• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Пузырев Грандмастер

Бывают ли мысли у животных?

Считается, что животное мыслить не может, но это утверждение вызывает сомнение, и все мы знаем из информационных источников примеры того, когда животное показывает осознанные действия. Например, зовет человека куда-то за собой, чтобы показать ему, что кто-то нуждается в помощи.

Viorel Sima, Shutterstock.com

Пограничные и другие служебные собаки иногда совершают поступки, которые указывают на способность животных мыслить и принимать решение.

Или такой пример. На даче у родственников однажды весной появился большой сиамский кот, который, по всей видимости, потерялся, хотя коты находят хозяев за много километров, этот оказался брошенным. Мне потом говорили, что у кота были подрезаны усы, для того чтобы он не нашел дорогу назад домой. Имя ему дали неожиданное, совсем не кошачье — Иннокентий.

Удивительным было поведение кота по отношению к хозяевам дачи, которые говорили, что кот ласковый, в то время когда дачу обходили стороной все соседские кошки и собаки. Этот кот Иннокентий ел огурцы и все, что ему давали, без каких-либо претензий со своей стороны. Всем своим поведением он демонстрировал хозяевам дачного участка свою полезность.

Кот встречал и провожал хозяев дачи, когда они периодически ездили в город, и всем своим поведением показывал, что он хороший, и как бы просил, чтобы его не выгоняли. Он показывал, что сам способен прокормить себя, принося людям пойманных мышей и разных птиц, не понимая, зачем отбирают у него и выпускают пойманных птенцов. При этом ни разу не огрызнулся, когда у него забирали его добычу.

Животное действовало сознательно, и надо полагать, что зачатки какого-то разума у него были. В городской квартире у хозяев дачи уже была кошка, и по окончании дачного сезона родственник унес кота на завод, где сам работал, и думаю, крыша и питание для Иннокентия были обеспечены.

Есть у животных чувства? Безусловно, чувственные восприятия человека — атавизм животного его состояния. Мы познаем живую природу всеми десятью органами чувств, которые через подсознание влияют на поведенческие реакции человека. Наша психика требует от нас ощущений радостных, хороших, приятных, которые мы испытываем при сбалансированной биохимии головного мозга. Надо полагать наличие тех же желаний и у животных.

Есть у животных ум? Есть, конечно. Миропонимание животных включает в себя изучение окружающего мира, в том числе и человека, путём наблюдения за его действиями. Домашние кошки и собаки не подходят, например, к хозяину, когда тот спит, и описано много случаев, когда они будят хозяина в момент опасности. Собаки и кошки умны, они способны лечить себя и знают, какие лекарственные средства помогут им укрепить свое здоровье.

Есть ли у животных эмоции? Безусловно. Мы можем наблюдать в поведении у них такие эмоции, как испуг, ярость, ласку. В дикой природе, например, когда в облаве убивают доминирующую в стае волчицу, то вожак разворачивает всю стаю и ведет ее на охотника, сделавшего выстрел, не обращая внимания на потери. Такое поведение вожака стаи, идущего в этом случае на явную смерть, показывает наличие у него чувств или эмоций.

Можно сказать, что в паре «человек и животное» осознан лишь человек, а у собаки или кошки нет сознания, и когда собака несет хозяину тапочки — это только рефлексы условные и безусловные, о которых мы читали в школьных учебниках. Для того чтобы утверждать об изменениях психических способностей животного и человека, нужно твердо знать, что эти способности меняются.

Для этого надо подтвердить эмпирическим путем сущность релятивизма сознания не только человека, но и животного.

Есть ли ум у собаки? Есть, безусловно, и это доказано многократно, начиная с того, что собака — первое одомашненное животное. Возможность познания истины относительна, возможность высказывания разных предположений позволяет фиксировать возможность стремления человека к познанию связей с окружающим миром.

Степень познания объективно существующих связей человека и окружающего мира определяет уровень сознания человека как релятивную способность отражать полноту взаимодействий в мышлении человека. А у животного? Может ли быть релятивная способность мышления у животного? В общественном развитии человека есть своя логика, а в последовательности развития животных — своя.

Рефлексия как источник познания носит чувственный, эмпирический, психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта. Логическая рефлексия связывается с процессом интеллектуальным, когда человек понимает: «Я мыслю». Что в данном случае понимает собака, кошка или другое домашнее животное? Может ли оно понимать и мыслить, когда о рефлексах не может быть и речи?

