Максим Левин Мастер

Михаил Александрович Врубель - жемчужина русской графики или непризнанный гений?

«…Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
А. Блок.

Когда мы слышим словосочетание «живопись Врубеля», нам представляется неведомый, таинственный мир, обаяние которого будет с нами всю жизнь, и мир, который мы так и не сможем постичь до конца.

М. А. Врубель, «Демон сидящий», 1890 г. Источник: artchive.ru

Прежде всего воображение рисует бессмертного Врубелевского «Демона сидящего». Он покоряет людей, живущих уже в ХХI веке, своей физической и духовной красотой. Как будто закованный в тело дух хочет вырваться на свободу… И некоторая тоска во взгляде, а на щеке — жемчужная слеза.

М. А. Врубель, иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова, 1890 г.
М. А. Врубель, иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова, 1890 г.
Источник: artchive.ru

Михаил Александрович Врубель в конце 1890 года создает цикл иллюстраций к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Среди них «Пляска Тамары», «Тамара в гробу» и «Голова Демона», которые по праву можно назвать жемчужиной русской графики. Но я особенно хотел бы выделить картину «Тамара и Демон» (1891 г.), хранящуюся в Третьяковке.

Как прекрасна и пленительна эта акварель! Тамара и Демон словно слились в одном дыхании, и нет такой силы, которая смогла бы разлучить их. Как по-настоящему дорог каждый миг и мгновение неземного счастья, как дорога подлинная любовь! И хочется часами стоять у картины, не отрываясь, и верить, что молодость не проходит наперекор смерти и страданиям!

М. А. Врубель, «Тамара и Демон», иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова, 1890 г.
М. А. Врубель, «Тамара и Демон», иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова, 1890 г.
Источник: artchive.ru

Но с каким большим разочарованием узнаешь, что Врубель не был популярен среди коллег по цеху. Самобытный талант сегодня знаменитого художника по воспоминаниям современников травили и поносили. Не раз хотели его унизить, уничтожить и не дать ему жить. На выставках несколько раз приходилось слышать негодование на то, что «такую гадость принимают на выставку». Скорее всего, это вызвал его цикл из трех рисунков о Моцарте и Сальери. Художник словно предвосхищает свою нелегкую судьбу.

Однако, несмотря на все испытания судьбы, живопись М. Врубеля пережила свой большой расцвет, и связано это с его женой — Надеждой Ивановной Забела-Врубель. Благодаря ей состоялось знакомство великого живописца со знаменитым русским композитором Римским-Корсаковым. В частности, Врубель пишет картину «Царевна Лебедь». Это был сценический образ его жены, и на картине отражен блестящий момент перевоплощения белоснежной птицы в пленительную красавицу. Пятилетие после их свадьбы считается самым плодотворным и благополучным периодом жизни художника.

М. А. Врубель, «Царевна-Лебедь»
М. А. Врубель, «Царевна-Лебедь»
Фото: ru.wikipedia.org

Врубеля можно назвать основателем кристаллической живописи. Он очень любил наблюдать игру драгоценных камней, рождавших неповторимое переливание красок, которые он потом использовал в своих картинах. Михаил Александрович с удовольствием посещал для этих целей ювелирные лавки.

В последние годы жизни живопись Врубеля становилась все более таинственной. Так, например, он пишет картину «Шестикрылый серафим (Азраил)». В этом произведении живописец показывает неотвратимое, грозное и ослепительно сияющее видение. Картина моментально получила название «Ангел смерти».

М. А. Врубель, «Шестикрылый серафим (Азраил)», 1904 г.
М. А. Врубель, «Шестикрылый серафим (Азраил)», 1904 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Последние четыре года художник провел в психиатрической лечебнице. М. А. Врубель умер 14 апреля 1910 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. До сих пор живопись Михаила Александровича вызывает немало вопросов и прежде всего: где та грань, отделяющая гениальность от болезни и безумия?

Обновлено 21.04.2018
Статья размещена на сайте 13.04.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: