• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Стыдно ли новичку за рулём?

Вспоминая свои собственные эмоции и ощущения, относящиеся к тому периоду времени, точно могу сказать — стыдно. Ещё как стыдно. То заглохнешь на перекрёстке. То при отсутствии разметки встанешь на дороге так, что ни два, ни полтора — половина машины идёт по центральному ряду, половина — по крайнему левому. И ни обогнать тебя толком народ не может, ни проехать спокойно по своей полосе движения. То… Да мало ли. Всего сейчас и не упомнишь.

Одно только помню. Стыдно. Аж до дрожи в руках и полного помутнения в мыслях. Особенно, если кто тебе сзади настойчиво сигналить начинает: «Что, мол, раскорячился, урод? Давай, давай!». А ты бы и хотел «дать», да никак (!) оно. В голове только одна мысль: «Быстрее, быстрее». А как, если руки и ноги не слушаются и отказываются выполнять те простые действия, которые совсем недавно, на экзамене, вроде бы не так уж плохо выполнялись? Во всяком случае, сдал же. Значит, точно — неплохо.

Стыдно новичку за рулём. И навряд ли кто спорить со мной по этому поводу будет. Многие, почти все, через это прошли. Да и как не пройти?

Автошкола, она ведь что даёт?

В первую очередь — знание. Не просто так экзамен по Правилам дорожного движения сдаётся ещё до того, как ты за руль учебной машины вместе с принимающим экзамен инспектором сядешь. Без знания того, что и как нужно… Не можно или хочется, а именно нужно! Вот без этого знания на дороге делать нечего.

Иначе она очень быстро превратится из дорожно-технического сооружения, с помощью которого можно добраться до нужного тебе места, во всеобщий планетарный хаос. Который способствует отнюдь не движению, а возникновению дорожно-транспортных происшествий. На ровном месте. И потому знание Правил — это основа. Без которой — никуда. Как раньше — без «Отче наш». Или без Устава ВЛКСМ. Была когда-то такая замечательная молодёжная организация…

Следующее, что автошкола обязательно даёт начинающему водителю — это навык. Навык вождения. Именно поэтому экзаменуемый, после аудитории, где сдавал Правила, перемещается на площадку.

Вроде, простые упражнения. Наверное, все их помнят. «Параллельная парковка». «Змейка». «Трогание с места в горку». «Заезд задним ходом в гараж». Ничего такого сложного. Особенно, если не волноваться.

Так, во-первых, почти всё простое гениально. И этими упражнениями отрабатывается и частично закрепляется водительский навык. Умение маневрировать. Учитывать геометрию и характер движения своей машины. В комплексе применять различные варианты вождения.

Например, тормозить не только специально предназначенной для этих целей средней ножной педалью, но также двигателем. Или изменять скорость движения не только с помощью педали газа, но и сцепления.

А, во-вторых, какое волнение? Вот чего-чего, а нервничать на трассе не рекомендуется. Очень даже не рекомендуется. И если вы уже на площадке справиться с эмоциями не можете… Нет, рано вам ещё на улицы, где движение.

Но если можете, тогда — другое дело. И итог экзамена, как квинтэссенция самого процесса обучения, — езда в городе. На котором вы должны показать, что умеете не только соединить в одно целое Знание и Навык, но и применить их в условиях конкретной дорожной ситуации.

И если вы честно сдали экзамен, то у вас есть основа, которая позволит вам по прошествии какого-то, у каждого — своего, разного, времени, действительно стать водителем. Потому что сразу после выпуска из автошколы есть Знание и Навык. Но нет Опыта.

Конечно, опыт — дело наживное, но именно он даёт возможность довести действия водителя практически до автоматизма, когда ваш бортовой компьютер — голова, — оценив дорожную обстановку и её конкретные условия, незамедлительно посылает сигнал рукам и ногам: «Действовать так!». А пока нет опыта, нет и этого автоматизма. На оценку ситуации, принятие решения и его практическую реализацию нужно какое-то время. Пусть и небольшое: 2, 3, 5 секунд. Но оно обязательно нужно. И в эти секунды необходимо быть внимательным и сосредоточенным. Никуда, ни на что и ни на кого (!) не отвлекаться.

И все это понимают. Потому что когда-то сами были точно такими же. И прошли через это. Когда знания есть, и навык какой-никакой — в наличии, а опыта… Увы!

Потому спокойно делайте своё дело. Спокойно. Ничего страшного не произошло. Все, кто рядом, всё понимают. Постоят, подождут несколько лишних минут. Они их восполнят. Потом. За счёт своего опыта. А пока пусть постоят, посмотрят на вас и поностальгируют. Вспомнят те времена, когда сами были молодыми и начинающими. И ещё вся жизнь была — впереди.

Никто из них, увидев на машине знак новичка, никогда не позволит себе чего-то, что отвлечёт начинающего коллегу, а тем более введёт его в ступор. Ни к чему это. Видно же, что новичок. И помочь ему можно, только постояв спокойно, не отвлекая его и предоставляя время на то, чтобы он сосредоточился, вспомнил о своих знаниях, навыках и применил их по назначению. А торопить его… Себе дороже. Начнёт волноваться, тыкать не то и не туда… Больше времени потеряешь.

А кто того не понимает… На дороге разные люди. Встречаются и такие. Которые только о себе, любимом. Ну, и флаг им. Пусть собой любуются. Только чем любоваться-то? Элементарным незнанием того, что знать обязан? Что звуковые сигналы, смотри пункт 19.9 ПДД, могут применяться только — для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон. Но это — только вне (!) населённых пунктов. Или — для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. А какое тут происшествие? Ну, заглохли вы на перекрёстке? Что такого? С кем не бывает?

Да пусть хоть оббибикается весь. Не стоит он того, чтобы на него обращать внимание. Успокоились, сосредоточились? А теперь вспомнили, что для того, чтобы включить зажигание, его сначала выключить надо. Вспомнили? Выключили. И только после этого снова — от себя ключом. Заработал? Заработал двигатель. А теперь. Спокойно. Не отвлекаемся. Слушаем двигатель. Слышим, как он поёт? Слушаем, слушаем. И потихоньку отпускаем левой ногой сцепление. Потихоньку, потихоньку…

Чувствуете? Ритм и мелодика песни, что из моторного отсека, изменился? Вот. Самое время перебросить правую ногу с педали тормоза на газ. Даже если вы её просто снимете, оставив левую в том положении, что соответствует новому характеру песни двигателя, — машина никуда не поедет. Ни вперёд, ни назад. Сейчас она находится в равновесии, когда моторных сил достаточно для того, чтобы удерживать машину на месте, но не хватает для того, чтобы она двинулась вперёд.

Но это теория. А вам пока лучше не теоретизировать. Удерживая сцепление в нужном положении, быстро перебросили ногу с тормоза на газ и… Классические «ножницы». Отпуская сцепление, одновременно чуть добавляем газу. И… Поехали, поехали!

Вы обязательно станете настоящим водителем! Обязательно. Только стесняться того, что вы новичок — не надо. Просто это такой этап в жизни каждого водителя. Который надо пройти. И сдать его экстерном не получится. Если вы это поняли — вперёд. Ни гвоздя, ни жезла!

Статья опубликована в выпуске 3.03.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (46):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Стыдно ли новичку - это глупо, стыдится. Психов и дураков на дороге много, хотя они могут быть и с опытом. Просто нужно быть терпимым к людям, на дороге масса ситуаций. Я езжу уже больше 20 лет и помню как меня когда-то учили. Чтобы не комплексовать на дороге в будущем, делаешь упражнение. Подъзжаешь к перекрестку и глушишь двигатель. Пропускаешь зеленый, а потом едешь. Кто-то злится - ну и что? Всякое бывает, железка накрылась. Вот такая психологическая учеба.

  • Луиза Бай Дебютант 4 марта 2011 в 15:58 отредактирован 4 марта 2011 в 15:59 Сообщить модератору

    Константин Кучер, хорошая, добрая статья. Очевидно, пардон, что пишу об этом, читать дальше →



    А вообще мне - новичку было очень стыдно ошибаться на дороге. Хорошо, когда попадались понимающие попутчики на трассе. Но бывало. что подрезали. Как нарочно!

