Когда я учился в школе, учительница английского рассказывала нам о своих поездках в Москву, вместо того, чтобы учить нас предмету, а учительница физики называла всех детей ЗПР-ами. При этом школа наша считалась одной из лучшей в городе. В итоге, окончив школу, я имел посредственные знания английского и отсутствующие знания по физике. Однако, были и положительные моменты, я хорошо усвоил обществознание и кое-что понимал в химии. Учитель обществознания сделал процесс обучения более прикладным (прощу прощения за несколько корявую формулировку). Он давал задание по очереди каждому из класса готовить обзор новостей за неделю — политических, общественных, спортивных. Мы обсуждали деятельность парламента, президента, правительства. Учительница химии в 10 классе ввела систему общего рейтинга среди всех классов одного года, который состоял из суммы баллов за контрольные работы. В итоге из стабильного двоечника по предмету, который мне был совершенно не интересен, я поднялся на 3-е место в рейтинге среди трех классов.
Выводы отсюда очень простые, сделав процесс обучения более прикладным, можно повысить интерес к изучению предмета. А процесс соревновательности повышает мотивацию учеников.
Итак, вот какую систему я предлагаю.
Условно разделим детей на три возрастные группы: 1−3 класс, 5−9 и 10−11.
Первая группа: 1−3 класс
В первом классе предлагаю отменить выставление оценок за успеваемость. Вести процесс обучения в игровой, интерактивной форме, интересной детям, позволяющей захватить их внимание и вовлечь в процесс. Основной задачей будет заинтересовать детей процессом получения новых знаний.
Во 2−3 классах ввести трехбалльную систему оценок: A, B, C. Дети должны привыкнуть, что теперь результаты их учебной деятельности будут оцениваться. При этом подход к оценке знаний в этом возрасте не должен быть строгим, нужно отдать предпочтение позитивной мотивации. Задачей обучения в этих классах будет подготовка детей к более интенсивной работе в старших классах.
Вторая группа: 5−9 класс
Отменить пятибалльную систему, которая, по сути, является трехбалльной. Вместо нее ввести систему оценок от 1 до 10 баллов, где 10 наивысший балл. Такая система позволит более точно оценивать результаты ученика и отказаться от бесполезных и травмирующих психику оценок 1 и 2 в пятибалльной системе.
Ввести рейтинговую систему. Все полученные баллы суммировать и составлять рейтинги среди всех классов одного года:
общий рейтинг с суммой баллов по всем предметам;
рейтинг по каждому предмету в отдельности.
Хранить рейтинг в электронном формате, и сделать этот рейтинг открытым для родителей на сайте школы. В школе повесить информационные электронные табло с рейтингом учащихся. Победителей в общем рейтинге можно награждать поездкой в хороший детский летний лагерь на море. В идеале, можно было бы создать специальные детские лагеря для победителей общих школьных рейтингов, куда бы они съезжались каждое лето.
Победителям рейтингов по предметам, по итогам года можно присуждать титулы. Например, чемпионам в рейтинге по физике можно присуждать титул мистер/мисс Эйнштейн и торжественно награждать в конце учебного года.
Рейтинговая система имеет несколько преимуществ. Во-первых, она мотивирует учащихся на достижение результата, так как принцип соревновательности заложен в человеке самой природой. При этом однозначно худших может не быть, ученик может быть по одному предмету в конце рейтинга, но преуспеть в другом, к которому у него больший интерес и большая склонность. Таким образом, можно не только избавить ребенка от клейма худшего, но и определить его склонности к тому или иному предмету. Во-вторых, родителям больше не нужно будет наказывать своих детей за получение плохих оценок, так как нахождение внизу рейтинга уже само по себе будет для ребенка наказанием и будет стимулировать его на улучшение своих результатов.
Третья группа: 10−11 класс
Определив склонности человека к тем или иным предметам в последние два года предлагаю предоставить право выбора направления обучения и набор предметов. Например, можно не изобретать велосипед и сделать два направления — гуманитарные и точные науки. Однако, можно рассмотреть вопрос введения и более узкоспециализированных курсов. Основная задача — дать человеку максимально раскрыть свой потенциал, исходя из его склонностей и способностей и подготовить его для продолжения обучения в высших и средних учебных заведениях. Таким образом, удаться создать направление в решении проблемы, когда окончив школу, молодой человек не понимает своих способностей, не понимает кем он хочет быть и какой специальности он хочет обучаться. В итоге, абитуриенты поступают куда попало и мы имеем множество окончивших ВУЗы людей, работающих не по специальности, либо работающих на нелюбимой работе, к которой у человека нет ни склонностей, ни способностей. Решение этой проблемы позволит повысить производительность труда и качество жизни человека.
Изменение концепции в целом должно преследовать цель сделать школу местом, в котором прививают не отвращение к знаниям (как это у нас происходит, например, с чтением классической литературы), а приверженность, или даже, если угодно, любовь к их получению. Школа должна стать местом, в которое детям хочется приходить, в котором им интересно. Учебный процесс следует сделать более разнообразным, увлекательным и интерактивным. Для этого нужно коренным образом пересмотреть систему преподавания и подготовки учителей. Нуждается в пересмотре и само отношение к ребенку, признание его как полноценной личности, а не как к солдата, вынужденного слепо исполнять приказы и распоряжения. Абсолютно необходимым считаю введение в учебный курс предмета «Светская этика» или «Основы светского гуманизма» и исключение любых религиозных дисциплин.
Изменения назрели и изменения необходимы. Если мы хотим быть конкурентоспособным, современным государством нам просто необходимо воспитывать свободных, мыслящих и ответственных граждан.
Мы этого достойны, мы можем и должны это сделать.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...