Сегодня мы воспринимаем открытки, как нечто собой разумеющееся, а если заглянуть в первую половину XIX века в добрую старую Англию с ее традициями во что бы то ни стало поздравлять родственников, то можно представить себе мучения английского чиновника сэра Генри Коула, первого директора лондонского музея Виктории и Альберта. У него было бесчисленное количество родственников. А, учитывая тот факт, что в «обязательную программу» непременно входило либо дарение гравюры и литографии на рождественские темы, либо написание пространных поздравительных писем, можно понять степень мучения чиновника, который вместо того, чтобы уделять больше внимания молоденькой женушке, корпел над бумагой часами. И ладно был бы какой-то толк, но он некоторых родствеников не видел ни разу в жизни.
Тут-то и вспомнил сэр Генри о своем приятеле — иллюстраторе Джоне Хорсли. Именно по его просьбе лондонский художник, до этого ничем особо не выделявшийся, решил нарисовать в 1840 году первую открытку. На картонке размером 5×3 дюйма (12,7×7,62 см), по замыслу автора должен быть изображен рождественский обед, где три поколения одной семьи наслаждаются совместным времяпрепровождением.
Художник напросился к «работодателю» на обед для того, чтобы сделать зарисовку с натуры. В центре рисунка он поместил семью сэра Генри Коула, сидящую за рождественским столом, по бокам расположил картинки, призванные напоминать окружающим о милосердии и сострадании этого добропорядочного английского семейства. Судя по рисункам, Коулы щедро делились с бедняками одеждой и едой. Когда эскиз был готов, осталось нанести только известную вам надпись.
Открытки Генри Коул разослал семье, друзьям и знакомым. Родственники Коулов с гордостью демонстрировали их окружающим. Даже спустя три года после появления их по-прежнему выставляли на всеобщее обозрение. Это натолкнуло Коула на мысль, что подобные открытки, если их продавать всем желающим, могут принести неплохой доход.
В 1843 г. с оригинала было отпечатано около тысячи экземпляров, и за каждую открытку авторы получили по шиллингу — это были очень большие деньги! Однако не все оказалось так уж гладко: дизайн открытки вызвал критику со стороны викторианских блюстителей нравственности, так как некоторые члены семьи изображены на ней с бокалами вина и Генри Коулу запретили дальнейшее тиражирование карточек. Но несмотря на это, интерес к открытке с изображением Коулов не ослабевал. Кстати, Хорсли с Коулом считали, что интерес публики к рождественским открыткам — не более чем сиюминутная мода, а не бизнес. Время показало, что они ошибались. С 1860-х годов производство открыток было поставлено на поток.
А спустя почти 160 лет, в ноябре 2001 года на одном из многочисленных аукционов туманного Альбиона, в британском городе Вилтшир неожиданно была выставлена одна из открыток, посланная Генри Коулом своей бабушке. Начали торг с прежней цены — в один шиллинг, а, в конце концов, представительница «первой партии» ушла на аукционе в Англии за 20 тысяч фунтов!
Кстати, до нас дошли лишь 12 экземпляров, один из которых и был продан.
Остается добавить, что в Россию первые рождественские открытки пришли из Англии в 90-х годах XIX века. Причем предприимчивые купцы покупали только такие, на которых рисунок не сопровождался надписью на иноземном языке — ее потом наносили на русском. Дело было хлопотное, а потому и продавали открытки по рублю, а то и дороже. За такие деньги в то время можно было купить 10 кг отборной говядины!
Затем открытки стали печатать за рубежом, преимущественно в Германии, специально для России по заказу крупных книжных лавок.
Интересно, конечно, но РОждество то уже прошло!!!
0 Ответить
Зато день рождения того, кто придумал открытки - сегодня.
0 Ответить
Спасибо за осведомление- было очень интересно прочесть!
0 Ответить