О себе
Автор книг:
- "Школа выживания для абитуриентов";
- "Как защититься от хамства. 7 простых правил";
- "Теория доминирования";
- "Знакомство по объявлению. Кто вам пишет?";
- "Метод 3-4-5, чтобы все запоминать!"
Занимаюсь проведением групповых семинаров и индивидуальных консультаций, в т.ч. по скайпу. Темы и расписание можно посмотреть на моей странице http://vk.com/vladinata_petrova или на сайте http://samopoznanie.ru Приглашаю к сотрудничеству организаторов подобных мероприятий.
В настоящее время я работаю над следующими своими книгами - сразу над несколькими. (Пока трудно загадывать, что будет опубликовано раньше). Отдельные главы из них буду выкладывать в виде статей в журнале "Школа Жизни" или, если по формату это будет невозможно, здесь же в блоге.
О чем рассказывает книга "Теория доминирования"?
Теория доминирования объясняет, почему ваша судьба складывается так, а не иначе. Судьба же имеет множество граней: это и профессия, и выбор спутника жизни, и характеры ваших детей, и многое другое. У этой теории много следствий, которые, как я полагаю, будут более полно раскрыты в процессе ее обсуждения с читателями, и я нисколько не сомневаюсь, что ее будут дополнять, развивать, и наверняка критиковать – в частности, потому, что моя теория бросает вызов учению Фрейда, имеющему многочисленных сторонников. А поскольку в процессе дискуссии теорию непременно будут пересказывать, я считаю необходимым сделать краткое изложение основных положений книги «Теория доминирования» – для того, чтобы было от чего оттолкнуться.
Итак, теория доминирования, изложенная в одноименной книге, рассказывает о том, что судьба ребенка зависит только от двух человек. Первый («Доминирующий») – тот, кто доминировал над ребенком в том возрасте, когда тот еще не был способен оказать сопротивление. Второй («Подчиненный») – тот из окружения Доминирующего, кто более, чем все остальные, был предан Доминирующему, восторгался им, прощал ему все обиды и т.д.
Ребенок старательно копирует те черты Доминирующего, которые позволяют последнему властвовать над Подчиненным, а мерой успешности этого подражания является одобрение Подчиненного. (Человек поступает так, как его доминирующий родственник, но смотрит на себя глазами подчиненного родственника). Ребенок подражает сильным (по его мнению) чертам Доминирующего, несмотря на то, что Доминирующий может являться человеком другого пола. Так, в частности, появляются женщины, ведущие себя по-мужски, или женственные мужчины.
Ребенок также выискивает слабые места Доминирующего, препятствующие Доминирующему распространить на других людей такое же влияние, как на Подчиненного. Вследствие этого ребенок идет по стопам людей, которые в чем-либо доминируют над Доминирующим (зачастую сам Доминирующий проговаривается перед ребенком, что считает их по каким-то причинам «сильнее» себя). Отсюда выбор профессии и жизненного пути.
«Основной инстинкт»
Главным инстинктом любого живого существа является не сексуальность, а инстинкт самосохранения. Попросту – чувство страха и желание выжить, порождающее агрессию против соперника. Поэтому каждый ребенок прежде всего отмечает, кто из окружающих его людей представляет для него наибольшую опасность, то есть выделяет Доминирующего. За этим человеком он внимательно наблюдает, подмечая все его слабости, чтобы когда-нибудь возобладать над ним.
Страх и порожденная им агрессия – более древние инстинкты, чем сексуальность. Они раньше сформировались в ходе эволюции, поскольку простейшие существа еще не имели пола, но уже боролись между собой за выживание.
Теория доминирования утверждает, что Фрейд преувеличил значение сексуальности, считая ее основой поведения человека. На самом деле такой основой является инстинкт самосохранения, который проявляет себя в страхе перед более сильным существом, агрессии против него и, при наличии у живого существа интеллекта, желании скопировать те его качества, которые обеспечивают доминирование среди других существ того же вида.
