«Смешно и невозможно поверить сегодня, что само слово „школа“ произошло от древнегреческого корня, обозначающего досуг!»
Марина Космина, журнал «Образование и карьера»
Вряд ли кто-то будет спорить, что нынешняя модель образования больше напоминает конвейер по штампованию винтиков экономического механизма, чем систему, способствующую развитию СВОБОДНОЙ личности. Ну, в принципе, это понятно. Государству свободные личности не нужны. Но о чем думают родители!!!
Судя по всему, родители настолько увлеклись обучением детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка — это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь — то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе.
Большая часть моих знакомых родителей, как, впрочем, и педагогов, страшно недовольна современной общеобразовательной школой. Но, тем не менее, никто не пытается что-либо менять… В конце концов, большинство прошло через эту систему и считает ее единственно возможной.
Неужели они забыли собственную ненависть к дикатуре школы? Заглянем в энциклопедию: «Тоталитаризм: одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих». Вам не кажется, что это о нашей школе!!!
«Да, именно так, — замечает журналист Марина Космина, — классно-урочная система образования — со всеми атрибутами ее террора над свободой личности, во-первых, в принципе враждебна ребенку и некрофильна. А во-вторых, она безнадежно устарела.»
Все, что мы привыкли считать незыблемой основой, сутью школы, нормой ее устройства — весь этот Школьный Режим, который, как мы надеемся, дисциплинирует их и приучает к труду (особенно интеллектуальному), к жизни в обществе с его необходимостью ежедневной работы вообще и над собой в частности, с его графиками, расписаниями, планами и дед-лайнами, с неизбежностью подчинения и cупер-спросом на исполнительность — так вот, весь этот школьный режим на самом деле лишь карательно-принудительная система, не дающая ребенку свободно дышать, жить и развиваться. За то они и ненавидят ее столь дружно и последовательно.
А в таких условиях, как ни жаль, школа учит не столько математике и химии, сколько дает уроки умения изворачиваться, обманывать, приспосабливаться к давлению силы и власти, лгать, предавать.
Это не фантазии. Это — реальность…
Так давайте все-таки попробуем разобраться а) чего же больше от современной школы: вреда или пользы и б) действительно ли современная школа — это единственный возможный путь для образования вашего ребенка…
Развитие, творчество, уверенность в себе…
Вы не замечали, что ваши детки до того, как пошли в школу, просто искрили творческими импульсами, проявляли ко всему живейший интерес и фонтанировали идеями и озарениями? Прошло несколько лет школы, куда все это делось?
Помнится, Корней Чуковский первым выпустил книгу «От двух до пяти», в которой опубликовал высказывания детей этого возраста. После, книг подобного рода появилось множество. Дети говорят поразительные, парадоксальные вещи. Но почему же нет книг с высказываниями детей от от 14-ти до 18-ти, почему в этом возрасте подростки (в основной своей массе) говорят уже одни банальности? Очевидно, что дети до пяти лет, более творческие, чем хорошо обученные школьники.
Как верно замечает Стивен Харрисон, «существующие педагогические системы исходят из того, что внимание ребенка нужно удерживать. Но разве ребенок настолько несовершенен? Разве он изначально не несет в себе любознательности, творческих способностей, желания общаться — всего того, за что так борется система образования? Разве с самого начала дети не стремятся учиться что-то делать, не накапливают информацию и не общаются куда эффективней взрослых?»
Почему мы за ребенка решаем, что ему нужно учить и по сколько часов в день? Почему ребенок не имеет права стихийно строить траекторию своего образования, пробираясь в море информации вслед за своим самостоятельным интересом, или он должен поглотить отмеренную взрослыми меру культурного опыта человечества — пассивно, с сопротивлением, поверхностно, с провалами, но по плану?
Когда я отдал дочь в детский сад, она проходила туда ровно неделю, а после наотрез отказалась. На вопрос «почему?» трехлетний человечек ответил: «Там все одинаково»… Более емко не сказал бы и Эйнштейн… А сад — это еще не школа!
Современная школа — это классы по 30 человек, где занимаются дети одного возраста по одной и той же программе с одной и той же скоростью преподавания… В то время, когда писано-переписано, а главное, практика показывает, что при общении детей разных возрастов скорость развития на несколько порядков вырастает у всех (!!!) возрастов общающихся… В этом отношении двор, с его набором сложных коммуникативных ситуаций и выборов ребенка, гораздо больше способствует развитию вашего чада, чем школьный класс. Да и вообще, заучивание, действие по шаблону — самый низкий уровень мыслительных умений, а школа другого, увы, не предлагает…
«Умственным ли трудом занимается ребенок, которого десять лет отучают творить, то есть действительно думать, и заставляют заниматься лишь запоминанием и воспроизведением образцов? И в каком социуме реально может адаптироваться выпускник? Разве что в вузе. Согласен: единственная жизненная задача, которую реально способен решить вчерашний одиннадцатиклассник, — это поступить в ВУЗ», — замечает преподаватель Санкт-Петербургского университета, автор книги «Введение в гуманитарную экспертизу образования», Сергей Леонидович Братченко.
