А. Блок:
Как боязливый крот, от света
Заройся в землю — там замри,
Всю жизнь жестоко ненавидя
И презирая этот свет…
С другой стороны, крота ценят — прежде всего, за упорство, трудолюбие и умение глубоко копать. Недаром «кротами» прозвали тайных агентов, засылаемых во враждебную организацию с целью разведать секреты конкурентов.
Песня из к/ф «Айболит 66»:
Ходы кривые роет
Подземный умный крот.
Нормальные герои
Всегда идут в обход!
Благодаря Гегелю и Шекспиру в оборот также вошло выражение «крот истории». Рассуждая о Мировом духе истории, философ Фридрих Гегель писал: «Мировой дух есть движение вперед, …внутренняя непрерывная работа (как Гамлет о духе своего отца говорит: „Славно поработал, честный крот!“) — до тех пор, пока он, окрепший в себе не взломает земную кору, разлучавшую его с его солнцем, с его идеей». Впоследствии образ «крота истории» стали использовать в качестве метафоры о подспудном, но неотвратимом вызревании исторических процессов.
Есть среди кротов персонажи откровенно положительные. Например, крот из сказки Д. Родари «Чиполлино», помогающий героям сбежать из тюрьмы. Или мистер Крот из сказки К. Грэма «Ветер в ивах», который и по лесу бегает, и на лодке катается. Или известный советским детям Кротик из знаменитой серии мультфильмов режиссёра Зденека Милера (Чехословакия).
Зденек Милер:
«Мне хотелось сделать какую-то новую фигуру, но только не собак или мышей. Я всё думал, думал, но ничего мне не приходило в голову… Я уже впадал в отчаяние и так решил пойти прогуляться в лес. Вдруг, выходя из леса, я споткнулся, упал и думаю: „Интересно, обо что я всё-таки споткнулся?“, смотрю назад — и там бугорок, который кроты делают, когда вылезают на поверхность — вот это хорошая идея — кротик».
Хотя Кротик в мультфильме и не разговаривал, но издавал немало эмоциональных звуков. Многие из них режиссёр получил, записывая голоса своих маленьких дочек. В отличие от своего реального прототипа, Кротик не только активно бегает по поверхности земли, но и имеет большие глаза.
Кстати, по поводу кротовьих глаз в среде философов гуляет одна байка. Она напрямую касается учения Платона о чистых Идеях, от которых проистекает весь остальной мир. Как-то два средневековых схоласта — Альберт и Фома — бродили по садику и громко спорили: есть ли у крота глаза? Их услышал садовник и предложил: давайте я вам выкопаю крота, и вы сами посмотрите. Умники посмотрели на садовника свысока и заявили, что их интересует не «Есть ли глаза у этого конкретного крота?», а «Есть ли глаза у Крота Идеального, то есть у идеи Крота».
Не знаю, как там у Идеи, а вот у настоящего крота глаза присутствуют. Правда, они сильно недоразвиты — лишены сетчатки и хрусталика. Максимум, что может отличать крот — так это свет от полной тьмы, не более. Иногда глазные отверстия и вовсе зарастают.
Причина проста — ни глаза, ни ушные раковины зверьку, который почти всю жизнь ползает под землёй, не нужны. Что нужно, так это превосходное обоняние и осязание. Например, у североамериканского крота-звездорыла на кончике морды имеется целая «хризантема» из розовых щупалец, которыми он всё ощупывает. В общем, как говорится в русской пословице, «И крот в своем углу зорок».
Практически всё в облике зверька указывает на его подземный образ жизни. Пятипалые кисти вывернуты ладонями наружу и оснащены мощными когтями, которыми крот раздвигает в сторону почву, после чего уплотняет стенки тоннеля телом. То есть, по сути, наш герой как бы плавает брассом — только в толще почвы. Некоторые учёные даже считают, что такое строение конечностей и плечевого пояса досталось кротам от их предков, которые были водоплавающими.
