Все началось в Англии. 22 декабря 1818 года на заседании Лондонского медико-хирургического общества англичанин Джеймс Бланделл доложил об успешном переливании крови от человека к человеку. Пациент Бланделла, мужчина 35 лет с карциномой желудка, получил переливание 500 мл. крови и даже испытал после процедуры некоторое улучшение. Однако через 52 часа после этого скончался.
Доктор Бланделл предложил методику и конструкцию первого аппарата для переливания крови. Консервировать кровь тогда не умели, и все переливания были прямыми. Надо было стараться поскорее «залить в пациента» донорскую кровь, пока она не свернулась. Резину тоже еще не изобрели, и все детали «аппарата» были металлическими. И шприц, и трубки, и воронки. А кровь, также как и сейчас, брали из локтевой вены. И в локтевую вену же переливали.
Прошло 14 лет, прежде чем первое успешное переливание крови состоялось в России. Известно, что европейские успехи в переливании крови были замечены россиянами. В 1830 году в Военно-медицинском журнале вышел обзор на эту тему за подписью академика Степана Фомича Хотовицкого. Скорее всего, Хотовицкий и послал в Лондон к Бланделлу своего ученика Андрея Вольфа. Вернувшись из Англии, акушер Вольф выполнил 7 переливаний крови при кровопотере в родах. Одна его пациентка выжила.
Случилось это 20 апреля 1832 года в Санкт-Петербурге. Молодой акушер Андрей Мартынович Вольф тогда решился на неслыханное. Он сделал то, чему научился за границей и что до него никто в стране не делал. Вольф уговаривает стать донором мужа, который одновременно и не доверяет доктору, и надеется. Берет у мужчины кровь и переливает роженице. И получилось!
Мы не знаем ни имени его выжившей пациентки, ни имени ее мужа, который стал донором. Знаем только, что группы крови тогда еще не открыли, и вероятность совместимого переливания составляла всего 57%. Мы не знаем и того, что стало с остальными шестью пациентками, которым Вольф сделал переливание крови. Возможно, они погибли, тем более, что кровотечение в родах в те времена было равносильно приговору. Кесарева сечения еще не изобрели, УЗИ тоже не было. Сами по себе роды были довольно опасным приключением.
Мы не знаем даже подробностей биографии Вольфа. Известно только, что Вольф занимал должность «гражданского генерал-штаб-доктора», что на современном языке означает «младший акушер-гинеколог». О том, что именно Вольф стал автором первого удачного переливания крови в России, известно только потому, что акушер описал свой опыт в «Вестнике немецких врачей».
А позже, в ответ на замечание академика Ильи Васильевича Буяльского в «Военно-медицинском журнале», что переливаний крови в России не делалось, Вольф позволил себе сослаться на собственную публикацию. Простому акушеру возражать академику не пристало, и Вольфу дали это понять. Академики в пух и прах раскритиковали рекомендации Вольфа избегать переливаний человеку крови животных, отказаться от открытого шприца, который позволяет крови контактировать с воздухом, и отказаться от начального заполнения трубок аппарата для переливания крови водой. Много позже жизнь подтвердила правоту скромного акушера, но участники дискуссии этого так и не узнали.
Вот и все, что известно о первом переливании крови в России. Позже были и официальные запреты переливаний крови, и большие надежды, связанные с этим методом. В 1900 году были открыты группы крови. Появились банки крови и институты переливания крови.
Так стоит ли полузабытая операция Вольфа ежегодных воспоминаний и внимания? Наверное, стоит. Просто потому, что она была первой. А место событий, наверное, заслуживает мемориальной доски. Но главное, конечно, не запись в календаре и не доска на доме. Главное, чтобы в память об первом переливании крови и в Дни донора, и в другие дни — люди дарили ближним свою кровь. Дарили новую жизнь и новые надежды…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...