Но речь шла тогда не о «подземке» английской или американской, а об участке железной дороги в тоннеле. Предлагалось проложить рельсы по набережной, а потом тоннелем.
Он должен был войти в склон ниже Почтовой площади и выйти на поверхность в районе Бессарабки. Здесь планировалось строительство нового пассажирского вокзала, а тот, что был за рекой Лыбидь, превратить в товарную станцию. Предложение долго обсуждалось, но Городская Дума его отклонила.
Еще одна реальная возможность сооружения метрополитена в Киеве появилась в сентябре 1916 года, когда к городскому голове обратился председатель правления Киевского отделения Русско-Американской торговой палаты с предложениями по улучшению транспортного сообщения в городе.
Он писал: «Развитие Киева идет в последнее время быстрым темпом, как в отношении прироста населения, так и развития кипучей торгово-промышленной деятельности. Своеобразные условия Киева: отдаленность жилых кварталов от коммерческого центра, непомерная дороговизна квартир в кварталах центральных и соседних с ними, раскинутость города, его гористое положение, преимущественно коммерческий характер населения — все это выдвигает в первую очередь, вопрос о дешевом, скором и безопасном во всех отношениях сообщении.
Киевский городской трамвай не отвечает в настоящее время ни одному из этих условий. Дефекты его всем известны, причины их в том, что при сложившихся условиях развитие трамвайной сети не может идти в ногу с опережающим его развитием города. Увеличение количества вагонов на главных линиях грозит торможением уличного движения, а увеличение скорости движения вагонов угрожает безопасности людей. Единственным выходом из создавшегося положения является постепенный переход от наземного трамвая к подземному, начиная с главных улиц".
7 декабря 1916-го и.о. городского головы Федор Бурчак ответил Русско-Американской торговой палате: «Городская управа, детально обсудив предложение Палаты, принципиально согласилась на привлечение американского капитала в дело оборудования г. Киева быстроходными путями сообщения при участии Городского управления в могущем возникнуть для этой цели предприятии американского капитала, считая чистый концессионный способ организации городских предприятии в дальнейшем для Городского управления неприемлемым».
Не на такой ответ рассчитывала Торговая палата, думавшая именно о концессии. Но она не отказалась от своих планов, и в январе 1917-го запросила статистические данные по Киеву. Планировалось развернуть в Америке агитацию по привлечению капиталов для строительства метрополитена в Киеве.
Такими были самые первые шаги к Киевскому метро, оставшиеся нереализованными из-за революционного 1917-го.
И все же в июне следующего года, после катастрофического взрыва артиллерийских снарядов на Зверинце (они находились в треугольнике между современными улицами Бастионной и Киквидзе) о метрополитене заговорили вновь.
Речь шла о планах правительства гетьмана Украинской державы Павла Скоропадского превратить пострадавший Зверинец в лучший район Киева. Построить здесь правительственный центр с гетманским дворцом, разместить учреждения и институты Академии наук, устроить оборудованный по последнему слову техники центральний рынок, через который город обеспечивался бы всеми необходимыми товарами и продуктами.
Корреспондент газеты «Возрождение» после встречи с заместителем министра путей сообщения инженером Чубинским писал: «Подьемные машины как грузовые, так и пассажирские, значительно лучшие, чем на Михайловском подьеме (говорится о фуникулере) будут поднимать с Днепра людей и грузы, которым необходимо попасть с берега на Зверинец или в Киев.
Будут построены водопровод, канализация, злектростанция и трамвай, имеющий в настоящее время большое значение. Задумано строительство трамваев, кроме таких, как сейчас, — наземных, еще и в тоннелях, которые называются метрополитеном. Земля Зверинца и вообще Киева, где должны провести метрополитен, лучшая для этого строительства.
Киев стоит на горах и равнинах, созданных самой природой, и метрополитен, выныривая из тоннеля-горы на равнину и вновь проезжая в тоннеле, будет перевозить всех и все с Бессарабки на Демиевку, со Зверинца на Лукьяновку, с Набережной или Прорезной на Заднепровские Слободки".
Однако и этим радужным перспективам не суждено было осуществиться так скоро, так как 14 декабря 1918 года власть от гетмана Скоропадского перешла к Директории Симона Петлюры.
Прошло почти 20 лет, когда планы о метро в Киеве стали приобретать определенную реальность. 9 июля 1936 года Президиум Киевского городского совета рассмотрел дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова «Проект Киевского метрополитена».
В протоколе отмечалось, что автор «удачно подошел к разрешению одного из вопросов реконструкции г. Киева и устройства внутригородского транспорта, а также удачно разработал отдельные практические вопросы схемы метрополитена». За этот проект инженер получил от города премию в 1000 рублей.
Распространились слухи о скором строительстве метро, и в Киев стали приходить письма от специалистов горно-шахтного дела с предложениями своих услуг. Горсовет до времени отвечал отрицательно, но в 1938-м начались подготовительные работы, которые прервала Великая Отечественная война…
Подьемные машины, на Михайловском подьеме - хоть и цитата, но подъем пишется через твердый знак.
злектростанция и трамвай - это станция зла?
0 Ответить
Спасибо. Марианна, нельзя ли исправить.
0 Ответить
Конечно, поправим. У нас каждый вечер выделяется время для чтения блога Правильного Васи и оперативного реагирования.
0 Ответить
Так вот почему киевское метро такое уютное и домашнее! Все дело в зачистке контакта!
Мне сразу вспоминается одна львовская история, когда один пенсионер сумел добиться "фронтовой" пенсии, приведя трех свидетелей, которые подтвердили, что он в 6-летнем возрасте перерезал немецкий полевой кабель, чем способствовал взятию Киева, Минска и Берлина!
А вообще любая история учит чему-то. И я с удовольствием прочитал о киевском метро.
Хотя можно было в качестве иллюстрации добавить схемку и привести хотя бы название станций. От этого материал только выиграл бы!
Но все равно оценка - 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Как пожелаем, так и сделаем.
0 Ответить
Что еще написать? Интересно, просто интересно.
0 Ответить
Я ездил в киевском метро. Там на станциях буква М не красная, как в Москве, а зелёная.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я года два назад была проездом в Киеве. Полдня с подругой гуляли по нему. Специально зашли в метро и купили жетоны на память
0 Ответить
1938 год знаменательный год для Киева. А когда началось стоительство метро в Москве? Кто их них первый начал строиться?
0 Ответить
Москва, конечно. В 31-м вагончики уже бегали. А в Киеве - только в 61-м. Я удостоился чести готовить его к открытию - зачищал контактный рельс.
0 Ответить
Интересная статья. 5.
0 Ответить
Интересная информация
0 Ответить
5 Интересная информация
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5 баллов
Оценка статьи: 5
0 Ответить