На «Волгах» в то время возили чиновников высокого ранга, эти автомобили дарили выдающимся людям. А еще «Волга» была самым массовым советским такси.
Практически каждому знакома «двадцать первая» «Волга» (хотя бы по кинолентам «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука»). В 1960-е годы о ней мечтал каждый автолюбитель, а в 1970-е пределом мечтаний простого советского гражданина стала уже «двадцать четвёртая» «Волга».
В 1980-х годах её должна была заменить модель «ГАЗ-3102», однако в частные руки пошёл микс «двадцать четвёртой» и «ноль второй» «Волги».
В 1981 году свет увидел автомобиль «ГАЗ-3102» «Волга». Она должна была сменить старомодную к тому времени «Волгу» «ГАЗ-24». Самые ранние экземпляры нового автомобиля, проходя испытание, шли только в госструктуры. И так получилось, что именно политика внесла свои коррективы в изготовление «Волги» «ГАЗ-3102». Вот что говорил Владимир Никитич Носаков — бывший руководитель легкового производства ГАЗа:
Осваивать 31-ю «Волгу» было особенно тяжело, потому что было две позиции, тормозивших выпуск. Это тормоза и панель приборов. Дисковые тормоза — впервые на ГАЗе в машине этого класса применялись. Тормозные цилиндры делала Кинешма, панель приборов — Сызрань. Эти поставщики никак не могли раскрутиться — ни в количестве, ни в качестве. Выбраковка была 80%, да и то, что оставалось — тоже было не ахти. Держали нас на голодном пайке. Никак больше 2−3 тысяч в год не получалось. Обычную «Волгу» делали в год и 70 тысяч, а тут — никак! Были, правда, поначалу и технические проблемы — по тормозам, но их решили через год, и форкамерный двигатель — еле-еле получился. Потому что машины свежие шли в ЦК: там, пока мы не наладили всё как надо, драли три шкуры. Но, кроме двигателя — всё подтянули. Тут пошло — «давайте больше!», оценили её. И 31-я «Волга» приобрела статус элитной, генеральской. Это значит, что и госаппарат на ней ездил. И тут нашему министру на самом высоком уровне было сказано буквально так: «Мы не позволим, чтобы автомобиль, на котором будут ездить чиновники и генералы, одновременно работал и в такси». И 31-ю модель придержали в количестве. А мощности-то уже развёрнуты, опыт накоплен, обороты набраны. И вот, 24−10 родилась: начинка от 3102, под старый кузов.
Внешний вид «ГАЗ-24−10» в чём-то напоминал легендарную «двадцать четвёртую», но в то же время имелись и существенные отличия. На месте металлической решётки радиатора (в народе известна как «китовый ус») появилась чёрная пластиковая. Дверные ручки — такие же травмобезопасные, как у «ГАЗ-3102». В новом автомобиле отсутствуют дверные форточки, на колёсах — иные колпаки, а надпись «Волга» теперь красуется не на переднем крыле, а на шильдике на багажнике.
Салон «ГАЗ-24−10» во многом такой же, как на «ГАЗ-3102», однако о нём нельзя сказать: «Один в один». Сиденья стали более комфортными и регулируемыми, получили подголовники. Заднее стекло получило электроподогрев (взамен довольно громоздкой системы отопления и вентиляции). И в итоге новая модель пошла в народ.
Тот, кому удавалось сесть за её руль, сразу же считался важным и состоятельным человеком. Автомобиль «Волга», как и до этого, продолжал символизировать роскошь и высокий статус хозяина, а простые люди чувствовали комфорт, путешествуя в такси.
В 1991 году распадается Советский Союз. Если до этого на «ГАЗ-3102» возили исключительно чиновников, то после распада этот автомобиль уже пошёл в частные руки. А что касается «ГАЗ-24−10», то его место в начале 1990-х годов заняла легковушка «ГАЗ-31029» (народное название — «ослобык»). Этот автомобиль получил от «ГАЗ-24−10» салон, тормозную систему и силовой агрегат. Фары были абсолютно новыми, а задние фонари — такие же, как на «ГАЗ-3102».
Тем не менее «Волги» «двадцать четвёртого» семейства и сегодня можно увидеть на улицах, на выставках советских автомобилей, на фотографиях, советских плакатах и, конечно же, в кино. Всё это своего рода свидетели советского периода, когда «Волга» не просто считалась транспортным средством, а «говорила» о статусе владельца.
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...