    Оценка статьи: 5

  • Константин Кучер, я вот тоже не так давно за рулем. Очень повезло с автошколой, знакомый договорился, что бы со мной занимался грамотный инструктор, и он действительно занимался. И еще очень помогал муж, выезжал со мной вечером на дорогу, когда мало машин, и успокаивал мой нервоз))) Уж они меня нахваливали. А вот за рулем и в полном одиночестве я оказалась в центре города, вот это был стресс Но и тут, как говорится, Бог помог - сзади ехал мужчина, он, наверное увидев мою панику и знак новичка, к тому же я несколько раз глохла, всю догогу до поворота к дому ехал за мной с такой же скоростью, и это мне очень помогло, я ему ТАК благодарна.
    Но вот водить дано не всем. Моя подруга пока ездила с инструктором, было все замечательно, а как сама - стала "столбы считать". она так сейчас и говорит - не дано(((

    • Да, Анастасия, я тоже на автошколу не жалуюсь. У меня вся семья в полном составе прошла через разные автошколы. И ничего, каждый сейчас водит.
      Поэтому я даже по своей семье могу с уверенностью сказать - освоить вождение и водить машину может каждый.
      Просто помимо знаний и навыка нужна и мотивация. У Вашей подруги, скорее всего, она по какой-то причине отсутствует.

      • Константин Кучер, как раз мотивации у нее хоть отбавляй. Она очень хотела водить. Но появился страх. Не тот страх - первый раз на дороге, а такой тупой, который туманит разум и блокирует логику. Бывает такое, что в экстренной ситуации кто-то активизируется, а кто-то наоборот впадает в ступор. Вот это про нее.

        • Анастасия, это всё равно не значит, что она не может и не будет водить. Просто ей самой, а может и с помощью специалиста, надо прикинуть - а как бороться с этим "ступором".
          На мой, неискушенный взгляд, есть два способа.
          1. "Клин клином". Зубы стиснуть и... ЕХАТЬ.
          2. "Подождать, пока пыль уляжется". Сделать перерыв. Махнуть рукой. А... НЕ НАДО МНЕ! А когда уляжется всё внутри. Просто сесть за руль. Просто сесть, посидеть. Может первый раз и не включать зажигание. Первый, второй, третий. Глядишь, негатив от того, что ты внутри и уйдет. Ушел, включили зажигание. НО! Не трогаемся. Просто слушаем шум работающего двигателя. Мы - внутри РАБОТАЮЩЕЙ машины. Слушаем, привыкаем. Мы- внутри. Машина - работает. И... НИЧЕГО СТРАШНОГО. Привыкли, дальше - трогаемся. Просто трогаемся. НЕ ЕДЕМ! Тронулись-остановились, тронулись-остановились. ОООО!! Я могу остановиться в любой момент!! И вот так потихоньку, потихоньку. Свой двор, своя улица, чужая улица ночью, чужой микрорайон ночью... И т. д.

  • А мне не было стыдно, я еще в детстве научился, был только интерес. Стыдно было, когда уже с полученными правами заблудился в родном городе

    Оценка статьи: 5

  • Бывало стыдно, но делала всё что бы не приходилось стыдиться. Во-первых не покупала права, сдавала сама.
    Во-вторых, много ездила с инструктором.
    В-третьих, специально смотрела в интернете, какие делают ошибки женщины за рулём.
    Далее необходимо уяснить всем женщинам, что за рулём нет ЖЕНЩИН и МУЖЧИН. Есть водитель!
    И научиться сохранять спокойствие в сложных ситуациях. В Москве они на каждом шагу. Заметила женщинам за рулём очень сильно не хватает уважения к остальным участникам движения. А особенно хорошо на дороге видны те, кому машину с правами подарили.

    Оценка статьи: 5

  • Не знаю, права дочери я купила, правила она учила сама, так как живет в Москве, а права получала в Орле, навыкам вождения обучали знакомые. Даже те, кто с ней рядом, опытные водители говорят - как давно ты за рулем, ездишь уверенно и правильно. Может тут еще и талант присутствует. Я не расхваливаю, но мне с ней на дороге не страшно. Мотается по Москве, мотается из М. в Орел. И как будто всю жизнь за рулем. А машину она купила всего 3 месяца назад. И вряд ли молодежи сейчас особенно стыдно, ей всего 21, даже паркуется без проблем. Это мы были лохи.

