно короткой.

Совсем скоро стало понятным, что с помощью железной дороги можно весьма успешно перевозить почтовые отправления. Поезд ходит по расписанию, параметры вагонов и их грузоподъёмность известны.

В общем, появились на первой в мире железной дороге и почтовые вагоны. Надо сказать, что первое почтовое отделение на колёсах открылось в Англии, и тогда почтовые вагоны имели специальные приспособления, чтобы на ходу захватывать (либо сбрасывать) мешки с почтой. Иначе каждая остановка существенно снижала бы ход состава.

Но первоначально почтовых вагонов не было! Были открытые платформы, на которые загоняли почтовый экипаж. А на станции прибытия экипаж спускали на землю, впрягали в него лошадей и развозили почту. Потом смекнули, что так делать неэффективно, и придумали почтовые вагоны.

Следует заметить, что в России первая железная дорога Петербург—Царское Село открылась в 1838 году, то есть не особо позже, чем в Англии. И сразу же, в соответствии с высочайшим царским указом, по созданному железнодорожному пути сообщения повелено было перевозить почту.

Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография, 1837 г.
Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография, 1837 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Почта по упомянутой железной дороге перевозилась трижды в день, за это почтовый департамент выплачивал железной дороге 600 рублей в год.

Количество почтовых отправлений стремительно росло, и вот в 1847 году по Царскосельской железной дороге перевозили письма летом 6 раз в день, а зимой и осенью — 4 раза в день. Что, согласитесь, являлось неплохим результатом для первой половины ХIХ столетия.

Из-за возросшего количества отправлений по Царскосельской дороге плата увеличилась, и теперь дорога получала дополнительно ещё 80 рублей в год.

К 1851 году в России завершили постройку железной дороги, связавшей Москву с Санкт-Петербургом. По этой дороге, разумеется, стали регулярно перевозить и почтовые отправления.

Интересно, что изначально почтовых вагонов не существовало. Вся корреспонденция буквально сваливалась на пол, и почтовые работники на ходу сортировали письма и отправления. Затем появились почтовые отделения, где было немного удобнее заниматься сортировкой.

Однако процесс отладили только с появлением полноценных почтовых вагонов, где были введены нормы для сортировки и упаковки почтовых отправлений. А ещё здесь имелись удобные и широкие полки.

Российские паровоз и почтовые вагоны XIX века на марке СССР 1987 г. Художник Ю. Арцименев
Российские паровоз и почтовые вагоны XIX века на марке СССР 1987 г. Художник Ю. Арцименев
Фото: ru.wikipedia.org

Помимо почтовых вагонов, на железнодорожных станциях появились и почтовые ящики. Интересно, что изначально эти ящики были деревянные, и первый такой ящик появился в Париже в 1653 году, то есть задолго до железнодорожного сообщения. Но, ясное дело, с появлением железных дорог почтовые ящики стали устанавливать на каждой станции.

В России, кстати, почтовая служба развивалась довольно неплохо. В 1863 году здесь появился специальный комитет для разработки единых правил почтовых перевозок. Усилиями этого комитета удалось добиться того, что почтовый департамент получил право во всех поездах отправлять свои грузы бесплатно. На станциях почтовики имели право устанавливать почтовые ящики. Если же на небольшой станции не было почтового отделения, то железнодорожники могли тут раздавать письма с получением платы в 3 копейки за каждое письмо.

Как ни странно, в истории почты Северной Америки почтовые вагоны появились достаточно поздно — в 1864 году. Причём американцы столкнулись с одной серьёзной проблемой в этом случае.

Дело в том, что почтовые вагоны регулярно подвергались нападениям грабителей. Проблема была очень серьёзной: с 1891 по 1900 годы преступники лишили жизни 75 почтовых работников, а ранили — 1173 человека!

Почтовый вагон № 1923, курсировавший по железной дороге «Чикаго, Берлингтон и Куинси». Хранится в Железнодорожном музее Иллинойса
Почтовый вагон № 1923, курсировавший по железной дороге «Чикаго, Берлингтон и Куинси». Хранится в Железнодорожном музее Иллинойса
Фото: ru.wikipedia.org

В связи с этим американское правительство решило выстроить специальные вагоны для почтового ведомства. Эти вагоны были обшиты специальной бронёй и имели амбразуры для ведения огня. Кроме того, в каждом вагоне были предусмотрены специальные места для магниевых факелов (светильников), которые чрезвычайно ярко светили даже в самой густой ночи.

В общем, медленно, но верно железнодорожная почта развивалась. И даже сейчас, в эпоху Интернета, занимает в нашей жизни важное место.

Статья опубликована в выпуске 13.12.2019
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Помнится, в студенческие годы, чтобы сэкономить деньги, мы иногда ездили на почтово-багажных поездах. Два-три вагона в этих поездах всегда выделялись для пассажиров. Правда, эти "пассажирские" вагоны были очень неухоженными, зачастую даже пыльными и грязными. А уж то, что останавливались эти поезда чуть ли не у каждого фонарного столба - я уже и не говорю. Поездка из восьмичасовой превращалась в путешествие длиной в полсуток!
    Зато она была дешёвой! Так что выбор был: либо дорого, но быстро, либо дёшево, но медленно.
    Студенты очень часто выбирали именно второй вариант.

    Оценка статьи: 5