Светлана Зубова
- Профиль
- Комментарии
Уважаемая София Варган, спасибо за отклик. Я с Вами согласна в том, что мы отошли далеко от темы статьи. И все-таки, хотелось бы напоследок отметить, что широкие массы- это хорошо, и статья полезная, о чем я и говорила в первом сообщении, но, думаю, будет правильно, если наука и широкая общественная мысль не будут противоречить друг другу. Адрес моей почты я послала Вам в сообщении. Еще раз спасибо за такое внимание моим мыслям.
Уважаемая София Варган, Вы можете сколько угодно повторять это, суть от этого не изменится.Все-таки словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова - это, скорее всего, филологический труд, призванный разъяснять значения слов русского языка или пришедших в русский язык. Это - не психологический труд и не профессиональный словарь, в его функции не входит давать точные определения научным категориям. Кстати, я не нашла в названном словаре обсуждаемую дефиницию. Определения абстрактному мышлению там вообще нет, а одно из значений слова "абстракция" определяется примерно так же как и у приведенного мною. Не могли бы Вы дать ссылку на тот словарь, которым вы пользовались? В толковом словаре под ред. С.И. Ожегова, в энциклопедическом словаре, и некоторых других даются сходные определения абстракции, резко отличающиеся от приведенного Вами. Позволю себе заметить, что я не утверждаю то, что Вы мне приписали. Пожалуйста, внимательнее читайте мои заметки, если вступили в полемику, постарайтесь понять то, о чем я пишу. Все-таки отмечу, что понятие есть некоторое обобщение, имеющее ограниченный набор существенных характеристик, составляющий его содержание. Совсем другое дело - реальный объект, обладающий неограниченным набором признаков, каждый из которых существенный для данного конкретного объекта. Понятия (эмпирические) получаются таким образом: некоторое количество объектов отождествляются по некоторому признаку. При этом от бесконечного количества индивидуальных признаков абстрагируются. Смешивать реальные объекты и понятия, являющиеся обобщением этих объектов нельзя, как нельзя смешивать абстракции и их частные проявления.
Благодарю за интересную дискуссию. Еще раз кстати, я занимаюсь проблемой формирования интеллектуальных умений детей предшкольного и младшего школьного возраста, если интересно, могу поделиться некоторыми наработками (как теоретическими, так и практическими) в этой области.
Уважаемая Софья Варган! Мое определение не лучше, оно другое. Вы дали определение операции кодирования. И я не испытываю недовольство, а всего лишь дискомфорт от неточного описания психологического явления. Скажите, пожалуйста, что Вы понимаете под существенными признаками понятия? Извините, но у коровы и облака, похожего на него, есть только сходные признаки, которые ни для понятия "корова", ни для понятия "облако" не являются существенными. Ведь речь идет не о конкретных объектах, а об обобщенных понятиях! А что касается ассоциаций, то я придерживаюсь точки зрения психолога П.Я. Шеварева, изложенной им в очень серьезной монографии "Обобщенные ассоциации в обучении", которая, кстати, не противоречит приведенной Вами дефиниции, а только уточняет и развивает ее. Поэтому не могу с Вами согласиться по поводу "полной меры".
Сергей Дмитриев,
Спасибо за комментарий. Но поскольку речь идет о серьезных вещах, и определение нужно дать строгое. Тем более, это не мое определение. А здесь идет подмена одного понятие другим: дается определение (такой же степени сложности и вдобавок не совсем точное) мыслительной операции кодирования (замена реального объекта символом). А задания - по развитию ассоциативного мышления. Я за то, чтобы каждое понятие называть своим, давно устоявшимся в науке термином: либо абстрактное мышление - и тогда определение, приведенное мною, либо что-либо еще. Не нужно вводить в заблуждение людей! А то они подумают, что формируется абстрактное мышление, а на самом деле, когда оно понадобится - а его-то и нет!
Автор смешивает понятия "ассоциативное мышление" и "абстрактное мышление". Умение абстрагировать - это умение выделять существенные свойства предмета, отвлекаясь от несущественных. Например, квадрат, вырезанный из цветной бумаги, имеет такие свойства, как длина сторон, цвет бумаги, из которой он вырезан, толщина этой бумаги и т.п. Все перечисленные свойства - несущественные для понятия "квадрат", а такие свойства, как равенство всех сторон, наличие именно четырех сторон и четырех вершин, равенство углов, являются важными, существенными для этого понятия. Принимая во внимание только их, отвлекаясь (абстрагируясь) от свойств первой группы, мы получаем абстрактное понятие "квадрат" и далее наше мышление оперирует именно таким абстрактным понятием. Научить ребенка умению абстрагировать, используя приведенные в статье задания, невозможно!!! Эти задания направлены на развитие воображение, которое оперирует ОБРАЗАМИ, а не понятиями! Образное и понятийное (абстрактное) мышление - это разные виды мышления! Не нужно вводить в заблуждение родителей. Хотя и игры, приведенные в статье полезны для общего развития ребенка. И все-таки, нужно называть вещи своими именами! Оценка - 3
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...