    • Карина, 23.02 этого года на "Школе" опубликована статья Светланы Прониной "Что такое "антивождение"?".
      И вот этот, уже мой материал, вырос из обсуждения статьи Светланы. Поэтому, не повторяясь, копирую часть из сказанного мною в ветке того блога -
      Люди разные. Кому-то вождение дается достаточно легко. Но легкость эта - до первой серьезной аварии. И дай, Бог, чтобы эта авария была бы только с исковерканым железом. Но никак не судьбами.
      Поэтому, на мой взгляд, страх начинающего водителя - это благо. Это значит, человек дружит с головой и понимает, что он управляет, как говорят юристы, объектом повышенной опасности.
      Страх новичка - это нормально.

      Дай, Духи дороги, Вашей дочери удачи. И чтобы всё и всегда у неё было в полном порядке. Но... "Дорога - она такая. Не прощает беспечности. Всё время надо держать ушки на макушке и не расслабляться".
      Если эта тема Вам интересна, то у меня вот здесь - http://proza.ru/2008/07/25/72 - есть рассказ "М4 "Дон"". Так, ни о чем. Как главный герой вовремя услышал, что у него одно из колес "шурхотит"...

      • Константин Кучер, вот именно, дорога - дело непредсказуемое. И опытный водитель, ничего не боящийся может влететь и уверенный чел за рулем ни от чего не застрахован. И неизвестно что лучше бояться всего ли просто уверенно ездить. Кто говорит о беспечности?

  • Алексей Иванов Читатель 3 марта 2011 в 11:39 отредактирован 25 мая 2018 в 08:23 Сообщить модератору

    Да уж, было такое дело... Вспоминаю свои первые поездки на машине =)) Паника да и только!

  • Игорёк Постоков Читатель 3 марта 2011 в 10:08 отредактирован 25 мая 2018 в 08:24 Сообщить модератору
    =))

    Конечно стыдно!) Первые шаги всегда стыдно делаются

  • Константин Кучер, комментарии, которые писал к Вашей статье здесь выше, я попытался связно изложить в своей статье "За чем вы идёте в автошколу?"

  • Константин Кучер, Я в автошколе прекрасно изучила ПДД и больше - ничего! Об устройстве машины нам немного рассказали, а ездить пришлось учиться самостоятельно, с мужем. Я после нескольких уроков вождения уже уверенно рассекала по району на школьной машине и решила мужу продемонстрировать свои достижения. Даже с места тронуться не смогла. Оказывается, инструктор помогал мне своими педалями, а без него, у меня получилось тронуться с 10-го раза. На улицу с оживленным движением, мы не выезжали ни разу. Так что, многорядное движение вызывало у меня ужас. Автошкола нужна, чтобы легче сдать на права, а учиться ездить нужно отдельно, с частным инструктором.

    • Не знаю, Галина. Может, Вам просто не повезло с автошколой?
      У меня вся семья прошла именно через автошколу. Мы с супругой, естественно, ещё через ДОСААФ. А молодежь почему-то в РОСТО идти не захотела. Учились уже в новых школах. Последней, совсем недавно, младшая.
      Так она в город со своим инструктором уже НА ВТОРОМ практическом занятии выехала. И пока прошли курс, они весь город объездили. А как права получила, так сразу, от ГАИ за руль прыгнула.
      Я на штурманском месте сидел. До дома доехали, у меня вся спина мокрая была. Но...
      Просто потом решил, что не буду справа от дочери сидеть. И она сама ездила (и ездит сейчас, конечно). От дополнительных уроков отказалась наотрез, хотя я и предлагал. Сама, сама. Сначала поздним вечером с месячишко, а потом уже и днем. И, главное, КАЖДЫЙ день. Неважно, что там на улице. Дождь, снег, гололед. За руль и - вперед.

  • Константин Кучер, есть еще один практический способ для новичков защититься от нахалов на дороге в той ситуации, когда ты заглох в неположенном месте. Им очень хорошо пользовалась моя тетя, когда начинала водить машину в городе. Если Вас достают постоянными гудками и более того если Вас еще и в открытую начинают материть, в этой ситуации очень тяжело не нервничать. Для того чтобы привести чувства в порядок, ставим машину на ручной тормоз, включаем аварийную сигнализацию, не забыв закрыть окна и двери и ждем пока на дороге не останутся нормальные люди. Ну а потом соответственно все по Вашей статье....

