Вариатор — это передаточное устройство между двигателем и колесами или другим типом привода — винтом, гусеницей, способное плавно менять скорости вращения ведущего и ведомого диска.
Такие устройства давно применяются на мопедах, скутерах, водных мотоциклах, снегоходах и многих других механизмах. И хотя на автомобиле вариатор появился в середине прошлого века, только сейчас он начинает активно внедряться на многих моделях известных автопроизводителей.
Начало движения на автомобиле с вариатором напоминает разгон мощного электродвигателя: ровно, без провалов, с небольшим нарастающим шумом автомобиль устремляется вперед, зачастую оставляя позади более мощных своих собратьев, так как не тратит время на переключение скоростей. Точно установлено, что при наличии двух авто с одинаковыми моторами впереди окажется тот, который имеет вариатор.
Такой автомобиль прощает своему хозяину многие ошибки — он не заглохнет на светофоре, не откатится назад при подъеме, позволит плавно тронуться в любой ситуации, исключив нагрузки на элементы трансмиссии.
Благодаря тому, что под рулем имеется всего две педали, как на автоматической коробке передач, повышается комфорт передвижения в плотном городском режиме, а риск перепутать их для начинающих водителей значительно снижается. Но и настоящий профессионал оценит удобство такой трансмиссии не только в городе, но и на трассе.
Некоторых может смущать ровное «жужжание» двигателя на всех режимах работы. Здесь нельзя добиться спортивного «рыка» при резком ускорении. Все это потому, что умная электроника оптимизирует работу двигателя, заставляя его работать в режиме номинальной мощности.
Но для желающих есть возможность использовать «типтроник» — эмулятор переключения фиксированных скоростей, когда сигнал водителя дает команду управления на переключение вариатора в один из установленных режимов. Для быстрого разгона имеется функция, аналогичная «кик-дауну» автоматических коробок, когда передаточное число резко меняется для придания ускорения при конечном положении педали газа.
Благодаря всем вышеперечисленным факторам, автомобиль с вариатором имеет преимущество по сравнению с автомобилями с другими передаточными устройствами.
- Это более быстрый набор скорости, экономия топлива, оптимизация нагрузки на двигатель и элементы привода.
- Благодаря тому, что работой двигателя управляет электроника, а не простое перемещение педали «газа», он работает в «щадящем» режиме и требует более редких обслуживания и ремонта.
- При этом уровень вредных веществ в отработанных газах гораздо ниже, чем в других аналогичных моделях, а шум — намного тише.
Но у такой коробки передач есть, увы, и ряд недостатков:
- Вариатор не устанавливают на автомобили с мощными двигателями, хотя некоторые экземпляры уже появились и в серийном варианте.
- В качестве наполнителя трансмиссии используется специальная жидкость, она дороже обычного масла, требует точного контроля своего уровня и не заменяется похожей от другой модели авто.
- При отключении аккумулятора вариатор калибруется для оптимальной работы на протяжении примерно ста километров или принудительно, по специальному алгоритму.
- Ремонт такой коробки довольно дорог.
- Существуют ограничения на буксировку автомобиля с вариатором, а также на буксировку таким автомобилем прицепа или другого авто.
- Работа вариатора зависит от сигнала многих датчиков: давления, скорости, АБС, положения коленвала. Выход одного из них из строя или потеря контакта влечет за собой неправильную работу трансмиссии или «сваливание» в аварийный режим движения.
По мнению многих специалистов, за вариатором большое будущее. Он вполне сможет подвинуть не только механику и роботизированные коробки передач, но и ставшие уже привычными автоматы.
Соблюдая несколько простых правил эксплуатации при вождении, можно обеспечить вариатору оптимальные условия работы и таким образом избежать его ремонта.
- В холодное время года избегать нагрузок на трансмиссию при начале движения. Необходимо дать прогреться всем элементам системы на «малом ходу».
- Следить за уровнем и состоянием жидкости, своевременно производить ее замену.
- Не допускать резких нагрузок при старте (это трансмиссия не для гонок), при буксировке и преодолении бездорожья.
- Заботиться о работоспособности всех датчиков, целостности проводки и разъемов.
