Чаще всего количество колёс равно четырем. Исключения из этого правила встречаются, но не слишком часто. В 30-е годы ещё одну пару колес добавляли с целью улучшения проходимости. В Нидерландах таким образом переделывала Ford V8 фирма DAF. В Советском Союзе существовал оборонный заказ на разработку таких машин. Параллельно, однако, велись работы по созданию системы привода на передние колеса. Инженерам тов. Грачёву и тов. Вассерману удалось добиться немалого успеха в этом направлении, и работы по трёхосным машинам были свернуты. В Германии трёхоски строил Mercedes. На роскошно отделанных Mercedes G4 с моторами от 540-х, только без компрессоров, раскатывало высшее военное командование и сам фюрер. Фельдмаршал Кейтель любил ездить рядом с шофером, подражая фюреру. Такой Mercedes можно увидеть в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход». А фельдмаршал Паулюс ездил на гораздо более скромном полноприводном Steyr. Эта машина чудом сохранилась в Сталинградском котле.
Однако «многоножки» были известны гораздо раньше. Во всяком случае, ещё в 1903 году такие машины были построены и в Европе, и в Америке. Некий Милтон Оуэн Ривз в 1913 году добавил третью (неведущую) ось к спортивному Stutz, столь любимому героями Фитцджеральда. Ещё раньше он соорудил восьмиколёсный Octoauto на базе Overland, сконструировав невероятно сложную подвеску и сделав колёса трёх неведущих осей управляемыми. При тогдашних несовершенных подвесках ход был необычайно плавным.
В 70-х английский инженер Роберт Янкель построил спортивный автомобиль Panther Super Six с четырьмя управляемыми колёсами спереди. Мотор был взят от Cadillac Eldorado, только добавили два турбокомпресоора Garrett. Чудо-машину представил советским любителям техники журнал «Наука и жизнь», правда, основной упор в заметке делался на роскошное оснащение. А сейчас сертификацию проходит итальянский Covini Sirion аналогичной конструкции.
В современном автоспорте к старту допускаются только машины на четырёх колёсах. В своё время гонялся и побеждал шестиколёсный формульный «болид» Tyrrell P36, созданный Дереком Гарднером, но со стороны FIA донеслось многозначительное покашливание… А рекорд наземной ракеты «Blue Flame», впервые превысивший 1000-километровый рубеж, не был засчитан, поскольку колес было всего три.
Свыше 99% автомобилистов голосует за четыре колеса. Это наиболее приемлемо на дорогах в нынешнем ритме жизни. Колеса, как правило, обуты в резиновые шины, надутые воздухом. Однако надувная обувка не сразу завоевала свой авторитет. Хотя житель Англии Роберт Томсон доказал ещё в 1833 году, что колеса с шинами, надутыми воздухом, не в пример меньше разбивают дорогу, чем простые тележные со стальным бандажем. Более того — благодаря этому приспособлению тяжелую телегу может везти одна лошадь, хотя до этого требовалось две.
Современники не приняли убеждений мистера Томсона всерьез. А паровые дилижансы ходили на железных колесах, потому что весили по нескольку тонн, а тогда не было возможности создать шины, способные выдержать такой вес. К счастью, их было совсем немного, иначе, представляете, что они сделали бы с дорогами!
Неожиданно повезло английскому ветеринару Джону Б. Данлопу, приспособившему на колеса велосипеда своего сына обрезки садового шланга. Сегодня Dunlop — одна из известнейших марок шин. Когда-то в Формуле-1 была монополия Dunlop, но потом она сменилась эрой Goodyear. Кстати, Чарльз Гудьир — первооткрыватель способа вулканизации каучука. Несмотря на это, он умер в долговой тюрьме.
Шины сразу вошли в обиход мотоциклистов — все они были спортсменами, а попробуй поскачи по тогдашним дорогам на жестких ободах. Это просто опасно для жизни!
Для автомобилей пришлось разрабатывать шины путем сложных научных изысканий. Как раз начался подъем автоспорта, и шины должны были выдерживать немалую нагрузку. Кроме того, пришлось думать о сопротивлении качению, боковом скольжении, в общем, составлять формулы, решать сложные уравнения, чертить замысловатые кривые, звать в помощь интегралы… Братья Мишлен на гонке Париж-Бордо-Париж то вырывались вперед, то по полчаса латали пневматики. Над ними откровенно издевались, но братья нисколько не конфузились и говорили: «Вы ещё придете к нам и совсем по-другому будете разговаривать». Они были правы — меньше чем через десять лет забавный толстяк Бибендум, состоящий из покрышек разных размеров, начал своё триумфальное шествие по дорогам континентов.
Любопытные факты. Спасибо за статью.
"Чаще всего количество колёс равно четырем".
Точнее будет сказать "...у легкового автомобиля количество колёс равно четырем". Ведь даже у Газели их 6, а у некоторых трейлеров под 2 десятка.
0 Ответить
6 колёс именно у легкового авто - это мой пунктик! Я ещё в детстве видел фотки таких машин, а все взрослые как один упорно твердили, что такого не бывает.
0 Ответить
Конечно, интересно.
0 Ответить
Ну просто очень интересно! 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Goodyear. Массовый отзыв колес с полной компенсацией по цене новых в 2001, 2003 и 2005 году. Это именно то, что нельзя покупать. Фирма испаскудилась. Я ездила на Мишелене. Сейчас подсела на Пирелли. Что платишь, то имеешь. А статья полезнеькая, ездим, а истории не знаем. Все, что касается авмомобиля, касается моей безопасности. И знать историю ох как полезно. Сама очень интересуюсь. Кое-что новенькое для себя взяла. А это до сих пор нигде не находила. Огромное спасибо за инфо. Теперь когда буду сидеть в автосалоне и наравне терпаться с мужиками, блестну историей! . А их жаба задушит! Вот такую жирнененькую пятерочку
0 Ответить
Очень интересные факты
0 Ответить
5.
0 Ответить