Как известно, вскоре появился грузовик серии АМО, прототипом для которого был американский грузовик «Форд».
Полностью советским грузовиком стал ЗИС-5, который проектировался как надёжная машина, простая в производстве и ремонте. Главным конструктором этой машины выступил инженер
Интересный факт из истории автомобиля — что грузовик ЗИС-5 стал выпускаться сразу, без опытного образца. Важинский использовал в своём детище простые и проверенные детали, поэтому решил не тратить времени на испытания автомобиля.
Расчёт оказался верным. ЗИС-5 встал на конвейер 1 октября 1933 года, и вскоре первые машины отправились к потребителям.
Новый советский грузовик был рассчитан на перевозку грузов весом до трёх тонн. Кабина у машины была деревянной, обшитой жестью. Для амортизации при езде использовали полуэллиптические рессоры, а двигатель был по нынешним меркам весьма слаб — всего 73 лошадиных силы. Но для своего времени автомобиль оказался весьма успешным.
Разумеется, грузовики ЗИС-5 стали отправлять и в армию. К июню 1941 года в Рабоче-Крестьянской Красной Армии насчитывалось 104 тысячи трёхтонных грузовиков ЗИС-5.
С началом военных действий почти все гражданские ЗИС-5 приспособили для нужд фронта либо эвакуации. На передовой описываемые советские грузовики использовались для переброски пехоты, боеприпасов, а также как тягачи для орудий.
Однако с приближением гитлеровских частей к Москве Государственный Комитет Обороны принял решение остановить московский завод и эвакуировать его в глубокий тыл.
15 октября 1941 года производство грузовиков ЗИС в Москве прекратилось, а вскоре всё заводское оборудование перевезли в Ульяновск, Челябинск, Миасс и Шадринск. Для этого потребовалось в общей сложности 7708 вагонов!
Производство грузовиков ЗИС в Москве возобновилось лишь в июне 1942 года. Но к этому моменту ценой напряжённых усилий в Ульяновске уже был построен автомобильный завод, который ещё в феврале 1942 года приступил к сборке столь нужных для фронта грузовиков.
Добавьте к этому и завод в Миассе, который также в феврале 1942 года удалось достроить и загрузить выпуском грузовиков.
А двигатели и коробки передач для этих трёх заводов стал изготавливать Челябинский автозавод. В общем, наша промышленность даже с поправкой на эвакуационные мероприятия показала себя с лучшей стороны.
Нужно пояснить, что с учётом условий военного времени и сложностей с ремонтом грузовики ЗИС-5 стали выпускать в несколько упрощённом варианте. Эта модификация именовалась ЗИС-5 В.
Так, в ЗИС-5 В фара была всего одна — слева. Кабина водителя теперь не обшивалась железом, а обивалась деревом. Откидным был только задний борт. Крылья над передними колёсами стали плоскими (ранее они были закруглёнными), рулевое колесо получило деревянную обкладку, а тормоза действовали только на задние (сдвоенные) колёса.
Понятное дело, двигатель и трансмиссию не стали упрощать или минимизировать. Все изменения в грузовике коснулись лишь внешних, так сказать, второстепенных моментов.
Интересно, что немецкие солдаты иногда захватывали наши грузовики и после их изучения довольно высоко оценивали простоту и проходимость советских машин.
О большом потенциале ЗИС-5 В говорит и тот факт, что в Миассе его выпускали вплоть до 1958 года! При этом местные конструкторы постоянно улучшали свою машину, ведь война уже закончилась, и теперь можно было обстоятельно заниматься доводкой проверенного автомобиля.
Грузовики ЗИС-5 и ЗИС-5 В официально ещё колесили по нашим дорогам до середины 70-х годов. Теперь же эти знаменитые автомобили можно увидеть в кино, либо на военно-исторических выставках, где в прямом смысле можно прикоснуться к легенде автомобилестроения.
