Народная игра является традиционным средством педагогики, а по определению И. Галяутдинова, выполняет такие важнейшие функции, как:
— коммуникативную: освоение диалектики общения;
— терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
— диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
— коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
— межнациональной коммуникации: усвоение единых социокультурных ценностей;
— развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить детей, пробудить интерес к знаниям);
— социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие жизненные вопросы сегодняшнего дня. В нем сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. Одним из таких средств воспитания является народная игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры — важнейший вид детской деятельности, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой.
Игры народные башкирские — импровизируют жизненные ситуации и явления, часто в поэтико-словесной форме, связаны с историей народа, его трудовой и общественной деятельностью, бытом и обычаями. Содержат элементы музыкально-поэтического фольклора, танца, театральностью. Игры делятся на детские и взрослые, сюжетные с наличием персонажей и ролей — «Ведьмы» («Убыр эбей»), «Прячу платочек» («Йэшерэм йяулык») и бессюжетные, где доминируют мотивы состязания «Белый тополь, синий тополь» («Ак тирэк, кук тирэк»", «Липкие пенечки» («Йэбешкэк букэндэр»). Выделяются игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц, например, «Игра кукушек» («Кэккук уйыны»). Особое место занимают спортивные игры: бег наперегонки «Йугереш», бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканного полотенца.
«Ак тирек, кук тирэк» (Белый тополь, синий тополь):
Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»
Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы».
Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?» Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед».
Первая команда просит: «Дайте нам сахар».
Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»
Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».
Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков".
Юрта (Тирмэ).
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором висит платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр)
3−4 игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Задетые становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.
Стрелок (Уксы)
Проводятся 2 параллельные линии на расстоянии 10−15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. один игрок — стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то этот не считается попаданием.
Игры широко используются и на больших праздниках — на свадьбах, в танцах и спектаклях, на любимом празднике башкир и татар — сабантуях. Сабантуй — ежегодный праздник, посвящённый началу земледельческих работ. Кроме традиционных состязаний (перетягивания каната, куреш — борьба, лазание на намыленный шест, конные скачки, бег в мешках) были популярны и юмористические состязания — разбивание глиняных горшков с завязанными глазами, бой с мешками, доставание монеты со дна ведра с молоком.
Перетягивание каната
Делимся на 2 команды. Двумя руками беремся за концы каната. Перетянуть противника на свою сторону (за черту, которая чертится мелом в центре зала).
3. Есть один любимый праздник, который мы проводим после окончания весенних полевых работ. Этот праздник очень любят в нашей республике. Даже его проводят теперь и в Москве, других городах России. Какой это праздник? (Сабантуй).
Сабан — в переводе с башкирского языка означает луг, это праздник плуга.
— Вы бывали на таком празднике?
— Какие игры вам больше всего понравились?
Бег с яйцом
2 команды. Всем игрокам вручаются деревянные ложки. Первым игрокам в ложки кладется по яйцу (сваренное). По сигналу первые игроки берут в рот ложку с яйцом и бегут до отметки, вернувшись в команду, передают яйцо 2-м игрокам.
Правила для играющих были известны и передавались от деда к отцу, от отца — к сыну. Такие правила развивают умение дружить, играть в коллективе, болеть за свою команду, дух соперничества должен быть здоровым, уметь достойно проигрывать, и многие качества, которые воспитывают детей, которые пригодятся в будущем.
1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре — закон.
2. В игре проявляйте выдумку, смекалку (не нарушая принятых правил).
3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).
4. В играх-поединках выбирай противников, равных по силам.
5. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.
6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.
7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья, подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.
8. Победив, не зазнавайтесь, не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы — противники, вне игры — товарищи.
9. Проиграл, — не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече.
10. В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
11. Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они всегда были исправны и красивы.
12. Судьей должны быть довольны, и победители и побежденные.
13. Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей дороге. Игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб, грядок.
