• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Шельмин Грандмастер

Что делать, если обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной?

Очень часто бывает так: начав обгон на разрешенной прерывистой линии разметки 1.5, вдруг замечаешь, что придется или экстренно тормозить, находясь на встречной, и перестраиваться обратно в свой ряд, или заканчивать маневр обгона, но заканчивать уже на сплошной линии разметки 1.1. Как быть?

Перед совершением маневра убедитесь в его безопасности Фото: pixabay.com

Предположим, что произошло самое страшное: вы все-таки не успели завершить маневр на прерывистой и, закончив его уже на сплошной и вернувшись на свою полосу, были остановлены сотрудником ДПС.

Итак, вам вменяется нарушение Правил дорожного движения, влекущее за собой, согласно статьи 12.15 часть 4, лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Не спешите что-либо подписывать и давать объяснения — пусть инспектор составляет бумаги, которые он считает нужным составить, а вы займитесь изучением дорожной обстановки. Это важно сделать сразу, особенно в случае нарушения на трассе, поскольку в противном случае вам придется возвращаться на это место, а оно может находиться от вашего места проживания очень и очень далеко.

Важно сразу же зафиксировать ситуацию на камеру
Важно сразу же зафиксировать ситуацию на камеру
Фото: pixabay.com

Во-первых, сделайте фотографии данного участка. Фотографии на мобильный телефон вполне достаточно. В поле зрения объектива камеры должно попасть все: дорога, дорожная разметка, знаки, автомобиль ДПС, ваш автомобиль. Возьмите себе за правило — все фотографировать. Не забудьте сделать фотографию, на которой начало сплошной линии разметки будет дублироваться знаком 3.20 «Обгон запрещен».

Во-вторых, разметке 1.1 (сплошная) всегда предшествует разметка 1.6, расположенная между 1.1. и 1.5 (прерывистая) и указывающая на то, что скоро и начнется та самая сплошная. На основании ГОСТ 52289–2004 между «прерывистой» (1.5) и «сплошной» (1.1) линиями разметки вне населенного пункта должно быть не менее 100 метров разметки «приближение к сплошной линии» (1.6), а в населенном пункте — 50 метров.

Разумеется, с рулеткой ходить не нужно. Чтобы вычислить протяженность, достаточно измерить две величины: длину одной линии 1.6 и расстояние между линиями.

Далее достаточно сложить получившиеся расстояния и получить протяженность разметки 1.6. Если она менее 100 или 50 метров соответственно, то это основание для четкого и однозначного утверждения: нарушение требований ГОСТ — соответственно, на невозможность завершить начатый маневр. Согласно ПДД, вы, оценив обстановку, начали безопасный маневр и были намерены его завершить, однако нарушение ПДД оказалось вынужденной мерой.

В-третьих, четко установите место совершения вменяемого правонарушения и, соответственно, место нанесения разметки. Найдите ближайший километровый столбик и шагами определите, какая разметка на каком участке — ведь инспектор в существе нарушения не будет указывать, что вы начали обгон на разрешенном участке и закончили в месте, где это запрещено ПДД. В протоколе вы увидите банальную фразу: «Совершил обгон с выездом на полосу встречного движения».

В-четвертых, в протоколе не указывайте, согласны вы с нарушением или нет. Не пишите, как вы заехали на сплошную и сколько ехали по встречной, а отразите все произведенные вами замеры и укажите о наличии фотографий.

На все необходимые процедуры потребуется 20 минут
На все необходимые процедуры потребуется 20 минут
Фото: pixabay.com

На первый взгляд, для выполнения этих четырех практических советов нужно много времени и сил, но это не так. Все это займет от силы 20 минут. Согласно практике, такое рвение водителя говорит о его юридической грамотности, что само по себе — редкость, поэтому многие инспекторы предпочитают с такими не связываться и отпускают со словами «Больше не нарушай». Помимо 20 дополнительно потраченных минут, это позволит вам сохранить свое водительское удостоверение.

Но что делать, если все соответствует ГОСТ и придраться просто не к чему? В данном случае на основании ст. 2.1 КоАП

Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Все, что вы могли сделать для возврата на свою полосу, это применить экстренное торможение и, в худшем случае, вклиниться, допустим, в идущую колонну автомобилей, чем создали бы аварийную ситуацию и общественную опасность. Поэтому в протоколе об административном правонарушении вы можете сделать запись о том, что вы не согласны с вменяемым нарушением, без объяснения всей ситуации.

Обгон запрещен
Обгон запрещен
Фото: pixabay.com

По статье 12.15.4 КоАП вас также могут привлечь, если вы завершили маневр обгона в зоне действия дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен». Позиция защиты в таком случае будет идентичной описанной выше, за исключением одного дополнительного нюанса.

Знак 3.20 запрещает обгон всех транспортных средств, но подразумевает под собой начало совершения такого маневра, а не его процесс или завершение.

Тем более что знак 3.20 может быть попросту не виден, например, из-за грузового автомобиля, обгон которого производился.

Перед совершением маневра всегда убедитесь в его безопасности и невозможности трактования сотрудниками ГИБДД в свою пользу. Удачного вождения автомобиля!

Статья опубликована в выпуске 28.09.2016
Обновлено 16.02.2022

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Андрей Выходцев Читатель 29 мая 2020 в 14:49 отредактирован 29 мая 2020 в 16:26 Сообщить модератору

    Постановлением Верховного суда от 09.02.2012 года этот вопрос давно решен лучшего перепечатали его перепечатали чем нести всякие бредни и догадки

  • Статья бредовая. Никогда не докажите, что инспектор не прав.

  • Панталык Тимофеев Читатель 28 сентября 2016 в 12:44 отредактирован 28 сентября 2016 в 12:51 Сообщить модератору

    Улыбнуло как сочетается регистрационный ник автора со статьёй. А если серьёзно, то тоже согласен теми, кто считает, что ПДД надо не пытаться прогнуть под себя, а стараться не нарушать. Не смотря на моральный облик многих людей в погонах, которое следят, за автомобилистами, они (правила) реально "написаны кровью". При обгоне любой водитель смотрит на встречную сторону и начало удлинённых прерывистых линий тоже видно издалека. А значит не начинай обгон. Покончить счёты с жизнью можно и не прихватывая с собой других людей.

    P.S. Меня тоже удивило, что для автора "самое страшное" в данной ситуации - это остановка инспектором.

  • Евгений Шельмин, а по-моему, лучше лишний раз перестраховаться, выполнять все ПДД по пунктикам и не лезть лишний раз на рожон.

  • Очень даже нужная и злободневная статья. Ставлю 5.
    Пишите больше и чаще. Публикации такого рода очень нужны.

  • Предположим, что произошло самое страшное – вы все-таки не успели завершить маневр на прерывистой и закончив его уже на сплошной, вернувшись на свою полосу были остановлены сотрудником ДПС

    Это не самое страшное из всего что могло произойти.

    это позволит вам сохранить свое водительское удостоверение

    ВУ - это не самое дорогое из всего, что у вас есть.

    Перед совершением маневра всегда убедитесь в его безопасности

    Пожалуй, 1 балл накину.

    и невозможности трактования сотрудниками ГИБДД в свою пользу

    Нет, пожалуй не стоит.

    Удачи на дорогах!

    Солидарен! и балл всеж накину.

    зы
    И помните, что хитрож*сть - не самое необходимое качество для управления средством повышенной опасности в условиях интенсивного дорожного движения.

    Оценка статьи: 2