Перейти ко второй части статьи
В. Пелевин «Generation „П“»:
— …Он на двух машинах подкатил, с бойцами, достойно все. Думал, как у людей будет. А эти гады за ночь окоп вырыли на холме напротив. И, как он подъехал, долбанули из двух огнеметов «шмель». …У Вовчика машина бронированная была, только она ведь от нормальных людей бронированная, а не от выродков…
«Нормальные люди» из африканских племён тоже на слонов охотились, хотя по понятным причинам широкого «геноцида» развернуть не могли. Зато их методы были довольно жестокими — вроде ям с врытыми кольями. Малые да удалые пигмеи и вовсе подкрадывались к слону, вонзали ему в живот копьё, после чего быстро перерезали на ногах сухожилия. Правда, после убийства они, как нормальные первобытные люди, тут же пели «покаянную» песню, объясняя духу слона, что «мы не нарочно, бес попутал»:
О, слон! Ты самый большой, и самый прекрасный,
И самый умный из всех существ,
Оставляющих следы в джунглях.
Я всего лишь жалкий и неумелый охотник,
Вышедший на тропу
С тяжёлым копьём в руках.
И когда охотник чувствует тяжесть копья
В правой руке,
Он всегда хочет метнуть его с силой вверх
И успокоиться.Ты такой большой, о, слон!
А я такой маленький и такой глупый,
И я не видел, что это твой живот,
А не крыша джунглей.
И мое копьё проткнуло твой живот.Теперь ты мёртв. Но я тебя не трону.
Мои жены, и мои дети, и люди моего народа
Съедят твое мясо, чтобы оно не сгнило и не пропало.
Чаще всего именно мясо было желанной добычей африканцев. Но и другое не пропадало. Из костей слона мололи костную муку, из ушей делали столики, а из ног — табуреты и корзины для мусора.
Й. Вагнер «Африка: рай и ад для животных»:
«Можно ли есть мясо слона? Африканцы едят его с удовольствием. Они нарезают длинные полосы, сушат, измельчают, потом толкут в порошок и готовят вкусные соусы. Я пробовал слоновье мясо. Оно жесткое, постное и несколько напоминает старую говядину. Лучшее мясо вокруг глаз, потому что оно наиболее жирное».
Кстати, в 1870 г. во время Франко-Прусской войны голодающие парижане тоже не погнушались съесть двух слонов — Кастора и Поллукса, которые до этого были всеобщими любимцами посетителей зоопарка. Один из англичан, который оказался в осаждённом Париже и уже успел попробовать верблюда, антилопу, собаку, осла и мула, отозвался о слоновьем мясе без восторга:
«Вчера у меня был кусок Поллукса на обед. …Это была жесткая, грубая и жирная пища, и я не рекомендую английским семьям есть слонов, пока они могут получить говядину или баранину».
А вот во время блокады Ленинграда никто не съел ни бегемотиху, ни слониху (хотя последняя и погибла от вражеской бомбёжки).
В целом слоновье мясо для европейцев никакой ценности не представляло. Чего не скажешь о «слоновой кости» — причём под этим словом подразумевались не все кости, а именно бивни. Недаром, вырезав их, белые охотники обычно бросали остальную тушу слона просто гнить на солнце.
Дело в том, что слоновий бивень оказался красивым и удобным для обработки поделочным материалом. Наличие большого количества органики позволяло размягчать его в кислоте и придавать нужную форму. Что только ни делали из слоновой кости — произведения искусства, украшения, сувениры, трубки, бильярдные шары, домино, клавиши роялей!
Французский поэт Шарль Огюстен Сент-Бёв даже ввёл в обиход романтиков выражение «Башня из слоновой кости». Он употребил его в стихотворении «Августовские мысли» (1837), в отношении своего коллеги Альфреда де Виньи:
…А самый таинственный, Виньи,
еще до полудня словно возвращался в башню из слоновой кости…
С тех пор образ «башни из слоновой кости» стал символом творческого уединения, независимости поэтического духа от житейских дрязг, политики и прочих внешних обстоятельств. Сегодня оно применяется чаще в уничижительном смысле, чтобы показать снобизм и оторванность того или иного творца от реальной жизни.
Импорт слоновой кости из Африки был налажен ещё в античные времена. Говорят, что именно этим материалом была отделана статуя Зевса в Олимпии, царь Агамемнон изготовил из него свою печать, а Пигмалион — свою Галатею.
Однако настоящее избиение слонов началось в XIX веке и достигло пика в 1880-е годы, когда ежегодно убивали от 60 до 70 тыс. особей. Уже в 1920-е годы этот показатель снизился до 6 000, но причиной тому был не гуманизм — просто самих животных стало меньше. И хотя вскоре слонов возьмут под охрану, браконьеры никуда не денутся.
Постепенно в дело вступил естественный отбор. Сначала уменьшился размер бивней: если раньше они могли достигать веса более 100 кг, то сегодня и 45 кг — отличный показатель. Более того, исследование, проведённое в 1998 году в Уганде, обнаружило, что 15% самок и 9% самцов предпочитают сразу рождаться на свет уже без бивней. Видимо, ген, отвечающий за потерю слоновьего достоинства, в современных условиях оказался куда полезнее…
Что происходит с бивнями погибшего слона — понятно. А вот вопрос, куда деваются остальные кости, заботил учёных довольно долго. Дело в том, что в саванне очень редко можно обнаружить целый скелет слона. Возникли даже легенды о специальных секретных «слоновьих кладбищах», куда животные специально уходят умирать. Как выяснилось, кладбищ у слонов нет, зато есть нечто, похожее на похороны.
Слоны — животные стадные с сильным инстинктом взаимопомощи. Поэтому вид мёртвого или умирающего слона всегда сильно волнует его сородичей. Они стараются поднять несчастного на ноги, подолгу дежурят у тела, отгоняя падальщиков. Однажды видели, как умершую слониху слоны пытались привести в сидячее положении и даже совали траву в уже охладевшие уста. Если попытки реанимации не приносят результата, они стараются всячески прикрыть тело листьями или песком, а если это останки, растащить их по укромным местам.
Наверное, слон — единственное животное после Homo sapiens и неандертальцев, которое «хоронит» своих сородичей.
Б. Гржимек «Среди животных Африки»:
«Смотритель Патулани Нгуни получил распоряжение прогнать четырех слоних, упорно топчущих плантации и сады в Замбии. Он застрелил слониху-вожака. Тогда другая слониха бросилась на смотрителя и преследовала его более чем полкилометра, но затем повернула обратно к убитой. Когда Нгуни вернулся, он застал оставшихся слоних вокруг туши. Они старались приподнять мертвое животное, поддевая его хоботами под голову, под бивни, хватая за ноги и поперек спины. Но приподнятая туша вновь валилась на землю. Во время одного из падений отломился один из бивней мертвой слонихи. Сородичи тотчас же схватили его и отбросили прочь на пять метров. В течение примерно четырех часов животные оставались возле погибшей слонихи-вожака и занимались тем, что валили деревья вокруг. Придя сюда на следующее утро, Нгуни нашел мертвую слониху, засыпанную ветками дерева мопани».
Лет 50 назад один поэт написал "...Опять он здесь. Я завтра явится Такие зрители - беда. Вам все на выставке не нравится Зачем Вы Ходите...