    • Андрей Сугоняко, абсолютно согласна, новичку необходимо время, чтобы привести в порядок мысли. А вообще со сзаком новичка на стекле ездить очень сложно. Висел у меня такой знак до поры до времени - стрессы бесконечные. И брат распорядился снять. Ох, какое наступило облегчение: ни кто в окно не орет, на светофоре не сигналит)))

      • И брат, скорее всего прав, если Вам комфортно без знака начинающего водителя, ездите так. Насколько мне известно, каких либо штрафных санкций за его отсутствие не предусмотрено.
        Поскольку самое гланое для новичка - психологическое спокойствие (не самоуспокоенность, а именно спокойствие), а без знака Вам комфортнее, значит, правильно сделали, что сняли.
        Хотя я сам езжу с таким знаком, поскольку младшая ещё "начинающий", а мой пепелац мы "делим". И никакого дискомфорта.

    • Андрей Сугоняко, Вот уж не согласна! Заглохнуть, конечно каждый может. Но вставать на аварийку и чего-то ждать, это уже хамство со стороны водителя. Если сел за руль, то будь готов к разным ситуациям. Собирись и едь! Завести ещё раз не проблема и не занимает много времени. Если проблема с нервами, тогда лучше не садиться за руль. Мой первый урок был такой, что если я позволю себе нервничать, то совершу много ошибок, в лучшем только я пострадаю, в худшем другие, поэтому в любой ситуации я за рулём моментально себя успокаиваю. Этому тоже надо учиться, но не заставлять ждать других, когда ты это сделаешь.

      Оценка статьи: 5

  • Интересная статья, но, как профессиональный частный автоинструктор, я не со всем согласен.
    Правильно, что для нарабатывания автоматизма необходимо сначала получить знания и опыт.
    Но большинство автошкол их не дают. Там тупо натаскивают на сдачу экзамена. У меня почти половина учеников - выпускники автошкол. Права есть, а ни ездить, ни маневрировать не умеют. Особенно задним ходом.
    Они с грехом пополам умеют выполнять на площадке четыре стандартные экзаменационные фигуры. А в реальной жизни всё по-другому. Они также освоили только уличный экзаменационный маршрут, но и то на скорости до 40 км/ч.
    Приходится их учить чувствовать органы управления машиной, её динамику, чувствовать габариты машины. И на основе этих знаний уже нарабатывать опыт и автоматизм.
    Если человек понял, как движется машина с повернутыми колёсами, о чём я писал в статье «Куда крутить руль?», то он уже может совершать любые манёврвы как среди стандартных экзаменационных фигур, так и в реальной жизни.
    И ещё.
    Многие водители не только не обращают внимание на знак начинающего водителя, но и гудят, пытаются подрезать или напугать даже учебную машину со всеми соответствующими обозначениями.
    Но бояться, а тем более стыдиться - не нужно. Нужно, не обращая внимания на дураков, набирать практический опыт. Но основы этого опыта - не в автошколе. Дешевле, быстрее и эффективнее это сделать с частным инструктором. Они тоже бывают разные, но в общей массе - лучше автошкольных. Конкуренция заставляет.

    • Большое спасбо, Валерий, за такой подробный и квалифицированный коммент.
      Мне и возразить нечего, потому что практически со всем согласен.
      В моё время на права, наверное, учила единственная ДОСААФовская система. И, как мне кажется, учила очень хорошо. И движок меня слушать учили, и тормозить двигателем, и регулировать скорость движения не только газом, но и сцеплением. И по правой руке инструктор линейкой бил каждый раз, когда я снимал её с рычага КПП и бросал на руль.
      Но это когда было.
      Сейчас да, несколько иная, наверное, система обучения.
      НО!! Мимо автошколы не пройти. И пусть человек там спокойно учится. Как говорил мой инструктор - вот твоя машина, пока не сдаш экзамен, ДРУГИХ МАШИН до экзамена ДЛЯ ТЕБЯ НЕТ! И, как я понимаю сейчас, он был прав. Каждая машина индивидуальна. Где-то сцеплние более жесткое, где-то педаль тормоза надо вжимать в пол до упора, где-то на вторую надо переключаться сразу же после первой, без какого разгона.
      А вот после автошколы - иди к инсктору и закрепляй навык. Раньше можно было с частным инструктором и без прав ездить. Сейчас-то нельзя. Поэтому к инструктору за дополительными часами практического вождения - ДА, но... Только после автошколы.
      Я, кстати, так со старшим поступил. Причем не договаривался на конкретное количество часов. Просто попросил дать мне знать, когда можно спокйно давать ему свою машину. И к концу недели инструктор сказал - "ВСЁ. Он может".
      А вот младшая - упрямая. К инструктору идти не захотела. Месяц сама по ночам ездила. Но ничего. Сейчас аж трясется вся - дайте ей машину. Хорошо, хоть машину. А то ведь сначала категорию "А" хотела...
      Так что у меня в семье ВСЕ с правами. И ВСЕ водят. Но я не только по своей семье сужу.
      Как на мой взгляд, водить могут все. Было бы желание. А если желание сть - потихоньку, потихоньку. Научишься! Все проходили через начальный этап вождения. И ничего, прошли...

