Странные все-таки ассоциации были у людей в старину.
Леонардо да Винчи «Bestiarium»:
«Внешне он напоминает лошадь, копыта у него раздвоенные, хвост крючком, клыки, как у кабана, а на шее у него грива… Питается он злаками, а в поля ходит задом наперед, чтобы создать впечатление, что он будто бы только что оттуда вышел».
С гривой, копытами и хитроумием гиппопотама великий художник, конечно, погорячился. А вот на свинью бегемот все-таки больше похож, нежели на слона или коня. Свинья он, конечно, немалая: до 4,5 метров в длину и весом 3−4 тонны. Чтобы насытить подобное чрево, требуется соответствующая пасть. А она у бегемота внушительная, украшенная огромными клыками (нижние — 65 см длиной). До изобретения фарфоровых зубных протезов у стоматологов был весьма в ходу материал из клыков бегемота, ведь, в отличие от слоновой кости, он не желтел со временем.
«Медведь увидел бегемота и говорит:
— Эх, твоим бы рылом медку хлебнуть…».
(анекдот)
Демонстрирует свою великолепную пасть наш герой частенько, но обычно не с целью напугать — просто таким образом он выпускает из себя… газы. Впрочем, они не зловонны, как не зловонны и бегемотьи экскременты.
Вторжение в столь интимные подробности в данном случае необходимо, ибо дефекация в жизни бегемотов — процесс не только физиологический. Наблюдать его вблизи не рекомендуется — ведь бегемот не просто испражняется, но еще и вертит при этом хвостом как пропеллером, в результате чего все отходы разлетаются на много метров вокруг. Подобным методом он обычно метит территорию. А иногда подобное испражнение — нечто вроде иерархического ритуала. Доминирующий самец бродит среди молодых и требует, чтобы ему… гадили на морду. Смог нагадить — свободен, не смог — берегись…
Впрочем, дефекация для бегемотов — не проблема. Едят они много и постоянно. А трехкамерный желудок и 60-метровый кишечник с дружественной «микрофлорой» легко перерабатывают клетчатку.
Б. Гржимек «Они принадлежат всем»:
«Когда в Познаньском зоопарке на 47-ом году жизни „ушел в лучший мир“ бегемот Бонго, ветеринары обнаружили в его желудке… гранату. Кроме того, там же нашли большой кусок кожи от почтовой сумки, почти три килограмма камней, больше ста польских монет, револьверную пулю, проволоку и другие несъедобные предметы. Как-никак Бонго пришлось пережить две войны и различные политические пертурбации. Но умер он отнюдь не от желудочных недомоганий, а от заражения крови».
Несмотря на первое впечатление, мясо бегемота совсем не жирное. Да, есть слой жира под кожей, немного сала окутывает кишки, а все остальное — почти чистое постное мясо (содержание жира всего 3,1%, а белка — 70,9% от общего веса). Бернгард Гржимек писал, что в ветеринарном управлении Кении при разделке бегемота весом 1456 кг в туше оказалось: 520 кг — чистое мясо, 280 кг — кости, 33 кг -жир, 248 кг — кожа, 27 кг — печень, 9 кг — легкие, 7,8 кг — сердце, 5 кг — язык.
По вкусу мясо бегемотов напоминает телятину, поэтому древние египтяне его кушать не стеснялись. Но почему-то никому даже в голову не пришло одомашнить этот «мясной комбинат» и таким образом решить проблему африканского голода. Зато негритянские племена до сих пор воюют за то, кто у кого уведет больше голов рогатого скота, напоминающего жертв Освенцима…
Да, и еще. Говорить «ты толстокожий, как бегемот» о бесчувственном человеке отныне неверно. Кожа нашего героя весьма чувствительно реагирует даже на прикосновение мухи. Так что «трогать его не моги»…
Не все бегемоты столь велики и так уязвимы для охотничьего ружья. Один вид гиппопо укрылся от греха подальше — в самую гущу африканских джунглей. Для этого, конечно, пришлось пожертвовать размерами. Карликовый бегемот в длину — всего 1 м 80 см, и напоминает такой себе бочонок, обтянутый черной кожей. Существо он мирное и скрытное, поэтому на глаза европейским ученым не попадался аж до начала ХХ века. До Европы, правда, доходили его шкуры и черепа, но натуралисты вяло от них отмахивались — мол, никакой это не новый вид, а просто молодой (либо уродливый) бегемот обыкновенный. Местные же жители изловить «нигбве» (как они его называли) тоже не спешили — в их легендах он имел имидж страшно свирепого зверя. Так и жил бы себе карликовый бегемот спокойно, пока известный торговец животными Карл Гагенбек не заказал опытному путешественнику Гансу Шомбургку попробовать все-таки изловить «чудище». И в 1911 году сделать это удалось — в Европу направились целых пять экземпляров живых «нигбве». Теперь они нередкие гости зоопарков, где их, в основном, и изучают. В естественных условиях это, как вы понимаете, делать чрезвычайно трудно.