Из песни Егора Летова:
Кроты гудят, кроты плывут —
В сырой земле тепло и солнечно, легко и солнечно…
Под землёй действительно теплей, поэтому в отличие от своего насекомоядного собрата — ежа — крот зимой в спячку не впадает, а просто закапывается поглубже.
«Плавать» по своим тоннелям он может, как двигаясь вперёд, так и пятясь назад — при этом с одинаковой скоростью. Этому способствует и особенность кротового меха, который легко укладывается в обе стороны.
Почти всё время крот роет и ест, роет и ест. Учёные как-то подсчитали количество обработанной кротами земли на участке в 200 Га. Так вот, протяжённость всех кротовых тоннелей составила там 87 км, а почвы было выкопано 204 тонны! За это сельхозработники кротов сильно недолюбливают.
Из песни группы ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ:
Крот!
Все закричали «Крот!»
Рас-рас-такой.
Дважды никакой.
Самый гадкий.
Крот.
А ведь он был не горд.
Ласковый такой.
Рыбочка такой.
Весь в мамку.
Правда, в старые времена существовало немало поверий о полезных качествах этого зверька. Например, поляки считали, что если под коровьим хлевом гнездятся кроты, то скот быстро тучнеет. А в Архангельской губернии крота называли «земляным медведем» — потому что он якобы настоящих медведей отпугивает.
Д. Этенборо «Жизнь на Земле»:
«Кротовые ходы — не просто подземные пути, но еще и ловушки. Земляные черви, жуки, личинки насекомых преспокойно роются в земле, прокладывая себе дорогу, и вдруг падают на дно кротового туннеля. …В редких случаях, когда в ходах скапливается больше насекомых, чем даже крот в состоянии умять за один присест, он собирает избыточную добычу, слегка надкусывает и тем парализует, а потом сваливает на хранение в подземные кладовые. В некоторых таких кладовых было обнаружено по нескольку тысяч парализованных червей».
Прожорливость этого зверька может сочетаться со свирепостью. Если он наткнётся в своём туннеле на крота-чужака, то может того просто съесть, оставив одну шкурку.
Кстати, о шкурке. Она у европейского крота прочная, а мех густой, плотный (почти не пропускает грязь), чёрного цвета с серебристым отливом. Правда, размеры европейского крота очень малы (до 20 см), поэтому, чтобы пошить кротовью шубу, потребуется не меньше 200−250 шкурок.
Коль уж мы заговорили о пушнине, то нельзя обойти стороной ещё одного представителя отряда насекомоядных. Речь идёт о зверьке со смешным названием выхухоль, которое то и дело склоняют в скабрезных анекдотах («тыхухоль», «нахухоль»). На самом деле это прозвище восходит к исчезнувшему глаголу «хухать» («вонять»). Дело в том, что у основания хвоста выхухоли расположены мускусные железы, издающие резкий запах (из-за чего зверька использовали при изготовлении парфюмов, для закрепления аромата).
Высоко ценится и мех зверька — ведь он относится к высшей категории носкости («невытираемости»). Естественно, на выхухоль нещадно охотились. Советское правительство два раза вводило запрет на добычу выхухоли — в 1920 и 1976 годах, и это помогло защитить вид от истребления. Надо сказать, что ареал зверька весьма ограничен — это, прежде всего, бассейны Дона и Волги (недаром к имени выхухоли часто добавляют эпитет «русская»).
Как вы уже догадались, наша героиня — животное водное. Поэтому и мех у неё плотный, обильно смазанный водоотталкивающим жиром. Самое примечательное в портрете выхухоли — её вытянутое в хоботок рыльце, позволяющее дышать, не показываясь из воды. Берег водоёма, где живёт этот зверёк, сильно изрыт норами. При этом вход у норы выхухоли обязательно находится под водой, а дальше поднимается извилистыми тоннелями вверх. Так что увидеть этого зверька в природе очень трудно.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...