Опровержение теории Фрейда
С точки зрения теории доминирования, учение Фрейда об Эдиповом комплексе (о скрытом влечении сына к матери и соперничестве из-за этого с отцом) является ошибкой. В книге доказывается, что теория Фрейда является одним из частных случаев, охватываемых теорией доминирования – случаем, когда ребенок – мальчик, а Доминирующим и Подчиненным являются, соответственно, отец и мать. Сын борется с отцом не из-за влечения к матери, а по той причине, что отец доминирует, а мать принимает это доминирование наиболее охотно по сравнению с другими членами семьи.
Если ребенок – девочка, у которой Доминирующим является, например, отец, а Подчиненным бабушка, то она будет подражать отцу и бороться с ним за внимание бабушки.
Опровергается также утверждение Фрейда о существовании у человека некоего «инстинкта смерти», заставляющего его делать опасные для него вещи, например, участвовать в сражениях. С позиций теории доминирования, в реальности существует лишь дремлющее внутри человека желание взять реванш за свое беспомощное состояние в детстве. Если ребенок подвергался в детстве насилию, то он охотно идет на опасный для него конфликт, но не отступает, в отличие от того человека, чье детство было спокойным. Происходит это не потому, что у такой личности отсутствует инстинкт самосохранения и она жаждет погибнуть, а потому, что отступление для нее, в отличие от человека с «безопасным» детством, означает не уход от опасности, не спасение, а напротив, возвращение в то самое беспомощное состояние, в котором он находился в младенчестве.
Причиной самоубийств являются ситуации, когда человек делает вывод о невозможности стать таким, как Доминирующий, и, в частности, о невозможности получить одобрение людей, похожих на Подчиненного. В случае, если человек усердно копирует качества доминировавшей над ним личности того же пола, но все-таки не может получить признания представителей противоположного пола, это приводит его к удручающему выводу, что выдержать соревнование с людьми, похожими на Доминирующего, он не способен. Именно этот вывод и приводит некоторых людей, получивших от любимого человека отказ, к мысли о самоубийстве, а вовсе не невозможность жить без своего избранника.
Садизм и мазохизм
В случае, если человек находится в беспомощном состоянии и заведомо не может бороться (например, в силу возраста), страх и агрессия порой вытесняются эротическими переживаниями. Сексуальное возбуждение – это природная защита для вытеснения чувства страха и беспомощности. Поэтому эротические желания, которые высвобождал Фрейд у своих пациентов, на самом деле, были лишь «верхушкой айсберга», более или менее дозволенным заменителем агрессии. Тем не менее, Фрейд в своих работах отмечал и случаи «чистой» агрессии без сексуального подтекста, которые он не смог объяснить.
С точки зрения теории доминирования, если ребенку, который еще слишком мал, чтобы бороться за себя, рассказывать о страшных вещах, показывать сцены насилия, родители воспитывают в нем не борца, а подавленного и покорного мазохиста. Пассивность и неспособность бороться за свои права, тяга к авторитарному правлению – это результат воздействия кинематографа и традиций советской школы, когда совсем еще маленьким детям подробно рассказывали о концлагерях, пытках, расстрелах и тому подобном, которые воспитали несколько поколений людей, смакующих свое ощущение беспомощности.
О брачном выборе и нетрадиционной ориентации
Теория доминирования объясняет выбор мужа или жены следующим образом. Любовь – это процесс, в ходе которого человек играет роль доминировавшего над ним когда-то персонажа и добивается того, чтобы другой человек принял его в таком качестве. В связи с этим, человек выбирает в спутники жизни того, кто, во-первых, восхищается им именно в этом качестве, во-вторых, обладает свойствами, недостающими ему для доминирования в обществе. Если эти два условия перестают выполняться, люди разводятся.
С точки зрения теории доминирования, первой предпосылкой для возникновения однополой ориентации является ситуация, когда Доминирующим для ребенка является представитель противоположного пола, с которым у ребенка плохие отношения, при этом Подчиненный, являющийся лицом одного с ребенком пола, восхищается Доминирующим. Например, это ситуация, когда мальчика воспитывают властная мать и подкаблучник-отец.