Максим, похвально, что Вы интересуетесь историей отечественного автопрома, вот только для написания статьи такого рода необходимо брать данные из нескольких источников, чтобы не путать Ford и Autocar. Есть такой сайт, Википедия, на котором довольно подробно представлена история ЗиС-5, moderated
0 Ответить
Странно, что автор ни словом не обмолвился о том, что прототипом этого грузовика был автомобиль "АМО-2" - точная копия американского грузовика "Autocar Dispatch SA". Ошибся он также и насчёт завода в городе Миасс. Этот завод "УралЗиС" в сорок втором году не собирал машины, а выпускал карбюраторы и бензонасосы. Первый грузовик он построил лишь в 1944 году. Но выпускал он эту машину мелкими партиями примерно по две тысячи в год. Ульяновский автозавод, действительно, собирал ЗИСы, но тоже в очень небольшом количестве: 1,9 тыс.штук в 1942-м, 4,1 тыс.штук - в 1943-м и всего 400 машин - в 1944-м. Так что вся основная нагрузка по выпуску трехтонных грузовиков легла на москвичей - за годы войны в столице собрали 91,2 тысяч ЗИСов.
Они, и вправду, были простыми по конструкции, однако заслуга здесь принадлежит американским конструкторам с фирмы "Автокар". Ещё советский журналист-международник Илья Шатуновский в своей книге "Америка справа и слева" (1971 г.) писал, что отличие американских автомобилей от европейских в том, что их можно легко собрать и разобрать в полевых условиях.
Что же касается немцев, которые, дескать, полюбили наш грузовик, то они использовали абсолютно все, что попадало им в плен. Чешские танки, польские винтовки, французские машины, бельгийские пушки и т.д.
Но вот на советских ЗИСах и ГАЗиках они сразу же меняли чугунные поршни на алюминиевые (нашли какие-то свои, подходившие им по диаметру). И мотор после этого тут же становился мощнее примерно на 10 лошадиных сил.
0 Ответить
А что же за странное умолчание о том, что прототипом ЗиС-5 был грузовик АМО-2, точная копия американской машины "AUTOCAR DISPATCH SA" ?
То есть, говорить о том, что это была полностью советская машина, нельзя в принципе. Да, адаптированная под советскую метрическую систему. Да, где-то немного упрощённая по конструкции и по технологии. Но всё-таки - на 90% американский коммерческий грузовик 1928 года.
Ошибся автор и с заводом в Миассе. Не выпускал он автомобилей до 1944 года. Изготавливал для ЗИСов карбюраторы и бензонасоса.
И лишь в сорок четвертом построил чуть меньше трёх тысяч готовых машин.
Ульяновский завод - да, продолжил сборку из заделов запчастей, которые оставались на заводе ЗиС. Но тоже немного: в сорок втором - менее 2000 машин, в сорок третьем - 4000, и в сорок четвертом - всего 400 штук.
Так что основную нагрузку несли москвичи, собравшие за годы войны более 90 тысяч автомобилей.
0 Ответить
Николай Курносов, Появлению ЗИС-5 предшествовали несколько последовательных моделей АМО: АМО-2 (1930-1931 г.г.), собиравшийся из американских узлов, поставлявшихся компанией Autocar, и АМО-3 (1931-1933 г.г.), незначительно отличавшийся конструктивно от АМО-2 (был модернизирован задний мост, изменена форма передних крыльев, размеры грузовой платформы), но собиравшийся из деталей, изготовленных в СССР.
Необходимо отметить, что конструкция АМО-3 постоянно модифицировалась и машины АМО-3 последних выпусков внешне (а частично и "внутренне") не отличались от ЗИС-5. Интересно также, что наряду с основной моделью выпускались модификации с удлиненной (4420 мм против 3810 мм) базой. Кроме того, на базе ЗИС-5 был создан ряд модификаций: седельный тягач ЗИС-10, шасси для пожарных автомобилей ЗИС-11, длиннобазные шасси ЗИС-12 и ЗИС-14, газогенераторные автомобили ЗИС-13, полугусеничные ЗИС-22 и пр.
