• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Избирательные технологии: Создание сетей агитаторов.

Сеть агитаторов — это необходимый в рамках любой избирательной кампании инструмент трансляции информации о кандидате на голосующее население избирательного округа, от качества этого инструменты во многом зависит результат кампании кандидата. Кроме функции информирования населения о кандидате, его программе и предпринимаемых штабом кандидата действиях, в функционал сети агитаторов входят очень важные функции: мобилизация сторонников кандидата для выхода максимально возможного их числа на участки голосования, а также функция получения непосредственной обратной связи приходящей от избирателя с места в штаб кандидата, которая позволяет получать необходимую информацию для оценки правильности идеологического и тактического направления ведения кампании, для правильного соответствующего объективной обстановке проведения оперативных мероприятий в рамках кампании. Как информационный инструмент — сеть агитаторов должна иметь максимальный, в идеале 100%, охват голосующего населения округа. Информация избирателю сетью передается несколькими основными способами: прежде всего в форме передачи печатных материалов АПМ, которые разрабатываются штабом кандидата, а также в устной форме путем передачи информации о кандидате в форме сообщения во время разговора с избирателем. Чтобы передать максимальному количеству избирателей АПМ кандидата, необходимо до этих избирателей дойти, а чтобы вызвать у избирателей положительное восприятие кандидата, необходимо: агитаторы сети должны выглядеть так, чтобы не оттолкнуть избирателя; умели хорошо и чётко рассказать избирателю необходимые сведения о кандидате; имели по возможности у избирателя авторитет, чтобы избиратель прислушался к их мнению и т. д. Хорошая с точки зрения технологии избирательная кампания разделена на технологические этапы, в ходе которых отрабатываются определенные наборы тактических задач и к которым привязаны соответствующие действия сети агитаторов — волны агитации, следовательно сеть должна уметь отрабатывать эти действия в отведенные для каждого технологического этапа временные рамки. Кроме этого в рамках кампании постоянно возникают «оперативные вызовы» запланированному штабом кандидата течению обстоятельств, со стороны штабов кандидатов оппонентов, незапланированных социально значимых событий в жизни социума избирательного округа и т. п., следовательно штаб должен получать оперативную информацию о наличии таких «вызовов» и о изменениях, формах этих изменений и степени охвата сознания голосующего населения избирательного округа. Иметь возможность оперативно реагировать на эти вызовы, опять же опираясь на управляемость, глобальность и гибкость своего основного инструмента воздействия на социальную действительность и сознание избирателя своего округа. Возникают очень важное требования к сети агитаторов — оперативность и гибкость управления, оперативность получения обратной связи, а также устойчивость сети к негативным внешним воздействиям. Качество создаваемых сетей: их добросовестность, управляемость, успешность в работе с избирателями, максимальный охват голосующего населения округа — это основная визитная карточка любой команды избирательных политтехнологов. Условия проведения избирательных кампаний постоянно меняются, часто требуя от штабов очень разнообразного набора действий, приёмов и способов ведения кампании, однако всё это теряет смысл в отсутствии команды добросовестных, послушных воле штаба и максимально адаптированных под алгоритм ведения кампании исполнителей — агитаторов.
Основные критерии качества агитационной сети следующие:
1) Прежде всего введем очень удобный критерий качества сети агитаторов — СТЕПЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЕСА (В КОТОРУЮ ВХОДИТ И СТЕПЕНЬ ОХВАТА СЕТЬЮ ИЗБИРАТЕЛЕЙ) сети! Что подразумевает под собой это понятие? Для более полного осмысления обратимся сначала к функционального нагрузке сети агитаторов, как составного элемента избирательной кампании — основная функция сети агитаторов это трансляция информации о кандидате или команде кандидатов (в случае партийной кампании) на голосующее население избирательного округа. То есть основная функция агитаторов — это ношение и передача информации избирателю о том, кого избирают. Процесс передачи информации — это процесс общения, следовательно процесс успешный результат которого определяется множеством факторов личностного характера и прежде всего фактором того насколько заслуживает доверия и звучит авторитетно для избирателя информация из уст агитатора. Отсюда и проистекает необходимое личностное свойство которым должен обладать агитатор — он должен обладать максимальным уровнем авторитета для избирателей проживающих на части избирательного округа в которой данный агитатор будет проводить агитацию (или попросту говоря участок закреплённый за агитатором для ведения агитационной деятельности). Поэтому профессиональный политтехнолог должен стремиться к рекрутизации в свою сеть агитаторов прежде всего людей имеющих уже личностный контакт с населением проживающим в той или иной части округа и пользующихся как можно большим социальным авторитетом. В случае же отсутствия подобного контингента к работе следует привлекать агитаторов имеющих как можно больший опыт общения с населением и умеющих завоевать у населения доверие — идеально подходят работники социальной сферы. Критерий СТЕПЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЕСА сети — это количественно-качественная характеристика имеющая качественную составляющую — наличие социально авторитетных агитаторов в сети и количественную их процентное содержание в отношении к общему количеству агитаторов. Хорошей сеть может считаться когда процент социально-авторитетных агитаторов в ней более 60−70%. Хороший технолог на протяжении всей компании должен постоянно проводить селекцию сети, основываясь на результатах контроля её работы и личном общении с избирателями (полезно проводить с избирателями на местах работы того или иного агитатора своеобразные фокус группы — просто опрашивая на улице или во время встреч с кандидатом, интересуюсь периодически насколько положительно они воспринимают в личностном плане агитатора и насколько адекватно агитатор доносит до избирателей информацию). Характерной чертой отсутствия профессионализма у технологов и очень распространённым пороком на выборных кампаниях является пренебрежительное отношение к качеству набираемых агитаторов — когда для агитационной деятельности набирают кого попало: социальных маргиналов, лиц с отталкивающей внешностью, а зачастую просто сумасшедших, то есть всех тех кто самим своим участием в агитационной деятельности наносит непоправимый вред имиджу кандидата или команды кандидатов. Агитатор — это лицо кандидата на участке где он проводит агитацию, сеть — лицо кандидата во всём избирательном округе и одна из основных функций технолога, создание как можно более авторитетного и имеющего позитивный образ имиджа кандидата. Размер участка на котором агитатор проводит агитацию за кандидата определяется количеством дверей (квартир или частных домов), наиболее оптимальным являются участок в примерно 500 квартир или 250 частных домов — следовательно сеть должна содержать в себе ровно столько агитаторов, сколько необходимо для того, чтобы все двери в избирательном округе были охвачены.
2) Следующий и не менее важный критерий СТЕПЕНЬ УПРАВЛЯЕМОСТИ сети. В условиях современной выборной кампании с её интенсивным графиком приобретают очень важное значение быстрота управления сетью и скорость передачи по сети необходимой для агитационного процесса информации. Следствием этих требований являются возникновение пирамидальной схемы организации сети, в которой этажи между главным технологом и агитаторами занимают промежуточные менеджеры — бригадиры, кустовые бригадиры и т. д. Психологические исследования показывают, что один человек может плодотворно общаться максимум с 30 другими людьми, в том числе и руководить ими, реально в условиях постоянно меняющейся обстановки на выборах и отсутствия профессионально подготовленного штата сотрудников это число уменьшается до 10 — 15 человек. Поэтому оптимальным является компоновка агитаторов по 10−15 человек объединённых по территориальному признаку, этими агитаторами руководит бригадир, также не профессиональный агитатор, но имеющий навыки менеджмента людей и основы трудовой дисциплины. Руководство бригадой соответственно опосредуется отдачей указаний бригадиру. Лучше всего на роль бригадиров подходят люди либо когда-либо работавшие на руководящей работе, либо бывшие бухгалтера и т. п. Очень важный момент формирования сети, что первичней бригадир или сама бригада, распространённой ошибкой является случай, когда технолог сначала находит бригадира, а затем сваливает на того задачу формирования его бригады агитаторов. В этом случае возникает возможность для недобросовестной работы, так как бригадиру выгодно пригласить к себе в бригаду липовых агитаторов с целью присвоения в последующем их зарплаты. Кроме этого технолог не в состоянии будет удовлетворить требования критерия 1 (СТЕПЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЕСА). Выше над бригадирами стоят кустовые бригадиры, которым соответственно подчиняется до 15 бригадиров. Обычно понятие куст совпадает с границами территориального деления: районом, небольшим городом и т. д. (от 10000 до 100000 тыс. избирателей). На должность кустового бригадира необходимо уже подбирать лиц обладающих большим политтехнологическим опытом. В обязанности кустового бригадира входит формирование сети на своем кусту, поэтому он должен иметь опыт подобной работы, хотя бы в роли бригадира. Кроме того кустовой бригадир это уже не простой исполнитель, а технолог, который определяет характер проведения кампании на своем кусту. Поэтому хороший технолог должен уделить как можно больше времени проведению тренингов с кустовыми бригадирами, добиваясь от них чёткости в понимании поставленных перед ними задач, а также определённой стандартизации способов выполнения этих задач, то есть разумного единообразия в выполнении политтехнологических действий. За кустовым бригадиром следует уже уровень технолога направления (ведёт округ от округа размера для выборов в региональное законодательное собрание и больше), которому соответственно должно подчиняться до 25 кустовых бригадиров (например, в Москве — это руководитель кампании Административного Округа). Руководить кампанией такого уровня должен профессиональный политтехнолог с большим опытом работы на выборах. На этом уровне фактически следует и остановиться, так как на нём осуществляется реальное руководство кампанией. Следующие уровни имеют уже больше консультативно-стратегическое предназначенье, так как с них уже нет возможности реального руководства тактикой полевых действий. Именно технолог направления несёт ответственность за качество кампании на вверенной ему территории и за её результат. Следует также отметить, что на этом уровне происходит разделение обязанностей и реально присутствуют главный технолог, отвечающий за всю кампанию, его зам по полевому направлению (или полевик), ответственный за полевую работу (всё что касается непосредственной работы с сетью агитаторов) и другие специалисты: юрист, социолог, журналист, дизайнер и т. д. Критерий СТЕПЕНЬ УПРАВЛЯЕМОСТИ относится к именно к работе на этом уровне и включает в себя множество параметров, прежде всего скорость мобилизации сети для проведения агитационных волн, скорость и адекватность распространения необходимой информации внутри сети, скорость получения обратной информации о работе сети, степень добросовестности выполнения агитаторами сети агитационных действий.
3) Критерий СИСТЕМНОСТИ работы сети, подразумевающий прежде всего стабильность сети в пространстве и времени, стабильность выполнения сетью отведенных ей функций, разумная стандартность выполнения агитационных действий (или проще выражаясь предсказуемость результатов от этих действий), а также соответствие различных территориальных частей уровню качества необходимому для успешного выполнения на данных территориях поставленных перед сетью (полевой структурой) задач.
 — Соответственно системная работа с сетью, отличающая хорошего технолога, означает постоянную его деятельность на улучшение соответствия сети агитаторов указанным выше критериям. Сеть лицо кандидата (или команды кандидатов), сеть источник информации о кандидате (команде кандидатов) для избирателей, сеть — это основной инструмент позитивного воздействия на избирателя, который есть у избирательного штаба и пределов к совершенству здесь нет!
Существует несколько подходов к созданию сетей агитаторов.
1 подход. Клеятся объявления в которых объявляется о временной работе на выборах и даются контактные телефоны штаба. Позвонивших, если они соответствуют по возрасту, месту проживания или по иным сформулированным штабом критериям, приглашают на собеседование. Следовательно в этом подходе основными действиями являются: формулирование руководством штаба необходимых критериев, которыми должен обладать член сети агитаторов, затем по объявлениям на собеседование приглашают потенциальных кандидатов. Основными недостатками подобного подхода являются достаточно длительный процесс набора подходящей сети и в большинстве своём сеть остаётся незаконченной и чтобы её доукомплектовать обычно добирают первых попавшихся выказавших желание субъектов, зачастую мирясь с их маргинальностью. В итоге получается либо недостаточная по численности сеть, либо не соответствующая необходимым критериям выработанным штабом, а в большинстве случаев и то и другое. Кроме того подобный метод ещё и уязвим для конкурентов, подобную сеть легко накачать людьми, которым платят за недобросовестность и саботаж. Поэтому профессионалы используют этот метод как вспомогательный.
2 подход. Политтехнолог ответственный за поле сам ищет свою сеть. В поисках сети политтехнолог перед началом избирательной кампании проходит свой округ, попутно составляя первоначальный паспорт округа. В круг потенциальных агитаторов входят работники социальной сферы, находящиеся на территории округа (детские сады, школы, поликлиники, почты, жеки и т. п.), кроме того хорошими агитаторами могут быть консьержи, другой весьма перспективной категорией являются члены различных общественных организаций находящихся на территории округа (инвалиды, ветераны, больные диабетом и так далее) имеющие по специфике своей деятельности разветвлённую сеть членов. Обычно договорившись в одном из вышеуказанных мест, вы получаете ещё и дополнительных членов сети, которых приходят уже найденные агитаторы. Если кандидат имеет выходы на указанные организации, естественно воспользоваться его связями. Преимущества подобной сети очевидны, так как работники социальной сферы и члены указанных общественных организаций по роду своей деятельности имеют налаженные контакты с местным населением, кроме того они в силу этих контактов могут помощь составить штабу психологический портрет избирателя. Немаловажную роль играют и установившиеся внутри подобных групп корпоративные отношения. Недостатками же являются уязвимость для административного ресурса, если он не на стороне кандидата. Поэтому штаб должен озаботится более тщательной проверкой добросовестности деятельности бригад составленных из подобных агитаторов. В целях минимизации утечки информации непосредственно работать с бригадиром (обычно бригадир стоит выше остальных по служебной или общественной лестнице), а внутри бригады во время собеседования выделить нескольких или минимум одного индивидуума, которые были бы альтернативным бригадиру источником информации и о которых по возможности бригадиру было бы неизвестно. В этом способе важную роль играет умение начальника штаба по полевым работам находить контакт с людьми и уметь их убеждать. Как показывает практика, в случае если удается убедить подобный коллектив стать частью агитаторской сети, он работает весьма добросовестно, хорошо управляем и склонен к соревновательному процессу при правильной материальной мотивации с другими частями агитаторской сети — именно в силу хорошо развитого внутреннего корпоративного сознания.
3 подход. Политтехнолог сам выращивает агитаторскую сеть. Постоянно практикующий политтехнолог, прошедший множество избирательных кампаний и других политтехнологических процессов при желании легко может в ходе этих кампаний подобрать себе постоянный контингент наиболее хорошо подходящих для работы исполнителей. С другой стороны, участие во множестве политтехнологических кампаний вырабатывает у людей профессиональные навыки фактически переводя их в разряд профессиональных агитаторов, к тому хорошо сработавшихся между собой и опять же к выработке у них хорошо развитого корпоративного сознания. Как показывает практика наиболее хорошо подобные структуры получаются из студентов, в среде которых сначала проводится селективная работа, затем вычленяются наиболее перспективные кадры, за которыми тут же начинают тянуться остальные. (Опыт использования студентов в выборах в Московскую Городскую Думу показал, что при данном методе удалось создать хорошо управляемую, разбитую на пятерки, весьма добросовестно работающую структуру, которая за собой тянет неограниченное количество членов, внутри которой легко передаются профессиональные навыки и легко организовать соревнование — студенты при работе на партию Родина с успехом использовались в поквартирной агитации. Служба проверки кандидата на начальном этапе быстро позволила отсеять недобросовестных, остальные же, как потом задействованные студенты у этой службы нареканий не вызывали. Эффективность поквартирной агитации в среднем достигала от 400 до 700 проагитированных квартир из 1000. Важным элементом были сдельные условия оплаты труда и солидарная ответственность пятерок. Последующее использование структуры на муниципальных выборах в Московской области также выявило хорошие профессиональные навыки и добросовестность структуры, претензий от групп проверки практически по существу не поступало. А кандидаты на которых работала структура в большинстве своём выигрывали выборы, причем даже в случаях активного использования оппонентами административного ресурса)
 — на практике профессиональный политтехнолог использует для создания сети агитаторов комбинацию всех трёх способов. Важным аспектом является также способ организации сети максимально облегчающий управление её деятельностью и позволяющий эффективно её контролировать.
Алексей Неживой

Статья опубликована 5.09.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: