Да и не сказка это вовсе, а самая что ни на есть быль, хотя в ней будут и белые бычки, и волшебные превращения, и коровы, прыгающие на Луну, и люди с бычьими головами. Так что налейте в стакан свежего молока, положите в рот конфету «Коровка» и усаживайтесь поудобнее…
Сам я человек городской и с крупным рогатым скотом контактировал не так часто, как селяне. Однако две подобные встречи прочно врезались мне в память.
Давным-давно, когда моя борода ещё не была седа (честно говоря, её тогда вообще не было), я прогуливался с товарищем по полям родного Донбасса. Шли мы однажды вдоль поля, а у самого его края пасся огромный чёрный бык. Выглядел он, как и положено полноценному быку: грузное тело, широкий торс, крепкие ноги и низко посаженная широкая голова с серповидными рогами.
Всё это наглядное воплощение силы и мощи было привязано к маленькому колышку, вбитому в землю. И пока мы проходили мимо, бык неотступно следовал за нами (насколько ему позволял поводок), недовольно фыркая и не сводя с нас маленьких ненавидящих глаз. О том, что случится, если эта туша сорвётся с колышка, мы старались не думать…
Слава богу, что мы не встретились с Катоблепасом — мифическим быком, описанным в трудах Плиния Старшего и записках Леонардо да Винчи. Катоблепас якобы обитал в Эфиопии и носил на шее косматую гриву (наверное, в таком искажённом виде дошли до европейцев слухи об антилопе гну). Однако пугал этот бык вовсе не гривой, а смертоносным взглядом, от которого мог погибнуть и сам — даже посмотрев на своё отражение.
Но оставим пока мифы и вернёмся к моим воспоминаниям.
Другой раз я был со своей институтской группой на полевой практике в районе посёлка Иллирия (Луганская обл.). Наш лагерь был разбит в лесистой балке, со всех сторон окруженной зелёными холмами, где в обилии паслись коровьи стада. И вот одним летним днём мы сидели у палаток, когда вблизи раздался громкий истеричный рёв. Остальное произошло настолько быстро, что никто не успел даже подняться с места.
Из кустов с громким треском вырвался бычок, за которым бежал пастух. Оба явно были не в себе. Первого, видимо, довели до нервного срыва кровососы-слепни, а второй прекрасно осознавал, что если подопечная скотина покалечит какого-нибудь студента или студентку, то виноватым будет явно не животное.
Правда, попытки пастуха преградить бычку путь успехом не увенчались — он был буквально подцеплен рогами и отброшен в сторону, как тростинка. А истеричное животное с плеском пересекло ручеёк, снова проломило кусты и, продолжая реветь, исчезло из поля зрения. К счастью, пастух почти не пострадал и продолжил преследование, хотя и слегка прихрамывая. А ведь это был лишь бычок, а не та гора мышц, которую мы с другом встретили в поле…
Мораль «сих басен» проста, как мычание: бык — животное могучее, поэтому шутить с ним не стоит. Это нашло отражение и в нашем языке. Недаром о крупном и сильном мужчине мы говорим «силён как бык», «здоров как бык», а то и вовсе называем его бычарой или бугаём. В русских народных сказках даже встречаются герои, напрямую рождённые от коровы (Иван Быкович. Иван Коровий Сын), и в их физических данных сомневаться не приходится.
Впрочем, «бычьи» метафоры далеко не всегда звучат лестно и порой подразумевают, что адресат обладает дурным нравом и не отягощён мыслительной деятельностью. Наиболее ярко это проявляется в выражении «быковать» — то есть вести себя грубо, нагло, агрессивно, полагаясь только на силу, а не на аргументы и здравый смысл. Есть у глагола «быковать» и второе значение — «тупить», проявлять глупость и непонимание (его обычно употребляли городские жители в отношении выходцев из села).
Мрачный окрас приобрело и выражение «Час Быка», ставшее широко известным после выхода в 1968 году одноименного фантастического романа Ивана Ефремова, где описывалось тоталитарное общество планеты Торманс. Само выражение Ефремов услышал в Монголии (он был по образованию палеонтологом и часто ездил туда на раскопки).
И. Ефремов «Дорога ветров»:
Было самое глухое время — «час быка» (два часа ночи) — власти злых духов и чёрного (злого) шаманства, по старинным монгольским суевериям.
Дело в том, что бык на Востоке символизировал самое тёмное и психологически тяжёлое время суток — с одного до трёх часов ночи.
Кстати, негативная символика быка упоминалась и в более раннем фантастическом романе Ефремова «Туманность Андромеды» (1957):
Глядя на поднимавшиеся вдали синие горы, Мвен Мас вдруг с горечью подумал, не принадлежит ли он к категории «быков» — людей, всегда причинявших затруднения человечеству. «Бык» — это сильный и энергичный, но совершенно безжалостный к чужим страданиям и переживаниям человек, думающий только об удовлетворении своих потребностей. Страдания, раздоры и несчастья в далёком прошлом человечества всегда усугублялись именно такими людьми, провозглашавшими себя в разных обличьях единственно знающими истину, считавшими себя вправе подавлять все несогласные с ними мнения, искоренять иные образы мышления и жизни.
Сам же роман «Час Быка» писатель предварил эпиграфом из китайско-русского словаря епископа Иннокентия 1909 года:
Ди пхи юй чхоу — Земля рождена в час Быка (иначе Демона, два часа ночи).
Эпиграф прямо намекал, что Земля — это вотчина страданий для живых (и особенно мыслящих) существ, своеобразное инферно (т.е. ад), а роман, соответственно, показывал, каким образом люди могут выйти из этого ада.
Из песни Майка Науменко:
Я не могу не просыпаться в пять утра,
В час смертей и самоубийств.
Я знаю, многим плохо в это время,
В час инфарктов и тяжелых мыслей……Иногда так нужно с кем-то поговорить,
Но кто будет говорить с тобой в пять утра?
Иногда так важно с кем-то поговорить,
Но кто будет говорить с тобой в Час Быка?!
Если о Часе Быка большинство из нас знают благодаря роману Ефремова, то о Годе Быка не слышал только глухой.
Не секрет, что у китайцев и их соседей календарный цикл (известный, как Восточный гороскоп) состоит из 12 лет, и каждый год символизирует какое-то животное. Кстати, многие забывают, что цикл этот немного сдвинут по отношению к нашему календарю, поэтому тот же Год Быка в 2021-м начинается не 1 января, а 12 февраля.
Интересно, что, согласно легенде, именно бык должен был по праву открывать календарный цикл. Но случилось иначе…
Дело в том, что места в календаре распределялись в зависимости от того, в какой очерёдности животные приходили в гости к Будде. В этой гонке бык оказался явным лидером, но сжалился над крысой, которая попросила его помочь перебраться через реку. Как только парочка оказалась на другом берегу, хитрая крыса спрыгнула с быка и первой подбежала к Будде, чтобы засвидетельствовать своё почтение. Как говорится, наглость — второе счастье…
Продолжение следует…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...