Историки подсчитали, что в 1914 году, перед самым началом Первой мировой войны, только во Франции 47 предприятий выпускали именно паровые автомобили! Понятное дело, это были не современные автоконцерны. Но и не подпольные гаражные мастерские с чумазыми автомеханиками.
Франция в то время была весьма развита в промышленном смысле. Поэтому тут и было так много автопредприятий. Из них интересны судьбы нескольких, о которых сохранились архивные сведения.
Предприятие «Болле», например, появилось на свет в 1873 году. Именно тогда французский инженер Болле получил заветный патент на экипаж с паровым двигателем.
Непрерывно улучшая своё детище, Болле смог в 1875 году проехать без поломок 230 километров. Конечно, на тот момент это был серьёзный успех. Известно, что Болле в 1879 году спроектировал и построил паровой автобус весом около 27 тонн!
Предприятие «Де Дион» возникло как союз двух французских конструкторов — Де Диона и Трепардо. Свой первый автомобиль (паровой!) они сконструировали в 1883 году. Эти два конструктора были весьма наблюдательными и сообразительными. Поэтому вскоре они собрали паровую машину, двигавшуюся со скоростью почти 50 километров в час!
Но и это ещё не всё! В 1894 году, на первых серьёзных автогонках, именно автомобиль двух упомянутых французов обогнал машину с двигателем внутреннего сгорания. Тогда многие думали, что паровые агрегаты всё-таки вытеснят бензиновые.
Но именно на тех соревнованиях случился бюрократический конфуз. Победа фирмы «Де Дион» не была засчитана, потому что этот автомобиль не отвечал некоторым требованиям устроителей состязаний. Пришлось стать компании «Де Дион» эдакими половинными победителями.
Леон Серполле (фирма «Серполле») задумал свой первый паровой автомобиль в 1877 году. Однако эта машина появилась на свет лишь в 1887-м. Тогда же Серполле решил вместе с друзьями как следует её проверить в деле. Приятели на только что собранном автомобиле пустились в путь из Парижа в Леон.
До нас дошли записки об этом путешествии одного из участников. Оказывается, это было, как минимум, драматическое предприятие, едва не превратившееся в трагедию.
Вначале, буквально через пять километров после старта, от автомобиля Серполле стали отваливаться один за одним крепёжные элементы. Оно и понятно — тряска у парового агрегата была знатной.
Затем начались проблемы с системой охлаждения. Товарищам приходилось подолгу стоять на вынужденных остановках, охлаждать двигатель, а затем навёрстывать упущенное время, подгоняя свой, далеко не идеальный, автомобиль.
После этого у машины сломалась рулевая тяга. Тут надо пояснить, что в автомобиле Серполле только одно колесо было ведущим. После такой поломки друзья на свой страх и риск продолжили путь. А управляли машиной они весьма своеобразно: перегибались через борта то с одной, то с другой стороны и били по колесу в нужном направлении.
На следующий день у парового агрегата отвалилась дверь печки. Близлежащие детали начинают греться так, что к ним опасно притрагиваться…
В общем, весь путь на таком опасном автомобиле занял у испытателей аж десять дней!
Но такие драматичные заезды лишь подстёгивали конструкторскую мысль. Паровые машины продолжали совершенствоваться.
Например, в 1906 году один американский изобретатель сумел на паровом автомобиле развить скорость в 205 километров в час!
Однако всякие рекорды и проверенные наработки не спасли паровое автомобилестроение. Причин для этого было несколько.
- Например, КПД парового двигателя больших размеров едва доходил до 15%. У маленьких двигателей этот показатель был и того меньше.
- Паровые двигатели всё-таки являлись довольно опасными, потому что сильно нагревались и периодически взрывались.
- А ещё для поездки хотя бы за 100 километров для парового двигателя требовалось изрядное количество топлива. Последнее приходилось тащить иной раз в специальном прицепе, утяжеляя и без того нелёгкую конструкцию парового автомобиля…
В общем, совсем скоро конструкторы стали совершенствовать электрические двигатели и двигатели внутреннего сгорания…
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...