Наверное, может. Вот о лошадях писали много, что они понимают хозяина чуть ли не с одного только взгляда. Казачьи лошади отличались сообразительностью, вывозя раненых казаков из боя. Известный телеведущий Б. Невзоров представил способности своей лошади, которая умеет читать и писать. В прессе говорилось, что какая-то лошадь рисует и ее картины продают за деньги, но этот «психоз» модернизма скорее связан с человеком, а не с лошадью.

С дельфинами и другими морскими животными давно уже разные опыты проводятся. А потом, наверное, не нужно исключать тот факт, что сам человек в природе своей когда-то давно был тоже животным и вот теперь мыслит. Правда, с тех пор пятьдесят тысяч лет прошло, а мысли некоторых индивидов «хомо» до сих пор не превышают интеллектуальных способностей современного животного.

Кто знает, может быть, через десяток тысяч лет и остальные животные предстанут как мыслящие и заговорят…

Статья опубликована в выпуске 1.04.2012
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • У подружки пес был, умер прошлым летом, от старости.
    Так он на автобусе самостоятельно катался, от городской квартиры до дачи, там две остановки всего, правда. Но что удивительно, на другие номера автобусов не садился, только на нужные.

  • Калинина Тамара Читатель 9 апреля 2012 в 23:13 отредактирован 9 апреля 2012 в 23:14 Сообщить модератору

    Наши таксы (мать и дочь) кошек не любили (они тоже относятся к пинчерным типам или классам), правда кошки от них убегали. Также они умудрились несколько раз (два раза в городе, один раз - на даче) задушить крыс. (хорошо еще, что удачно, т.е. сами не отравились крысиным ядом,а характер у них, особенно у старшей, был очень веселый,а также наглый или озорной. Она не любила не только кошек, но и собак. Её, возможно, можно назвать аристократкой, ее дочку - не совсем, т.к. она была при матери. Правда, дочка была своего рода сторожем.

  • Калинина Тамара Читатель 9 апреля 2012 в 22:59 отредактирован 9 апреля 2012 в 23:00 Сообщить модератору

    Да,собаки каким-то странным образом чуют своих хозяев, и не только в то время, когда они (хозяева) должны быть дома. У нас были (в разное время) и овчарка, и таксы. Овчарка (мальчик - Азар) была во время моей учебы в школе, а таксы совсем недавно. У папы в то время была машина, и Азар, и таксы непостижимым образом знали, когда он (папа) подъедет к дому. Они сразу же бежали (кто с лаем, кто со своеобразным урчанием к двери - давай открывай. Сейчас такая же история у соседей - у них овчарка.

  • Комментарий удален
    • Вест Неруш, инцидент. Все, что касается кошек, птиц и прочей живности относится к законам природы. Естественный отбор был, есть и будет. В моем доме, под шифером десятки воробьиных гнезд. И каждый год оттуда падают птенцы. Если рядом находится кот, то судьба птенчика предрешена. Он, как и собака - хищник. Моя жалость по отношению к больной кошке, была бы скорее показной, и сей факт толковали бы опять не в мою пользу.
      Те же глупые птенцы постоянно залетают в открытые окна. Я ловлю их десятками за сезон и чувствую биение их испуганных сердец, перед тем, как выпустить на свободу.
      Больше всего, сидя за рулем, я боюсь задавить собаку или кошку, они в частном секторе на дорогах непредсказуемы.
      Добавлю еще штришок для широты кругозора.
      Вождению я учился в Анапе, детском курорте, где по всему городу ограничение скорости 40 км. Мой инструктор постоянно твердил нам: Бойтесь детей и открытых колодцев! Увидев ребенка на дороге, я торможу за много метров до него и это у меня в крови.
      Надеюсь, Вы поняли о чем шла речь? Я никогда не пишу ИМХО, есть другое слово Dixi! Оно на сотни лет старше инета и как-то звучнее.
      P.S. У меня есть еще одна статья о другой моей собаке, фоксе Фраме. Жаль здесь несколько не та тема.
      Тоже был уникальный пес, охотник, шкодник, певец, грызун, мазохист, и веселый как клоун на арене цирка.

  • Комментарий удален
    • Сергей Чернев, блог статьи - для обсуждения статьи. Размещать свои статьи вы имеете возможность в ШЖ сами: нажмите на строчку "Добавить статью".
      Здесь, в блоге чужой статьи, публикация вашей статьи невозможна и некорректна, комментарий удален. Пожалуйста, уважайте здешние правила.