- При возникновении проблем с движением, в первую очередь, обратить внимание на двигатель — свечи, система питания, электрика. Провести диагностику по кодам неисправности и, конечно, не пытаться ремонтировать коробку самостоятельно.
А вообще… Попробуйте сами, вариатор вам обязательно понравится.
Я думал, статья свежая,а она старая, пристарая. Автору читать здесь мою статью "AUTOBIKE. Что это за зверь?" ...и оставить свой профи-отзыв, по возможности хороший. Я сейчас, в эти дни езжу каждый день по полтора часа (в среднем)на таком велике с успешным тюнингом автомата переключения звёздочек. И каждый день убеждаюсь в его превосходных "полезных отличиях", без каких-либо рычажков переключения звёздочек. Ехать на нём - сплошное удовольствие.
Очень жаль мне тех, которые // ехать на нём не пробовали =,...вкл. автора.
Возмутительно, что такой прорыв в "изобретении велосипеда" не получил до сих пор надлежащего распространения и не производится в РФ.
...По вариатору так: он сложен, ненадёжен, недоговечен. Разгон с места с дымом из-под колёс стал каким-то идолом. = Кому он нужен этот, такой разгон в домашнем обиходе размеренного уличного движения? =
Самая "бюджетная" трансмиссия на сжатом воздухе: она не имеет холостого хода даже на остановке у светофора. Пока так...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошая статья.
0 Ответить
присоединяюсь к Дмитрию!
0 Ответить
Стоит помнить, что производителями автомобилей устанавливается предположительный срок службы вариатора при нормальных условиях эксплуатации. Это 150000 км.
Так, что выбирая машину с пробегом у которой установлен вариатор, будте очень внимательны. Смотрите чтобы пробег был небольшой. Или будьте готовы к дорогостоящей замене.
0 Ответить
но за снегоходами буксируют груженые нарты
Спасибо. Нарты спокойно катятся, без рывков.
Нереально проперло, спасибо.
Попробуйте так отбуксировать автомобиль
Выкиньте из него блондинку (не пол, не цвет) и отбуксируем не слабже нарт.
0 Ответить
Интересная статья, все плюсы и минусы расписаны.
0 Ответить
прикольно
0 Ответить
все таки механика намного лучше ,автомата
0 Ответить
Константин Андреев, во-первых, не лучше, а во-вторых, здесь не про механику и не про автомат.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Mike Mike, вариатор-механика-автомат заявлены в заголовке для обкашливания. По-моему, допустимо побалякать обо всём.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, если Вы любитель "втопить" и жгете бензин и резину от светофора к светофору, то механика здесь в самый раз. Но для спокойной городской езды, а особенно по пробкам, когда нужно просто доехать до нужного места удобнее автомат. И не надо безапелляционно говорить "лучше". Ведь любая трансмиссия имеет свои достоинства и недостатки для разных водителей.
0 Ответить
Дмитрий Янышев, к автомату. "Втопить" религия не позволяет. Я говорю, что мне по нутрЮ.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дмитрий Янышев, втопить прекрасно можно и на автомате, гораздо удобнее, к тому ж.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин Андреев, ...пока не поездишь на автомате. Я всё время вспоминаю и сравниваю с автоматом эти переключения рычагом, мансы со сцеплением, перегазировки и пр.
Если уж механика, то хотя бы с БЗХ (блокировка заднего хода).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, знаешь у меня две машины одна автомат другая мех.есть из чего выбирать
0 Ответить
Константин Андреев, и каков выбор, предпочтения?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дмитрий Янышев, смотрел я "Матиз" с вариатором, продавец честно предупредил, вариатор новый не найдёте, только ремонтировать. Ну и плюс бездорожье у нас везде.
0 Ответить
Михаил Груздев, то есть продавец Вас на всякий случай сразу на ремонт настроил? Действительно, честный. Прибыли от такого не будет . А может, он сам на этот Матиз глаз положил? Вот и отшивал потенциальных покупателей.
А "Матиз" для города то что надо, ну, если по дорогам, разумеется.
0 Ответить
Дмитрий Янышев, Все здорово, но меня всегда напрягает "ремонтировать только в сервис-центре". Заехал в глушь, где и мобила не берет - и все, капец? Буржуины легко бросают машины и добираются пехом до ближайшей населенки, у нас это равнозначно потере машины.
0 Ответить
Юрий Лях, сложность вариатора и др. агрегатов авто удручает. Пользоваться сложностями, конечно, приятно, но хотелось бы попроще. На вариатор навешено столько электроники - мало не кажется.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий, что касается вариатора, то он никогда вот так, сразу не сломается. Да, начнет дергать, моргать лампочкой селектора, не набирать "крейсерскую" скорость, но ехать-то можно будет! Так что машину не потеряете.
0 Ответить
Дмитрий Янышев, решения надёжного вариатора пока нет.Мне запало одно сообщение с Всемирной выставке изобретений в Брюсселе. Дескать, спецпризом отмечен вариатор для велосипеда, но до сих пор на спортвеликах, и не только, можно видеть пачки задних до 9-ти штук и 2-3 передних звёздочек.
У сына "Ниссан-Мурано" , полетел вариатор, заменили на новый по гарантии. Машина идёт приятно и надёжно.
Плавно регулируются обороты у ...паровоза, никаких сложностей и ступеней. Я освоил велопрогулки на крепеньком детском велике "Мангуст"( колёса Ф50см, база 93 см), наставил трубу сиденья получилось то, что надо. Очень приятная передача, думаю, чем бы заменить усилие ноги, то ли паровым цилиндром, то ли сжатым воздухом? Идея трансмиссии "наоборот", с повышением оборотов от тихоходного двигателя к ведущему колесу не оставляет меня, хотя меня уже не раз костерили за неё. Почему на велике она давно и надёжно работает и никак нельзя её перенести хотя бы на сверхлёгкие автомобили? За сумбурность пардон.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, у паровоза регулирование оборотов с помощью трансмиссии не предусмотрено по причине отсутствия трансмиссии, там коленвалом является колесо.
На велике КПД трансмиссии самое высокое, а надежность-самая низкая. Такова плата. (Плата- в переводе с испанского- серебро )
0 Ответить
Владимир Иванович Пресняков, у паровоза трансмиссии нет, а регулирование оборотов бесступенчатое. Я ещё захватил паровозы в действии: на старте они иногда резко прокручивали колёсами - так что регулировка у них была ещё та.
почему же у вЕлика надёжность трансмиссии низкая? - ведь отказы крайне редки. За перевод с испанского спасибо.
П.С. У мотоцикла цепная передача работает давно и надёжно, но в режиме редуктора. Сейчас можно видеть и клиновой ремень с нарезкой изнутри, что снижает шум. Моя фикс-идея в том, чтобы найти тихоходный движок для работы трансмиссии как у велика.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, у велика трансмиссия не защищена от грязи, нет успокаивателей, нет постоянной смазки.
0 Ответить
Владимир Иванович Пресняков, его трансмиссия работает без проблем на миллионах штук. Есть хорошие кожухи от грязи, но большой нужды в этом нет. Разовой смазки хватает надолго.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дмитрий Янышев, адекватно написано, не к чему придраться Хотя, и не любитель.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
читать дальше →
Слушайте, но за снегоходами буксируют груженые нарты. А какие ограничения на буксировку авто?
0 Ответить
Спасибо. Нарты спокойно катятся, без рывков. Попробуйте так отбуксировать автомобиль. Самое тяжелое для вариатора - это старт. Там даже специальный стартовый гидропакет стоит. А рывки при начале движения - смерть фрикционам. Пусть не сразу, но со временем реально.
0 Ответить
Очень интересно, только вот это место поясните, пожалуйста: "При отключении аккумулятора вариатор калибруется для оптимальной работы на протяжении, примерно, ста километров."
читать дальше →
0 Ответить
Так написано в сервис-мануале, подробного объяснения нет. Но думаю, так как трансмиссия адаптивная, т.е обучаемая, в энергозависимую память блока управления записываются пограничные сигналы различных датчиков - коленвала, температуры, давления, расхода воздуха и т.д. и сбрасываются накопившиеся ошибки. По крайней мере у многих после отключения АКБ авто начинал дергаться при начале движения и выростал расход топлива. После проведения калибровки все приходило в норму.
0 Ответить