В 1947-1948 годах московский автозавод ЗиС выпускал автомобиль ЗиС-50, внешне почти не отличимый от ЗиС-5, на котором устанавливался двигатель ЗиС-120 и пятиступенчатая коробка передач, предназначавшиеся для автомобилей нового семейства ЗИС-150. Дело в том, что новый двигатель и пятиступенчатая коробка передач были готовы для передачи в производство уже к июню 1946 года – существенно раньше, чем сам автомобиль. В рамках заводского утвержденного плана на переход к выпуску новой модели первым этапом стало освоение в производстве (с января 1947 года) двигателя ЗИС-120 и организация выпуска ЗИС-5 с этим двигателем (без компрессора и с ограниченной до 80 л.с. мощностью), как имевшего лучшие эксплуатационные показатели. Такой автомобиль получил обозначение ЗИС-50 (опытный образец будущего ЗИС-50 в качестве экспериментального носителя агрегатов будущего ЗИС-150 был построен еще в 1944 году). Всего в 1947 году было произведено 847 двигателей ЗИС-120, из которых 144 были установлены на ЗИС-150, выпуск которых был начат 30 октября, а остальными, по-видимому, были укомплектованы грузовики ЗИС-50.
Автомобили ЗИС-50 были практически не отличимы внешне от ЗИС-5. Главным внешним различием стала увеличившаяся длина капота у ЗИС-50 (поскольку двигатель ЗИС-120 был несколько длиннее двигателя ЗИС-5), в связи с чем, чтобы не изменять конструкцию крыльев машины, конструкторам пришлось разработать П-образную планку (бугель), на которой крепились фары и которая как бы опоясывала решетку радиатора спереди. Именно по этой планке можно отличить ЗИС-50 от ЗИС-5.
Появление ЗИС-50 отнюдь не означало прекращения выпуска ЗИС-5 в его прежнем виде. Оба автомобиля – ЗИС-5 и ЗИС-50 – выпускались параллельно. Более того, к этим двум моделям с 30 октября 1947 года добавились серийные ЗИС-150. При этом начало выпуска семейства ЗИС-150 совсем не означало снятия с производства переходного ЗИС-50 – до 26 апреля 1948 года эти две машины выпускались параллельно, пока с 27 апреля прежние ЗИСы не уступили полностью место на конвейере новому ЗИС-150.
Всего за все время выпуска конвейер ЗИСа покинули 468 бортовых ЗИС-50 и 11012 шасси под комплектацию, в том числе самосвальными кузовами типа СМ-50 завода московского "Аремз" и ММЗ-05 Мытищинского машиностроительного завода.
0 Ответить
Я интересуюсь этой темой и ничего нового, к сожалению, в статье не увидел, но всё равно приятно, что всё ещё помнят о "колёсах войны" - нашем легендарном Захаре Ивановиче, ЗиС-5. Добавить можно многое, но не буду перегружать место в комментариях, да и читатели могут сами найти нужную информацию. Скажу лишь, что везти ЗиС мог и 5 тонн, хотя из-за этого иногда рама всё-таки ломалась, но, благодаря простой конструкции, грузовик можно было быстро отремонтировать даже с небольшим набором инструментов (немцы, кстати, этому очень завидовали).
0 Ответить
Мартин Абалкин, эта особенность - простота конструкции американских машин - очень хорошо была подмечена советским журналистом-международником Ильёй Шатуновский в его книге "Америка справа и слева"(Москва, изд-во Правда, 1971 г).
Он писал, что для того, чтобы, снять, например, какую-то незначительную деталь с английской или французской машины, нужно разобрать полмотора. А у Форда или Шевроле откручиваешь десяток болтов - и перед тобой весь двигатель, как на ладони.
Немного преувеличено, конечно, но в общем и целом так оно и было на американцах 30-х - 50-х годов.
К коим, разумеется, можно отнести и "Захара" - копию грузовика конца 20-х годов под названием "Автокар Дичпетч".
0 Ответить
Доброго дня, Максим! Спасибо за интересную статью! Хочу дополнить,что практически все грузовики первого поколения (на базе Форд-АА) выпускали и на Горьковском автомобильном заводе - ГАЗ. Это легкие и маневренные полуторки ГАЗ-АА (1932-1938 г.г.), ГАЗ-ММ (1938-1950г.г.) и ее упрощенная военная модификация с одной фарой - ГАЗ-ММ-В (в годы войны), ГАЗ-ААА (1934-1943 г.г.)
Оценка статьи 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить