Платон Прохоров
- Профиль
- Публикации
- Комментарии
"...верю в науку, совесть и честность. Для нормальной жизни этого более чем достаточно".
- думаю, Вы совершенно корректны, Дмитрий Елисеев. Именно это и является основой здравого пути. Причем, для религиозных и нерелигиозных наших современников одинаково важной основой.
Можно, конечно, углубляться в "толстые тонкости", вроде "веры в науку", которая является все же не верой, а признанием факта состоятельности научного опыта, отрицать конструктивность которого было бы странновато. Ну, а религиозная вера - дело исключительно личного опыта, "интимное" можно сказать дело. Превращение религиозных аргументов в инструмент идеологии к вере имеет очень опосредованное отношение, и явление это совершенно иной природы. Поэтому святая уверенность многих, что раз они считают себя (или их считают) верующими, то обладают какой-то исключительностью, конечно же продукт мнительности. Причем, этот тезис содержится и во многих религиозных доктринах, которые по крайней мере в России, тем же "верущим" малознакомы, дозированно выдаваясь клерикальной идеологией. Ну, а образование - сами видите, - уже и разваленное дотаптывается.
Статья на удивление грамотна, хотя написана явно не специалистом, в достаточной степени компетентным в науке о религии и истории религиозного опыта. Но именно это нахожу весьма отрадным, так как сие свидетельствует об авторе, как внимательном к этой проблематике человеке.
А, вот, комментарии выдают, в основном, наличие во-первых, конфессиональной пристрастности, где верующий человек (любого вероисповедания) исходит из "абсолютной истинности" своей и, разумеется, в той или иной степени "ложности" любой иной религии. Во-вторых, они говорят о косности, т.к. максимально объективно отнестись к вопросам, касающимся религии и веры, способны лишь люди, обладающие в этой области серьезными знаниями независимо от их религиозности/нерелигиозности. При этом, конечно же наличие личной религиозности серьезно облегчает людям изучение феномена религии в целом, но требует от таковых способности не смешивать в своем сознании "Божий дар с яичницей" - то есть, не генерировать в себе рефлекторно конфликт между знанием и верой, что свойственно, как правило, обладателям примитивных типов религиозности при отсутствии знаний.
... направленность материала настолько красноречива, что нет никакой необходимости что-то анализировать Сейчас появляется много радикальных публикаций, ориентированных на очернение всего, что не угодно нынешнему политическому режиму. И нотки "великодержавной истерики", как выразилась здесь одна из комментирующих, могли быть вызваны как действительным эмоциональным срывом, так и банальным "заказом".
"... другая точка зрения, если так можно сказать, объективно-медицинская, не будет обидной для верующих. А если и будет, то это хороший повод задуматься над своей верой и над тем, почему такая точка зрения обидна", - это единственная, по-моему, некорректность этой очень актуальной статьи.
Дело в том, что в статье речь идет не о вере (религиозной), а о клерикализме (институализации на основе веры), который в данном контексте не оскорбляют (хотя она и может оскорбляться, а, если можно так выразиться, "уличают" в сокрытии им серьезных проблем элементарного свойства, создающих опасные риски.
... живой свидетель эффективности сих замечательно предложенных рецептов Много лет уже с удовольствием лопаю все эти ингридиенты, что позволяет совершенно ничем не травиться и не подхватывать никакой заразы. Правда, одна проблема есть: готовить себе приходится отдельно.
... по-моему, статья очень точно актуализирует вопрос такого популярного явления, как низкий уровень религиозности среди христиан некоторых конфессий. Не знаю, какое отношение к религиозным организациям может иметь ув. Автор, но суть именно христианского понимания покаяния и таинства отпущения грехов, а также неосознаваемого лицемерия многих из мнящих себя христианами, сформулирована очень корректно.
Сегодня это стало редкостью Спасибо.
Александр Недошивин, - не совсем так. Праздник-то христианский, а, вот, в праздновании его присутствуют преимущественно элементы народной веры, т.е. "язычество".
На Часкоре оч хорошая статья об истории этого праздника есть - "Под покровом дня"
... согласен со всеми "плюсами", которые перечислены. Тем более, что говоря откровенно, очень надеюсь поступить в обозримом будущем (коли Бог даст) именно так - т.е. убраться из убивающего душу (про тело не говорю) города.
Спасибо за статью
Александр Смирнов, - на мой взгляд, очень разумное и рассудительное приглашение к размышлениям об одном из основных типов мировосприятия. То есть, о религиозности, в значении которой и употреблается здесь понятие религии. В пределах формата маленькой статьи-реплики, задача, во всяком случае, выполнена очень хорошо, о чем свидетельствует и развитие обсуждения. Ну, а в нем, понятное дело, раскрывается уже "другая тема", дающая, как всегда, показательный срез уровня представлений о религии в нашей "принципиально новой исторической формации"
Автору респект.
