Профессионал

Как строилась «Победа»? Легенда советского автопрома

Посвещается 65-й годовщине начала серийного выпуска автомобилей ГАЗ М20 «Победа». Мой муж — почти Юрий Деточкин. Он так же охотится за автомобилями, но только не за 21-й «Волгой», а за «Победой». И не угоняет их, а покупает. Но с жульем борется изо всех сил.

И вот пару лет назад купил он очередную «Победу», отреставрировал ее и начал участвовать во всевозможных автопробегах, сниматься на ней в фильмах и даже возить свадьбы. Этой статьи не было бы, если б по телевидению не показали передачу про создание этого легендарного автомобиля.

А создавали ее долго и упорно.

Зарождение легенды Советского Союза началось в тяжелом 1943 году. 3 февраля 1943 года в Москве в Наркомсредмаше состоялось совещание, на котором Андрей Липгарт доложил о ходе разработок новых машин, в том числе и легкового ГАЗ-25, позднее переименованного в ГАЗ М20.

Ведущим конструктором по кузову назначили Александра Кириллова. Компоновку машины поручили вычерчивать группе под руководством Бориса Кирсанова. Контролировали их работу первый заместитель Липгарта А. Кригер (по шасси и двигателю) и Юрий Сорочкин (по кузову). Последний подключил к созданию форм машины талантливого художника-графика с великолепным пространственным воображением — Вениамина Самойлова, который впоследствии и создал окончательный вариант рисунка формы «Победы». За ее основу решили взять кузов немецкого Opel Kapitan образца 1938 года.

Opel Kapitan образца 1938 г.
Opel Kapitan образца 1938 г.
Фото: Источник

После изготовления первых машин обнаружился редкий оптический эффект: при взгляде на переднее крыло с определенных ракурсов казалось, что крыло вогнуто. Этот эффект возникал из-за того, что большой участок крыла имел кривизну постоянного радиуса.

Некоторые элементы кузова приходилось штамповать по частям, а потом сваривать воедино. Заводы не располагали технологиями штамповки сложных поверхностей. Но, несмотря на все сложности, в ноябре 1944 года главный конструктор лично сел за руль опытного образца и вывел его на испытания.

У первого автомобиля был шестицилиндровый двигатель, задние двери открывались вперед, а передние и задние крылья были раскроены таким образом, что по бортам машины проходили две щели, разделявшие кузовные элементы. Спереди крыло не вплотную прилегало к передней двери, а контур задней двери не доходил до колесной арки. Все это мешало восприятию боковины машины.

Автомобиль имел комфортный и просторный салон
Автомобиль имел комфортный и просторный салон
Фото: Злата Шульц, личный архив

Тем не менее «Победа» выглядела очень динамично и современно, и стильный наклон стекол усиливал этот эффект. Да и с точки зрения аэродинамики кузов был разработан идеально. Но больше такой тип кузова в советской истории автомобилестроения не применялся.

В конце концов «Победа» была продумана чрезвычайно основательно. Все формы ее оказались не только красивыми, но и практичными. ГАЗ М20 стал первым отечественным автомобилем с несущим кузовом и первым в мире серийным автомобилем с кузовом «бескрылой» формы.

Обилие хромированных деталей придавало автомобилю элегантный и солидный вид. В техническом отношении машина была полна новинок, облегчающих жизнь водителю. Появились электрические указатели поворота и стоп-сигналы, а также отопитель и звуковые сигналы высокого и низкого тона.

В Победе был предусмотрен багажник
В Победе был предусмотрен багажник
Фото: Злата Шульц, личный архив

Впервые в «Победе» был предусмотрен багажник. Автомобиль имел комфортный и просторный салон, в котором свободно располагались 5 человек. Машина имела независимую подвеску передних колес и гидравлический привод тормозов. Выбор двигателя стоял между шестицилиндровым ГАЗ 11 и его четырехцилиндровой версией. Производство шестерок было хорошо отлажено, а четверка была компактнее, легче и потребляла меньше топлива. Но, не придя к окончательному варианту, последнее слово оставили за Вождем.

19 июня 1945 года, за 5 дней до парада «Победы», легендарный автомобиль предстал на суд Иосифу Сталину. К машине с шестеркой Сталин отнесся скептически. Кроме того, в послевоенной стране была напряженка с топливом, а вариант с четверкой был очень экономичен. В итоге после долгого изучения обеих машин Сталин сказал: «Надо принять машину с четверкой, машина хорошая».

Вот она — мечта советского гражданина…
Вот она — мечта советского гражданина…
Фото: Источник

И вскоре постановлением ГКО «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности» было предусмотрено с 28 июня 1946 года начать серийный выпуск нового автомобиля.

Первоначально в истории автомобиля планировалось название «Родина» («Победа» была запасным вариантом). Спросили у Сталина. «А сколько будет стоить Родина?» — спросил Сталин. И машину назвали «Победой». А сколько стоит ПОБЕДА, Сталин знал…

Эта машина стала символом победы Красной Армии в Великой Отечественной войне. Кроме того, это была одна из первых машин, доступных (при определенных условиях) рядовому потребителю.