Карликовый бегемот к воде, конечно, относится положительно, но во время опасности старается скрыться на суше в зарослях. Ну, а жизнь свою предпочитает, подобно какой-нибудь лесной свинье, коротать в норах.
Для нормального же гиппопо вода — это все: и среда обитания, и убежище, и роддом, и могила.
«Ох, нелегкая это работа —
Увести от воды бегемота».
(почти Чуковский)
При этом активным пловцом бегемота не назовешь. Конечно, при необходимости он способен на спортивные рекорды — например, переплыть 30-километровое расстояние между островом Занзибар и африканским побережьем. Но в основном бегемоты предпочитают мелководья, где можно неспешно побродить по дну, а при случае и занырнуть минуты на четыре. Чтобы защитить кожу от набухания в воде, по телу бегемотов струится «кровавый пот» — специальный кожный секрет красноватого цвета.
Стадо бегемотов обычно состоит из матерого самца и самок с детенышами. Неполовозрелые особи «тусуются» отдельно, а молодые самцы, пока не обзаведутся гаремом, ходят в одиночку. Отбить чужую самку — дело весьма рискованное. Если наглец после демонстративной угрозы не ретируется, может произойти побоище с использованием тех самых полуметровых клыков. Тут уж кровь льется вполне натуральная и смертельный исход — не редкость.
Впрочем, в любом случае бегемот старается умереть в воде. В воде же он и рождается. Правда, новорожденные детеныши плавают еще из рук вон плохо и, пока не научатся, путешествуют на спине заботливой мамаши (не отсюда ли взялась «речная лошадь»?).
От воды бегемоты удаляются тайком, ночью, и обычно не более чем на 300 метров. Попадаются, конечно, и «ненормальные» бегемоты, которые срываются с оседлых мест и начинают странствовать.
Б. Гржимек «Они принадлежат всем»:
«Известен знаменитый бегемот-странник Хуберт, который в начале 40-х годов отправился из Свазиленда в длительное путешествие по Южно-Африканскому союзу. Он пробыл в пути 2,5 года, …прошел в общей сложности 1600 км. …Из-за того, что появление Хуберта несколько раз случайно совпадало с дождем, местное население стало считать его „богом дождя“. Поэтому во многих районах ему устраивали самый торжественный прием, потчуя сахарным тростником и овощами».
Не всем бегемотам везет так, как Хуберту. Обычно люди не очень довольны, когда огромная туша заберется к ним на пастбище, сожрет пол-урожая, а что не сожрет, на том поваляется. Впрочем, по поводу того, ЧЬЕ это пастбище, у бегемотов свое мнение. Кто первый нашел и кучами навоза пометил, того и пастбище. К местам кормежки ведут четко проложенные маршруты, которые ни с чем не перепутаешь, ибо бегемотья тропа может быть втоптана в землю на полтора метра.
Б. Гржимек «Не щадя сил»:
«…подводные тропы хорошо различимы сквозь воду простым глазом: они являются четким продолжением протоптанных бегемотами и спускающихся с берега троп. Боже упаси встать на такой тропе и загородить ее! Животные, находящиеся на берегу, почувствуют себя отрезанными от своего спасительного убежища…».
О том, насколько опасно шутить с бегемотами, мы и поговорим в следующей части.
Хочу, хочу, хочу, хочу! Бегемочий стейк хочу!
0 Ответить
Мда-а-а-а-а, а на вид -- милейшее пухленькое создание со смешными ушками и мордахой чемоданом. Пока пасть не раскроет.
Не знала, что их едят.
Оценка статьи: 5
0 Ответить