  • Калинина Тамара Читатель 2 апреля 2012 в 21:18 отредактирован 2 апреля 2012 в 21:19 Сообщить модератору

    Конечно, у животных есть мысли.

  • Татьяна Суркова Татьяна Суркова Читатель 2 апреля 2012 в 19:21 отредактирован 27 мая 2018 в 12:50 Сообщить модератору

    Н-да, статейка. С точки зрения содержательности - так себе, но поразмышлять иногда полезно. И ещё статьи надо разделять на абзацы, разделяя их пустой строкой, так читать легче. А ум и мысли у животных есть, и эмоции тоже. У меня была кошка Ника. Ох, и выразительная мордаха у неё была по временам, то улыбается от чего-то там приятного, то сидит и физию злую морщит, ну только платок завязать осталось, и вот вам злая старуха. А как она с нами разговаривала? Папа ест сидит, кошка вокруг него носится, он её спрашивает: "Ника, у тебя что в чашке ничего нет"? "Мя-а",- отвечает Ника. А это мя-а похоже на наше "не-а".

  • Лилия Волкова Читатель 2 апреля 2012 в 12:49 отредактирован 27 мая 2018 в 12:50 Сообщить модератору

    автор статьи в каждой фразе демонстрирует своё полное незнакомство с предметом. кошек-то живьём видели вообще?!
    пустой текст, совершенно бессмысленный

    мысли у животных есть. и даже зачатки логики. а может, и нечто большее, чего мы определить не можем по причине того, что системы координат слишком разные у нас.

  • И мысли есть и душа есть

  • Однажды зимой у нас в институте, на административном этаже появилась кошка. Не знаю, каким ветром ее занесло в наш местный ад, видимо, крыс и мышей развелось совсем уж видимо-невидимо. Наше здание в это время не отапливалось, особенно в коридорах стояла невыносимая стужа, но электричество было и в каждой комнате работали обогреватели - единственный источник тепла в здании. К несчастью, в каждой комнате на нашем этаже стояли компьютеры, а так как это было начало 90-х годов и к компьютерам в то время проявлялся очень нездоровый интерес, всюду ставили сигнализацию от воров, и каждую комнату тщательно запирали. Бедная кошка, видимо, в этом еще не разобралась, и все время пыталась незаметно юркнуть под стол и затаиться, чтобы ее не выгоняли из теплого помещения. Пару раз кошка действительно, на ее взгляд, пряталсь очень удачно, так что ей удавалось на ночь остаться в нашем отсеке, а один раз даже в кабинете шефа. Тем утром он просто рвал и метал, так как в знак особой признательности за проявленное гостеприимство кошка сделала все свои дела именно в его кресле. Мне было очень жаль и ту сотрудницу, которая последней закрывала комнаты и сдавала их на сигнализацию, и бедную кошку. Пару раз она вечерами приходила в комнату и тогда, когда последней оставалась я. Каждый раз мне приходилось очень серьезно говорить с ней, объяснять, что если ее запрут в комнате, выйти она уже не сможет, но за ночь в комнате все равно станет очень холодно, так как обогреватели мне придется выключить, а утром ей еще вдобавок и достанется. Самое потрясающее, что кошка меня каким-то образом понимала. Мне не приходилось применять никаких физических мер воздействия, я просто смотрела на нее и разговаривала с ней, и кошка, хотя и очень неохотно, уходила сама. Вот и не знаю, есть ли мысли у животных? Думаю, что все же какие-то есть.