Галя Константинова, - спасибо. Очень хороший, достоверный материал. И, главное, Александрову Слободу сейчас самое время держать во внимании, чтобы не потерять стране этот уникальный музей.
"...отношение к смерти при жизни влияет на путь человека, на его характер и поведение. Стать ли настоящим реалистом или романтиком в «розовых очках» по отношению к смерти – придется решить каждому самостоятельно, тихо, где-то в глубине души", - это очень искренне и честно. А кроме того, еще и очень точно. Во всяком случае, есть серьезные личные основания это утверждать
... по-моему, отзыв автора на вызовы действительности весьма здрав. То есть, личная позиция выдает тот психотип, представители которого лишь и имеют перспективы будущего. Со-чувствуя честным и очень человечным взглядам автора, не могу не упомянуть о том, что может вызывать вполне оправданные опасения, а именно:
- увы, но в кризисных ситуациях очень маловероятно, чтобы государство, представленное властью (из песочницы), было озабочено обеспечением реального права на жизнь населения, потому что таковое обеспокоено лишь собственными проблемами (от сохранения власти до безнаказанности).
- совершенно неизбежно, что гражданское общество сравнительно скоро будет контролировать такое государство. Однако, путь к тому начинается "снизу", а не "сверху" в силу разных факторов. В т.ч. и упомянутой озабоченности власти.
- как ни банально, но универсальным регламентом для оптимизации условий жизни в России во всех ее аспектах требуется очень немного: реализация права. От установления виновных в нынешнем состоянии страны до обеспечения гарантий прав и свобод. То есть, требуется "операция" по удалению коррупции, вытеснившей право, осуществить которую силами насквозь коррумпированного общества было бы настоящим чудом. Поэтому, исходя из самых оптимистичных расчетов, избежать социальных травм, скорее всего, не удастся.
... к сожалению, этот "оптимистичный" материал содержит слишком много акутальных для оправдания клерикализации государства конфессиональных мифологем. Например, если говорить о славянах, то они имели развитую письменность до создания Кириллом и Мефодием по поручению папы Адриана II искусственного языка на основе греческого алфавита (Кириллицы). Кроме того, они и ранее входили в "культурную семью народов", которая христианизировалась одновременно с ними. Византийскую государственность (империю) некорректно путать с византийской культурой, параллельно с которой существовали и иные более высокоразвитые культуры Востока. Монгольское нашествие не отбросило страну на многие века", а совпало с культурным взлетом Руси, в частности, в области церковного искусства. Вульгарный тезис об "ошибочности православного выбора" касается не религиозного, а социального аспекта развития Руси, где христианский "византизм" с его традицией сервильности ко власти в самом деле тормозил развитие культуры и государства, что слишком очевидно иллюстрировано сравнительной историей государств Евразии.
Цитата "...если быть исторически строгим, православия тогда тоже не существовало. Ведь вплоть до 1054 года христианская Церковь была единой. Отличался лишь обряд" откровенно некорректна даже с позиции конфессиональной школы. Православие" ("ортодоксия", "католичество") - самонаименование христианства с самого начала огосударствления этой религии. Ортодоксальными являлись "Римская" (ключи Петра) и "Византийская" церкви, ортодоксальны и все нынешние церкви, именующиеся "католическими" и "православными" и т.д. Называть "единство народа и страны" - "категорией нематериальной" некорректно, т.к. основы такого единства формируются общностью территории, этнического состава населения, национальными достижениями - культуры, науки, хозяйствования и т.п. Другой вопрос, что символами такого единства, как известно, могут выступать и религии (напр. исламские страны), и национальности (в малых гос-вах), и атеистичность и классовость (в СССР, Китае и др.)
Поэтому, утверждение "абсолютно лишены рационального основания такие понятия как патриотизм, ностальгия", следует считать не некорректным, а абсурдными... впрочем, со всей говорильней последующего развития этой тирады))))
Увы, но и писание пропагандистских текстов тоже требует знаний.
... обозначение этой темы, по-моему, очень важно. Пусть актуально оно было уже "вчера", но лучше поздно, чем никогда
- имеется ввиду обращение внимания основной массы населения на вполне зримые, обнаруживаемые признаки манипуляции сознанием человеческих сообществ разного уровня и масштаба в выстраивании политических перспектив группами власти по весьма ощутимым последствиям. При этом, думаю, вне круга внимания несправедливо остаются остались такие сферы, как идеология и религия. Кстати, последнюю, вероятно, корректно воспринимать, как первую историческую институцию, апробировавшую механизмы манипуляции массовым сознанием, не так ли?
Андрей Гусев, - мы гоыорим об одном и том же, просто разными словами Говоря "анархия" я имею ввиду ее социальный аспект в том самом проявлении, с которым мы уже знакомы, то есть дезориентации. Понятно, что безвластие -бы, как проявление самоорганизации, да еще бы при новом типе человека бы, так, глядишь прямо рай на земле)) Но пока, увы, единственное до чего мы лишь теоретически доразвивались, это примат права - сиречь, диктатура закона.
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...