В рамках воспитания основ толерантности в детях, в школах России дети знакомятся с национальностями и играми народов (из конспекта «Консультация для воспитателей и родителей» ГБДОУ детского сада № 12 Красносельского района Санкт-Петербурга):
Народы — как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все — дочери и сыновья
Страны своей прекрасной.
Наиболее любимый вид игры детей — подвижная игра. Любимое место игр — на воздухе, там, где много места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств. Краткая история республики и традиций, рассказанная для детей на доступном языке, запоминается лучше в школьном возрасте, когда у детей замечательный возраст «почемучек», когда им все интересно и запоминается надолго.
Курай (Дудочка)
Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова:
«Услыхали наш курай,
Собрались мы все сюда.
Наигравшись с кураистом,
Разбежались кто куда.
Хай, хай, хай, хай
На зеленом, на лугу
Мы попляшем под курай,
Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:
«Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.
Правила: разбегаться только после окончание слов.
Традиционные башкирские игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер.
В любое время года можно вводить элементы игр в зале на уроках физкультуры.
В работе Хисаметдиновой Юндуз Рамилевны, учительницы начальных классов, мероприятие открывается с такими словами: «Каждый народ, живущий в Башкортостане, имеет свои корни, традиции. Наша с вами задача состоит в том, чтобы стараться не забывать то, что создавал народ веками и уважать наследие других народов, проживающих в Башкортостане» и чтением стихотворения о родине:
Башкортостан — чудесная земля!
Кругом сады — зелёные поля!
На зорьке тихо солнце ясное встаёт,
Как белый лебедь, Агидель плывёт.
Башкортостан — родная сторона,
Она добром и солнцем полна. (Ф. Губайдуллина), которое после небольшого вступления переходит в игровую часть урока, подробно описывает некоторые игр:
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, хорошо знающей культуру, историю, обычаи народа
Таким образом, использованием игр народов России можно не только обогатить общие знания о республиках, но и решать несколько задач одновременно: воспитательную, образовательную, нравственную, здоровьесберегающую, поэтико-этическую, энциклопедическую, развивающую и интернациональную. Следовательно, народная игра является средством всестороннего воспитания и
Народная игра является традиционным средством педагогики, а по определению И. Галяутдинова, выполняет такие важнейшие функции, как:
— коммуникативную: освоение диалектики общения;
— терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
— диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
— коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
— межнациональной коммуникации: усвоение единых социокультурных ценностей;
— развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить детей, пробудить интерес к знаниям);
— социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие жизненные вопросы сегодняшнего дня. В нем сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. Одним из таких средств воспитания является народная игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры — важнейший вид детской деятельности, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой.
Игры народные башкирские — импровизируют жизненные ситуации и явления, часто в поэтико-словесной форме, связаны с историей народа, его трудовой и общественной деятельностью, бытом и обычаями. Содержат элементы музыкально-поэтического фольклора, танца, театральностью. Игры делятся на детские и взрослые, сюжетные с наличием персонажей и ролей — «Ведьмы» («Убыр эбей»), «Прячу платочек» («Йэшерэм йяулык») и бессюжетные, где доминируют мотивы состязания «Белый тополь, синий тополь» («Ак тирэк, кук тирэк»", «Липкие пенечки» («Йэбешкэк букэндэр»). Выделяются игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц, например, «Игра кукушек» («Кэккук уйыны»). Особое место занимают спортивные игры: бег наперегонки «Йугереш», бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканного полотенца.
«Ак тирек, кук тирэк» (Белый тополь, синий тополь):
Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»
Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы».
Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?» Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед».
Первая команда просит: «Дайте нам сахар».
Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»
Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».
Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков".
Юрта (Тирмэ).
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором висит платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр)
3−4 игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Задетые становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.
Стрелок (Уксы)
Проводятся 2 параллельные линии на расстоянии 10−15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. один игрок — стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то этот не считается попаданием.