      • Константин Кучер, а я с Вами не во всём согласен!
        Я тоже почти 40 лет назад учился не в автошколе, а на военной кафедре университета. Тогда обучение автоделу и получение прав входило в учебную программу. Да, вояки учить умели. Я и сейчас к своим ученикам применяю некоторые их методы.
        А вот в другом Вы не правы.
        То, что без автошколы не обойтись - миф, выгодный и автошколам и гаишникам.
        В каждой области есть отделения МРЭО ГИБДД, где принимают экзамены у самоучек экстерном. В Москве два таких отделения, в Московсой области - три. Такие отделения есть по всей России.
        И я, как частный автоинструктор, имею право обучать учеников, не имеющих прав. У меня таких почти половина. А остальные - испорченные автошколами, которых приходится переучивать, что дольше.
        А обучающиеся у меня с нуля обучаются быстро, потом сдают экзамены и получают права экстерном. Причём эти экзамены бесплатны.
        И обучение у частного автоинструктора обходится в 2-3 раза дешевле, чем в автошколе.
        Но не все это знают и идут в автошколы.

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 25 февраля 2011 в 20:21 отредактирован 28 мая 2018 в 07:09 Сообщить модератору

          Валерий Яковлев, а я только что отучилась. Частных инструкторов в своем городе не нашла вообще. Выбрала автошколу по отзывам в Интернете и очень удачно - мало учеников, индивидуальный подход. Автошколы сейчас различаются схемой оплаты. Некоторые предоставляют возможность выбора схемы обучения - полный курс или минимально необходимое число занятий для тех, кто умеет ездить. В этой схеме каждое занятие тарифицируется так же, как с тем же инструктором на частной основе, который, к тому же, теорией не занимается. В полном курсе 50 часов - и это две трети стоимости обучения. Оставшуюся часть, я считаю, автошкола вполне отработала. Снег сойдет - продолжу брать уроки у своего инструктора.

          • Марианна Власова, на сайте Вашей автошколы есть ссылка на самую свежую редакцию Федерального закона "О безопасности дорожного движения" № 196 от 10.12.1995, редакция от 27.07.2010, начало действия данной редакции: 01.01.2011.
            И там тоже есть Статья 26, пункт 2.
            То, что в Воронеже нет частных инструкторов - странно. Например, в Казани они есть.
            Будем считать, что с автошколой Вам повезло. Насколько? Не увидев, как Вы ездите, трудно судить. И Вам трудно судить, не зная, как нужно правильно.
            Самые распространённые ошибки обучения а автошколах, кроме перечисленных в комментариях выше - езда со скоростью не больше 40 км/ч. Некоторые инструкторы, чтобы облегчить себе работу, даже врут, что это требование Правил для учебных машин. А безопаснее и спокойнее ездить в общем потоке машин с его скоростью. Ещё часто предлагают нажимать педаль сцепления когда надо и не надо. Если Вы помните, в прошлом году я спорил на эту тему с "Выпускницей Самой Лучшей Автошколы в Минске".
            Лишние движения - потеря секунд, которых может не хватить в аварийной ситуации. Я прошёл через автоспорт, а там, если теряешь на управлении даже доли секунд, никогда не добьёшься высоких результатов. И я сразу учу своих учеников ездить рационально и быстро. Об этом я уже писал, правда с уклоном на психологию.
            И учиться чувствовать машину лучше именно зимой, когда дороги скользкие.
            Удачи Вам за рулём!