Четыре вопроса о школе
* Что происходит в школе с верой ребенка в себя? С его способностью опереться на самого себя? С его готовностью решать свои проблемы с позиций автора и хозяина своей жизни? Школа — способствует она тому, чтобы каждый ребенок больше верил в себя, или наоборот?
* Как ребенок понимает и ощущает самого себя? Как он знает свои сильные и слабые стороны, свои ресурсы? Помогает ли школа ему понять себя? Или она внушает ему иллюзии? Или, наоборот, она вообще отвращает его от желания узнать себя?
* Что делает школа со способностью ребенка жить среди людей — таких же свободных, таких же неповторимых? Какие способы разрешения неизбежных противоречий между людьми показывает детям школа на примере внутришкольных отношений? Развивает ли школа способность понимать других, принимать, несмотря на все различия, сочувствовать им и договариваться с ними? Или она знает один принцип: «Вон из класса»?
* Насколько у ребенка развивается тяга к выстраиванию собственной жизни? Насколько он понимает, что жизнь — это результат его усилий? Насколько он готов справляться с трудностями, насколько у него хватит мужества? Понимает ли он жизнь как работу, как творчество, как решение жизненных проблем? Или ему внушили, что правильная жизнь — прямая, а трудности — это ненормально, это чья-то вина?
Если хотя бы на половину из этих вопросов школа может ответить позитивно, то со стопроцентной уверенностью можно было бы заявить: она растит Личностей. Только… где они такие школы… А ведь мы еще не коснулись темы влияния школы на здоровье наших малышей. Впрочем, это уже - тема для отдельной статьи…
Наверное эти критические настроения должны набрать свою критическую массу, и перейти в нечто конструктивное. За последний год я убедилась, что думающие и ответственные родители в нашей стране существуют! Благодаря подобным статьям задумывающихся будет больше. Не все могут сами догадаться об альтернативе, кому-то надо подсказывать. Даже о существовании семейного и экстерната не знает куча народу.
(И не узнали бы, если бы в новом законе это не оставили).
0 Ответить
Виталий Медведь,
Большая часть моих знакомых родителей, как, впрочем, и педагогов, страшно недовольна современной общеобразовательной школой. Но, тем не менее, никто не пытается что-либо менять
и они же ещё недовольны правительством, медициной, торговлей, жкх, дорогами, телевидением и радиовещанием, газетами, соседями, погодой, камнем в левой почке...
Они слишком много от школы требуют. Вместо того, чтобы самим давать детям то, что школа им якобы не додаёт...
0 Ответить
Ну есть еще вариант ответа на вопрос о том, что мешает: система и госстандарт, . На мое желание учить своих детей, и еще около 40 чужих у меня нашлись и время, и деньги. Девять лет опыта позволяют говорить о том, что можно было бы простраивать для каждого ребенка его собственную индивидуальную образовательную траекторию. Но ведь еще много благодетелей вокруг. Они годами в глаза детей не видя, решают, без чего киндеры прожить не могут, и вот каждый год в программу добавляются новые предметы, и все их нужно сдавать, если ты на семейном. Такая у нас господствует иллюзия - есть предмет в программе, есть нужный учебник - дети приобретут необходимые качества! Тьфу, хочется сказать!
0 Ответить
Против кого/чего протестуем?
И кто/что мешает в лично отдельно взятой ячейке общества семье создать индивидуальные условия для максимально счастливого образования личного, конкретного ребенка? полагаю, стандартным ответом станет
- недостаток личного времени, чтобы заниматься с дитем,
- недостаток бабла чтобы нанять индивидуальных самых лучших гувернеров/репетиторов.
эти мальчишки знают кучу терминов, о которых преподаватель информатики в школе и не слыхивал
Угумс, и куча мальчишек и девчонок которые долюицу умножения до конца не знают.
Проведите такой эксперимент: возьмите листок бумаги и выпишите на него 100 своих знакомых. Потом обзвоните их и выясните, какое образование они получили, кто по специальности, а затем выясните, СКОЛЬКО времени они по этой специальности проработали. Девяносто пять человек ответят, что ни дня…
Мне не жалко эти 95. Кто неволил?
большинство коммерческих фирм уже требует не диплом об образовании, а резюме и портфолио
Вранье.
В приличную контору без диплома на чего-то стоящую работу не возьмут,
сколь бы ни был ловок претендент в бизнесе.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Сергей В. Воробьев, ну тогда проще открыть свой бизнес и не перед кем не пресмыкаться
0 Ответить