В сентябре 1880 года в России, в Санкт-Петербурге, был произведен первый опыт использования трамвая. Была доказана возможность использования нового вида городского общественного транспорта.
- Вагон двигался по рельсам с невероятной для того времени скоростью — 35 км/час, и легко вез 40 пассажиров.
Однако к этому времени в Питере уже 20 лет функционировали конки. Между их владельцами и городом в лице Городской Думы существовал договор о монопольном праве перевозки пассажиров. Потому трамвай в городе появился только в 1907 году, когда истек срок договора на монополию конки.
История электрических трамваев насчитывает три эпохи:
- появление трамваев и их триумф в городах (с 1880 года вплоть начала Второй мировой войны);
- упадок трамваев (от конца 1930-х до 1970-х);
- эпоха ренессанса трамваев (от конца 1970-х до настоящего времени).
Упадок трамваев произошел из-за того, что улицы в больших городах часто бывают узкими (особенно в центре) и разместить там еще и две пары рельсов — значит, слишком сузить их проезжую часть. Кроме того трамваи шумны, они стучат колесами на стыках, дуги трамваев на перекрестках искрят своими токосъемниками, вниз сыплется окалина. К тому же выглядят они как-то архаично, несовременно. Да и обслуживание их инфраструктуры было намного дороже, нежели обслуживание автобусов и маршруток.
Так, к началу 1970-х годов трамваи почти исчезли в Северной и Южной Америке, в Австралии, во Франции, Индии, Турции, Испании. Лишь в странах Центральной и Восточной Европы трамваи продолжали модернизировать и эксплуатировать. Весь остальной мир сделал ставку на автомобиль.
Однако последовательная реализация этой ставки сначала привела к гигантским пробкам, ведь трамвайные рельсы занимали вовсе не так много места, а пассажиров перевозили во много раз больше, чем даже автобусы. А затем сильно увеличилась загазованность улиц выхлопными газами.
При увеличении количества автомобилей ситуация только обострилась, властям пришлось решать кучу проблем — и наиболее простым и дешевым решением оказалось возвращение на городские улицы трамвая.
Триумф трамваев начался в конце 1970 годов, в разных странах и разных городах он шел по-разному.
В Канаде это началось в конце 1970-х годов, когда город Эдмонтон вновь проложил по своим улицам рельсы и пустил по ним трамваи в 1978 году. Его примеру в 1981 году последовал Калгари.
Париж, в первой половине XX века решительно устремившийся в будущее и ликвидировавший в 1937-м свои трамвайные линии, вернул на свои улицы трамваи в 1992 году.
Восстановлены трамваи в шести английских городах, в том числе в городе-спутнике Лондона. Да и в самом Лондоне думают вернуть трамваи, ведется проектирование трамвайных систем.
Германия не пыталась ликвидировать трамвай, напротив, немцы развивали этот вид транспорта даже тогда, когда «самые умные» старательно ликвидировали в своих городах трамвайную инфраструктуру.
В Мюнхене в преддверии Олимпийских игр 1972 года власти попытались заменить трамвай, построив метро. Но когда метро уже было построено, горожане, увидев, что схема городского транспорта «метро+трамвай» для них очень удобна, убедили городские власти оставить трамвай. Разумеется, усовершенствовав его. Новые вагоны, красивые и малошумные, позволили сильно увеличить пропускную способность городских улиц. При этом нарекания на шум, вызываемый трамваями, сошли на нет.
Россия оказалась в самом хвосте движения за ликвидацию трамвайного движения. У нас рельсы начали снимать только после крушения СССР, хотя Ленинград в конце 1980-х годов был занесен в Книгу рекордов Гиннесса — 67 трамвайных маршрутов двигались по более чем 600 км рельсов. В советское время нагрузка на общественный транспорт в Ленинграде распределялись следующим образом: трамваи перевозили — 43% пассажиров, метрополитен — 21%, автобусы — 20%, а троллейбусы — 16%.
Увы, в 90-е годы трамвайные рельсы и по России вообще, и в Петербурге начали снимать. В то самое время, когда во всем мире трамвайные пути снова начали восстанавливать. В настоящее время длина трамвайных путей в Петербурге — 231 км, по длине путей город находится на 4-м месте, а на 1-м месте — Мельбурн, 254 км трамвайных путей.
Хочется верить, что разгром трамваев и их инфраструктуры в России будет остановлен, ведь трамваи могли бы сильно разгрузить городские улицы. На Западе власти городов поняли это уже лет 30 назад.
А первое регулярное движение трамвая в Российской империи было запущено в Киеве в 1892г.
0 Ответить
Не очень понятна логика тех, кто хочет убрать трамваи с городских улиц. Нынешние вагоны не такие уж шумные ( я застала в детстве ещё так называемые "гремучие трамвайчики" - вот это был грохот, так грохот. Трамваи эти выпускались чуть ли не с войны!)
А, учитывая то, что трамвай экологически намного чище автобуса - его наоборот надо всеми силами стараться оставить на улицах.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вспоминая старинную фантастику, сразу же на ум приходят различные виды транспорта, которые работают на электричестве. Трамвай, по сути, был первой ласточкой, маломощные электромобили начала XX века были, скорее, не транспортом, а игрушкой. Уважая трамвай, уважаем технический прогресс!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Трамвай - лучший из всего городского общественного транспорта. Особенно хороши новые многовагонные трамваи.
Оценка статьи: 5
3 Ответить
Самое грустное, Елена Пискунова, что наши власти обезьянничают с западных "тенденций", причем с запаздыванием в десятилетия. На Западе уже активно восстанавливали трамваи, когда у нас с упоением начали те трамваи резать и уничтожать их инфраструктуру(рельсы, сеть питания).
В Питере максимально было больше 600 километров, а сейчас едва 230 километров - два третьих инфраструктуры ликвидировали.
2 Ответить