В каждой авиакомпании существует множество тарифов, согласно которым она перевозит пассажиров. О некоторых из них вы можете даже не догадываться, потому что они являются конфиденциальными. От других, официально рекомендованных международными ассоциациями авиаперевозчиков, у вас могут встать дыбом волосы, потому что цена выписанного по такому тарифу авиабилета редко ниже тысячи долларов, даже если вы летите из Парижа в Лондон. Но мы поговорим лишь о самых популярных из них.
Тарифы, не накладывающие никаких ограничений на перевозку пассажира, принято называть нормальными. Они делятся на следующие категории:
Первый (F) — для авиабилета в первый класс, Бизнес (C) — в бизнес-класс, Полный (годовой) — экономический. Билеты, выписанные по этим тарифам, обычно подлежат свободному изменению дат и маршрута, и не имеют ограничений по срокам действия. Если вы захотите вернуть такой билет, с вас удержат только стоимость бланка. За неиспользованный обратный билет вернут половину его стоимости за вычетом коммуникационного сбора. Кроме того, пассажиры с такими билетами могут провозить бесплатно больше багажа: 40 килограммов в первом классе и 30 — в бизнес-классе.
Не особенно отличается от нормальных тарифов и экскурсионный тариф. Но одно ограничение есть: обычно это некий минимум и максимум пребывания в пункте вашего назначения. Билет, выписанный по этому тарифу, почти всегда подлежит полному возврату, позволяет изменять даты и маршрут перевозки. Однако чтобы изменить дату, надо обращаться в авиакомпанию не позднее, чем за 72 часа до вылета.
Но большинство пассажиров не хотят летать бизнес-классом. Поэтому самая обширная категория тарифов, которыми мы пользуемся, называется специальными тарифами. Каждая компания сама определяет, за сколько она повезет туристов на отдых. У всех специальных тарифов есть ряд общих правил: выкупать билеты в одну сторону нельзя, после вылета, если вы опоздали или передумали, билет вернуть невозможно и возврат до вылета или невозможен или осуществляется с огромным штрафом. Все тарифы имеют минимальный и максимальный сроки пребывания в пункте назначения. Еще одной характерной особенностью этой группы тарифов является невозможность бронировать его: в правилах указано, что оплата авиабилета должна быть произведена не позднее 24 — 72 часов после бронирования. Логика авиакомпании здесь достаточно очевидна — чем дешевле тариф, тем жестче условия его применения.
Так, например, выкупить недорогой билет, выписанный по молодежному тарифу, можно чаще всего только за три-семь дней до вылета. Тариф, разумеется, ограничивается и возрастом пассажира — от 12 до 25 лет. Если вы купили билет с фиксированной обратной датой, он не сдается, даже если вы попытаетесь вернуть его спустя 10 минут после покупки. Примерно такие же условия при покупке билета по возрастному тарифу. Он предоставляет скидку людям старше 60 лет: 25 процентов от цены полного годового билета экономического класса. А обязательное условие для покупки билета по групповому тарифу — наличие ваучера, доказывающего, что вы забронировали за рубежом гостиницу. Притом такой ваучер должен быть одновременно у 6−10 пассажиров.
Наиболее доступные билеты на регулярные рейсы можно купить по тарифу Апекс. Еще более дешевый его вариант называется Супер Апекс. Оба тарифа имеют массу ограничений. Лететь по такому тарифу можно только в салоне эконом-класса. Кроме того, в качестве жесткого тарифного условия фигурирует строгий «Deadline», то есть крайний срок покупки билета. Чаще всего необходимо приобрести такой билет за 21 день, за 14 дней, за 7, за 3 дня до вылета, и наоборот — не ранее 7 дней, не ранее 3-х дней. Еще одно серьезное ограничение — так называемые «Blackоut days», дни, по которым этим тарифом летать нельзя. По правилам некоторых авиакомпаний билет, купленный по тарифу Super Apex, обязывает пассажира пробыть в стране назначения какое-то определенное время. Например, тарифные условия авиакомпании Аэрофлот предусматривают, что пассажир должен пробыть в стране от 7 до 14 дней.
В последнее время заметное распространение получили специальные предложения и рекламные тарифы. Так авиакомпании пытаются заполнить незагруженные рейсы в межсезонье или привлечь пассажиров на новые рейсы. Пожалуй, самый большой минус этих программ — их непредсказуемость, поэтому планировать поездку, рассчитывая на такой тариф, уж точно не стоит.
Итак, если вы хотите немного сэкономить, покупая авиабилеты на регулярные рейсы, вам нужно следовать достаточно простым рекомендациям.
— Самая главная из них звучит просто: покупать билет нужно сразу в обе стороны, это всегда обойдется вам дешевле на 30−50%. Как правило, все конфиденциальные, специальные и рекламные тарифы действуют, только когда вы покупаете билет в обе стороны. Никакой особенной подоплеки здесь искать не нужно, это исключительно маркетинговый ход вашего авиаперевозчика: компания вынуждает вас и при возвращении домой пользоваться ее услугами.
— Если необходимо, чтобы ваш маршрут пролегал более чем через два города, например, если вы собираетесь лететь из Москвы в Лондон через Хельсинки, постарайтесь организовать свою поездку таким образом, чтобы перелет был как можно ближе к прямой линии. Цена авиабилета рассчитывается в пересчете на мили, и чем прямее маршрут, тем более приемлемой она будет.
— Есть в тарифах на авиаперевозки такая хитрая вещь, как «правило воскресенья». При планировании поездки в Европу старайтесь включить в свое пребывание в чужой стране, как минимум, одну ночь с субботы на воскресенье. Соблюдение «правила воскресенья» в Европе даст возможность пользоваться различными скидками. При полетах в Америку, Азию, Африку или Австралию, для того, чтобы получить подобные скидки, необходимо пробыть в стране от 7 до 14 дней. Кроме того, перелеты во вторник, среду и в четверг во многих авиакомпаниях обычно стоят дешевле.
— Помните, что заказывать авиабилет можно только в одном агенстве, поскольку авиакомпания может аннулировать «двойной» заказ и Вы останетесь вообще без билета.
— И, наконец, не стоит рассчитывать на «горячий авиабилет» и выжидать до последнего — на регулярных рейсах не существует подобных скидок.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...