Реакция читателей на мои заметки по указанной теме свидетельствует о недовольстве и, даже гневном, некоторых из них по поводу употребления мной в тексте терминов религиозного сознания. Это объясняется, в первую очередь, недоразумением. Понятию Бога в религиозном сознании соответствует категория необходимости в повседневном и научном сознании. Она его эквивалент. Здесь, правда, обязательна оговорка. Учитывая феномен удвоения формы, мы должны подразумевать необходимость как внутреннюю, равную свободе, форму. Иначе такую форму называют абсолютной необходимостью. Но Бог и есть любовь, свобода. Незадачливый атеист и не подозревает, что от Бога далеко не убежал, и стоит, по сути, на той же почве – только в иной форме. О словах спорить не стоит и с ветряными мельницами бороться бесполезно. Между прочим, необходимость признают, пусть и в косвенной форме, даже, так называемые, постмодернисты, которые и слышать ничего не хотят о всяких там нарративах (общее, целое… и, конечно же, бог). Подобная позиция логически уязвима и абсурдна по своей сути, но рассмотрение этого увлечёт нас в сторону. Нам важней указать и проанализировать онтологический источник такой нужной нам категории, как идеальное, образующее начало всех высших понятий.
Мы видим, что все вещи изменчивы, или как говорили древние – всё течёт. Но вместе с тем отдаём себе отчёт: никакую вещь нельзя уничтожить бесследно, абсолютно. Она лишь превратится во что-то иное, но тем самым в вещах есть не только изменчивая, преходящая сторона, но и нечто неизменное, непреходящее, пребывающее в них. Весь мир наполнен подобными оппозициями. Нашему взору, чувственной способности открывается, прежде всего, изменчивая сторона вещей, но то, что в вещах есть ещё и другая сторона, – пребывающее в них, – нашим чувствам недоступно. Это доступно только нашему сознанию, пониманию. Это неизменное, пребывающее в вещах, и есть то, что в философии принято обозначать как идеальное. Его природа поразительна и парадоксальна. О нём невозможно высказываться в форме простых предложений, а ещё точнее, суждений, чтобы при этом не исказить его природу. Оно не терпит однозначности. Я уже успел навредить ему своими дидактическими приёмами. Но сама эта моя оговорка будет извинять нас, если мы обязуемся всегда помнить об этой его природе.
Прежде всего, идеальное – процессуально, что является внутренней предпосылкой внешней изменчивости вещей. Это утверждение, мы видим, противоречит высказанной выше оценке, что идеальное неизменно и непреходяще. Но природа идеального в вещах как раз и характеризуется такой неоднозначностью. Противоречивость – корень его жизненности, вечный двигатель всего сущего во вселенной. Далее, идеальное нигде не находится и вообще не может находиться, в смысле покоиться, в то время как чувственно воспринимаемая сторона вещей характеризуется пространственно-временными координатами, то есть находится в пространстве и времени. Об идеальном, как таковом, следует сказать, что оно отличается от реального тем, что оно Вечно и Бесконечно. Оно – нигде и вместе с тем везде и всегда. Поскольку каждая вещь способна превратиться в любую другую говорит о том, что всякая особенная вещь в самой себе по своей природе является чем-то всеобщим всем, чем угодно или единством многого. И если со своей внешней, чувственной стороны каждая отдельная вещь находится рядом с друго
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...