    Оценка статьи: 5

  • Я вообще впервые слышу о подобном СЧИТАЕТСЯ... кем считается? Я на сайте зарегистрировалась, исключительно из-за этой статьи, а дело в том, что моя профессия кинолог - работаю профессионально с собаками (дрессировка, племенное разведение, выставки и пр.) кому как не мне знать, что они способны думать... и сам постав вопроса в статье, а особенно ее заголовок, меня возмутили до глубины души... Существует наука такая - зоопсихология, там изучается поведение животных, более часто к зоопсихологам обращаются с собаками и кошками, если бы наша живность не в состоянии была думать, и не могла бы сопереживать хозяевам, то им не нужно бы было помогать, но ведь в большинстве случаев, дискомфорт в общении собака/кошка ===>>> хозяин, идет исключительно по вине владельца, т.к. он никогда не задумывается о своем отношении к зверику, у владельцев, у кого есть только одна кошка или собака, вообще мысли не возникает, чтобы понимать потребности своих любимцев и любить, кормить и вакцинировать их - это обязанность владельца, но далеко не все, что от нас требуется - мы должны их понимать, ну хотя бы хотеть понимать... тогда не будет покусанных хозяев и выброшенных животных. Конечно, у наших братьев меньших есть все способности к мышлению, логике и последовательности, а вот у человека зачастую отсутствует и одно, и второе, и третье...
    Но между тем, автору спасибо за сочинение-рассуждение на тему... задели Вы меня лихо ))) главное ведь не то, кто как оценит работу, а главное, чтобы она не оставляла равнодушной... А вообще ни о чем - переливание из пустого в порожнее, а все потому, что автор, видимо, далек как от зоопсихологии, так и от профессионального мира собак и кошек... Я никогда бы например не стала писать или рассуждать на тему, в которой я ничего не понимаю ))) Кстати, вышла на Вас, на сайт, исключительно потому, что текст был процитирован в блогах лиру.

    • Наталья Полякова, Вы только заголовок и первую строку прочитали? Автор и статью-то написал, чтобы показать, что животные мыслят.
      А "считается", что животные не могут мыслить, в тех научных философских кругах, где принято приравнивать мысль к суждению и отделять ее от чувства. Ну а суждение - это то, что может быть выражено средствами языка.

  • Я не знаю, бывают ли у животных мысли. Но в том, что им снятся сны - уверен

  • я несколько лет назад кастрировала кота (после долгих раздумий). вернее, это сделала не я, врачи ветлечебницы, а отвезла туда бедное животное моя сестра. она ещё несколько раз звонила из очереди, давая возможность мне передумать... кот плохо отходил от наркоза. а потом длительное время не общался со мной, такое ощущение, что он понял, что именно я приняла это решение. со всеми общался, а со мной - нет. даже зло на меня смотрел...

    Оценка статьи: 5

  • Василиса  Премудрая Василиса Премудрая Читатель 1 апреля 2012 в 14:06 отредактирован 1 апреля 2012 в 14:08 Сообщить модератору

    Такое поведение вожака стаи, идущего в этом случае на явную смерть, показывает наличие у него чувств или эмоций.
    Странный вывод. Какие именно чувства и эмоции, в данном случае, Вы углядели?

    В целом, статья понравилась.

    Оценка статьи: 5

  • У меня тоже часто впечатление, что они всё понимают, сами что-то мыслят и даже манипулируют. Моя кошка никогда не выпрашивает из тарелки кусочек у мужа, знает, что бесполезно. А вот у меня умеет мастерски выманить шматочек.

    Оценка статьи: 5

  • Борис Оболенский Читатель 1 апреля 2012 в 11:41 отредактирован 27 мая 2018 в 12:53 Сообщить модератору

    Я не один раз наблюдал, как собаки переходят дорогу с потоком автомобилей (под светофором), или пользуются подземным переходом.
    Моя собака в ответ на мое непонимание, чего она хочет сказать, могла очень наглядно продемонстрировать: "Ну, до чего тупой!"

  • Светлана Золотова Светлана Золотова Дебютант 1 апреля 2012 в 03:53 отредактирован 1 апреля 2012 в 03:54 Сообщить модератору

    Мой пес понимает меня с полуслова.Уверена,что если бы мог-заговорил бы. За год прогулок с ним научилась сама понимать собачий язык. В одном дворе собака всегда срывается с цепи и бежит за нами до поворота громко лая, так и слышу ее слова:"Ну чего здесь ходите,идите отсюда,это моя территория!"Удивляет,что мой далматин молча терпит,а вообще он очень драчливый, как бы признавая ее правоту.
    Оценка статьи -5.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая и мудрая статья. Кстати о художественных талантах животных. Много лет назад я была в питерском океанариуме, где выступали дельфины. Под занавес программы дельфину давали в зубы кисточку, и он рисовал картину разными красками. Картина потом уходила в улет за большие деньги. Она напоминала закат солнца над морем, причем настолько реально, что если бы я сама не видела, как создавался этот шедевр, никогда бы не поверила.

    Оценка статьи: 5

  • БЫВАЮТ ЛИ МЫСЛИ У ЖИВОТНОГО

    Бывают.

    Кому доводилось слышать "У тебя только одна мысль, ЖЫВОТНОЕ!" меня поймут.

    зы
    статью нечетал но мнение имею - скорее всего галиматья.