Игры широко используются и на больших праздниках — на свадьбах, в танцах и спектаклях, на любимом празднике башкир и татар — сабантуях. Сабантуй — ежегодный праздник, посвящённый началу земледельческих работ. Кроме традиционных состязаний (перетягивания каната, куреш — борьба, лазание на намыленный шест, конные скачки, бег в мешках) были популярны и юмористические состязания — разбивание глиняных горшков с завязанными глазами, бой с мешками, доставание монеты со дна ведра с молоком.
Перетягивание каната
Делимся на 2 команды. Двумя руками беремся за концы каната. Перетянуть противника на свою сторону (за черту, которая чертится мелом в центре зала).
3. Есть один любимый праздник, который мы проводим после окончания весенних полевых работ. Этот праздник очень любят в нашей республике. Даже его проводят теперь и в Москве, других городах России. Какой это праздник? (Сабантуй).
Сабан — в переводе с башкирского языка означает луг, это праздник плуга.
— Вы бывали на таком празднике?
— Какие игры вам больше всего понравились?
Бег с яйцом
2 команды. Всем игрокам вручаются деревянные ложки. Первым игрокам в ложки кладется по яйцу (сваренное). По сигналу первые игроки берут в рот ложку с яйцом и бегут до отметки, вернувшись в команду, передают яйцо 2-м игрокам.
Правила для играющих были известны и передавались от деда к отцу, от отца — к сыну. Такие правила развивают умение дружить, играть в коллективе, болеть за свою команду, дух соперничества должен быть здоровым, уметь достойно проигрывать, и многие качества, которые воспитывают детей, которые пригодятся в будущем.
1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре — закон.
2. В игре проявляйте выдумку, смекалку (не нарушая принятых правил).
3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).
4. В играх-поединках выбирай противников, равных по силам.
5. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.
6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.
7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья, подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.
8. Победив, не зазнавайтесь, не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы — противники, вне игры — товарищи.
9. Проиграл, — не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече.
10. В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
11. Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они всегда были исправны и красивы.
12. Судьей должны быть довольны, и победители и побежденные.
13. Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей дороге. Игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб, грядок.
В рамках воспитания основ толерантности в детях, в школах России дети знакомятся с национальностями и играми народов (из конспекта «Консультация для воспитателей и родителей» ГБДОУ детского сада № 12 Красносельского района Санкт-Петербурга):
Народы — как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все — дочери и сыновья
Страны своей прекрасной.
Наиболее любимый вид игры детей — подвижная игра. Любимое место игр — на воздухе, там, где много места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств. Краткая история республики и традиций, рассказанная для детей на доступном языке, запоминается лучше в школьном возрасте, когда у детей замечательный возраст «почемучек», когда им все интересно и запоминается надолго.
Курай (Дудочка)
Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова:
«Услыхали наш курай,
Собрались мы все сюда.
Наигравшись с кураистом,
Разбежались кто куда.
Хай, хай, хай, хай
На зеленом, на лугу
Мы попляшем под курай,
Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:
«Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.
Правила: разбегаться только после окончание слов.
Традиционные башкирские игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер.
В любое время года можно вводить элементы игр в зале на уроках физкультуры.
В работе Хисаметдиновой Юндуз Рамилевны, учительницы начальных классов, мероприятие открывается с такими словами: «Каждый народ, живущий в Башкортостане, имеет свои корни, традиции. Наша с вами задача состоит в том, чтобы стараться не забывать то, что создавал народ веками и уважать наследие других народов, проживающих в Башкортостане» и чтением стихотворения о родине:
Башкортостан — чудесная земля!
Кругом сады — зелёные поля!
На зорьке тихо солнце ясное встаёт,
Как белый лебедь, Агидель плывёт.
Башкортостан — родная сторона,
Она добром и солнцем полна. (Ф. Губайдуллина), которое после небольшого вступления переходит в игровую часть урока, подробно описывает некоторые игр:
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, хорошо знающей культуру, историю, обычаи народа
Таким образом, использованием игр народов России можно не только обогатить общие знания о республиках, но и решать несколько задач одновременно: воспитательную, образовательную, нравственную, здоровьесберегающую, поэтико-этическую, энциклопедическую, развивающую и интернациональную. Следовательно, народная игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...