Вот так создавалась «Победа»! Легенда советского автопрома! Мечта советского гражданина…

Статья опубликована в выпуске 28.06.2017
Обновлено 24.09.2019

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Владимир Волков Читатель 29 ноября 2019 в 17:29 отредактирован 29 ноября 2019 в 19:48

    Машина М20 была куплена в 1953г. за 16000 р. (401 Москвич стоил 9000р.). В базовой комплектации не было радиоприемника, но было место для него. Подходил всеволновый приемник от ЗИМа, который стоил 2000р.(более 10% стоимости автомобиля !!) На машине объехал всю европейскую часть СССР. Машина, по тем временам, была прекрасная. Очень хорошо,без всяких зазоров, закрывались двери, печка работала лучше, чем на М21 Волге. Зимой, при 10 градусном морозе, в кузове сидели раздетыми. Здесь отмечали, что умельцы (в Москве за 200 р.за один вечер) делали откидывающуюся переднюю спинку сидения, и получалась ровная трех-спальная кровать. Поэтому при поездках в ночевках проблем не было(в те времена это было очень ценно). Однако, как и все машины, она имела некоторые недостатки. Плохая обзорность через заднее стекло(ставили боковое зеркало), в рычажные амортизаторы приходилось через 1000 км. подливать веретенку. Фильтр грубой очистки масла приходилось рукой прокручивать. Хлопотно было регулировать клапана у нижнеклапанного двигателя. Большой расход бензина(по нынешним меркам), в те времена, никого не интересовал. Крейсрская скорость(сохранение приеместости при обгоне) была порядка 70км/ч. Максимальная была 105 км/ч (при 3600 об/мин), но двигатель берегли и больше 90 км/ч не ездил. Да, и где было ездить с такой скоротью в те времена. Снизу кузов каждый сезон прокрашивал суриком. Даже пересев на "Волгу М21", всегда добрым словом вспоминал "Победу".

  • Михаил Новиков Читатель 27 ноября 2019 в 19:57 отредактирован 27 ноября 2019 в 20:50

    Машины первого выпуска оказались ненадёжными. Были большие сложности с запуском двигателя из-за применения карбюратора с восходящим потоком (вспомните фильм "Весна", где ассистент режиссёра всё время лазает под капот). Вскрылись и другие серьёзные недостатки. Кроме того, производство требовало очень высоких трудозатрат. Поэтому через короткое время выпуск машин был прекращён и почти два года производилась их доработка, после которой и получился уважаемый всеми вариант. Кстати, за время производства "Побед" трудозатраты на один экземпляр были снижены в 10 раз. После окончания выпуска "Победы" в СССР в 1956 году документация и оснастка были подарены Польше, которая стала выпускать её под брендом "Варшава", незначительно (и не в лучшую сторону) изменив форму кузова (был сделан негармонирующий со стилем кузова излом крыши в задней части, выделяющий багажник).
    Советская "Победа" отличалась значительным комфортом, отделка салона была очень красивой. Машина была очень выносливой, хотя и требовала довольно трудоёмкого ухода в процессе эксплуатации. Мне довелось увидеть экземпляр с пробегом полтора миллиона километров.

  • Александр Русаков Читатель 20 октября 2019 в 21:27 отредактирован 20 октября 2019 в 23:34

    Родители купили победу не первого выпуска, а уже с другой решеткой радиатора, стоила она тогда 20 000. Конкретных особенностей устройства я не помню, но вот в начале 60-х к нам в поселок приехали умельцы "дорабатывать" салон. Переднее сиденье было поставлено на более длинные "салазки", к корпусу крепились подпружиненные стопора, которые с помощью тросика позволяли спинке откидываться, получалась абсолютно ровная поверхность. На газ-21 раскладка сидений входила в "базовую комплектацию" (которая была одной единственной ), но ровной поверхности не получалось, был небольшой горб.
    И еще запомнилось - у "победы" очень приятно звучал двигатель при увеличении оборотов

  • Магдалина Гросс Магдалина Гросс Профессионал 25 сентября 2019 в 21:41 отредактирован 25 сентября 2019 в 21:42

    Помню, когда я была маленькой, у одного из соседей была "Победа", она постоянно стояла во дворе. Мужчина, помнится, очень гордился этой машиной.

    Оценка статьи: 5

  • Пневмо пружина багажника (на фото) это перебор. На тот период, если мне память не изменяет, багажник поддерживался двумя торсионами.

  • Шинук Апполонов Читатель 26 июля 2011 в 22:30 отредактирован 25 мая 2018 в 10:39

    Действительно машина - супер, спасибо за статью

  • Злата Шульц, замечательная статья.

    Оценка статьи: 5

  • Злата, отличная статья

    Оценка статьи: 5

  • Злата Шульц, расцветка у Вашей Победы просто замечательная!

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Коваленко, Да. Мы с мужем долго выбирали цвета. В Питере есть еще 2 Победы с комбинированными цветами, и несколько 21 Волг. В советские времена разрешалась подобная комбинация.

  • Андрей Владимиров Читатель 28 июня 2011 в 12:50 отредактирован 28 июня 2011 в 19:41

    Злата Шульц,
    "Первоначально автомобиль планировали назвать «Родина» («Победа» была запасным вариантом). Спросили у Сталина. «А сколько будет стоить Родина?» – спросил Сталин. И машину назвали Победой. А сколько стоит ПОБЕДА, Сталин знал… "
    Наверное это из серии исторических анекдотов? (в хорошем смысле слова).
    Статья - Класс, Как раз в формате ШЖ. В меру технических подробностей, немного истории, немного юмора.
    В общем, всё ОК.

    Оценка статьи: 5

    • Владимир Федорищев Читатель 10 ноября 2019 в 22:19 отредактирован 10 ноября 2019 в 23:15

      Андрей Владимиров, небольшое уточнение про "серию исторических анекдотов"...говорят что это быль, только звучит она немного по другому. Сталин спросил: "и за сколько будем продавать Родину?" - что прозвучало достаточно двусмысленно...после чего было изменено название автомобиля "Родина" на "Победу".

  • В прошлом году видел в центре Стокгольма старенькую "Победу". Ничего, достаточно прилично ехала, да еще с кучей барахла на крыше.