Критика учения Эрика Берна
Оспаривается мнение Эрика Берна о том, что человеку свойственно многократно повторять одни и те же поступки, из-за того, что его «программируют» родительские установки. Если родитель играет в семье роль Подчиненного, его установки выполняются с точностью до наоборот. Что касается установок Доминирующего, они выполняются только в том случае, если Доминирующий сам следует этим правилам, и их соблюдение помогло Доминирующему, по его мнению, возвыситься над другими людьми, а самое главное – получить восхищение Подчиненного. Например, если Доминирующий-отец внушает сыну, что надо усердно накачивать мышцы, дабы устроиться на высокооплачиваемую работу охранником, а сам работает клерком и пренебрежительно отзывается об охранниках со своей работы, называя их тупоголовыми бездельниками, сын ни за что не последует совету отца, поскольку понимает: послушание в данном случае поставит его в положение Подчиненного. Если же Доминирующий сам работает охранником и верит, что это заставляет окружающих уважать его, а главное, если Подчиненный (например, мать или бабушка) восхищается профессией Доминирующего, сын непременно последует указанию отца.
Теория доминирования расширяет возможности метода Эрика Берна относительно выявления жизненного сценария человека по его любимой сказке. Во-первых, теория доминирования позволяет узнать о человеке больше информации, поскольку в сказке исследуется не только сюжетная канва, но и то, кто в ней символизирует Доминирующего и Подчиненного члена семьи. Во-вторых, теория объясняет, каким образом возник жизненный сценарий, отраженный в сказке.
Отношение к оккультным учениям, объясняющим судьбу
Теория доминирования отрицает воздействие на судьбу иррациональных сверхъестественных факторов. Прежде всего указывается на то, что оккультные представления о судьбе (например, учение о карме) направлены на объяснение неудач в жизни человека, которые понимаются как наказание за грехи, совершенной в этой или «прошлых» жизнях, однако ни одна оккультная система не пытается объяснить необычайные достижения определенных людей, например, проявление научной или художественной гениальности или достижение высших постов во властных структурах. Между тем, в книге «Теория доминирования» перечислены семейные факторы, которые с неизбежностью приводят ребенка к успеху даже при отсутствии врожденных способностей.
Предопределенность судьбы
Согласно теории доминирования, при наличии ряда особенностей поведения Доминирующего и Подчиненного, судьба человека становится жестко заданной. Эти особенности поведения предопределяют как небывалые успехи человека, даже при сниженных умственных способностях, так и его ничтожность, в том числе опасность для общества, что доказывается на примере биографии маньяка Чикатило. (Теория представляет интерес для криминалистов, составляющих психологический профиль преступника).
При этом утверждается, что радикально изменить судьбу человека, в том числе исправить любого преступника, можно путем разъяснения мотивов поведения Доминирующего и Подчиненного, воспитывавших преступника, с позиций теории доминирования и дискредитации обоих.
Теория доминирования о феномене предсказания писателем своей судьбы
То обстоятельство, что авторы порой предсказывают в художественных произведениях свою гибель или иные повороты своей судьбы, объясняется тем, что писатель в своих произведениях выдает, кто именно в его семье был Доминирующим и Подчиненным. Соответственно, поэт или писатель обнаруживает перед читателем то, какой тип людей вызывает у него наибольшую агрессию, а также то, ради какого типа людей он готов рисковать, чтобы заслужить их одобрение. Механизм «предсказания» проиллюстрирован на примере гибели А.С. Пушкина.
На основе моей теории доминирования разработаны несколько тестов: "Что ожидает вас в браке?", "Есть ли у вас шанс стать известным автором?", "Почему ваш ребенок не женится (не выходит замуж), хотя он уже достиг того возраста, когда это пора сделать?". Эти тесты вы можете найти в интернете.
С другими работами можно ознакомиться в моем блоге.
Володя... У вас спорткафедра хоть с пониманием к этому вопросу отнеслась: не умеешь на лыжах - не надо. Будешь бег сдавать. Без лыж. А у меня...