• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Казиник Мастер

Зима пришла. Шипы или не шипы?

Поздравляю всех с днем жестянщика! Первый снег, первый гололед, первые очереди на шиномонтаж и… трудности с вызовом эвакуатора — все заняты. Проблема в том, что переобулись на зиму далеко не все, да и манеру езды с «лето» на «зима» еще не все переключили.

Фото: vrihu, по лицензии Shutterstock.com

Итак, зима, наконец, наступила (пусть как всегда и не вовремя), и мы переобуваем железного коня. Вот только во что? У нас с вами вариантов не так уж много:

  • Поставить машину до следующего лета на прикол и ни во что ее не переобувать.
  • Продолжить ездить на летней резине.
  • «А у меня всесезонка».
  • Поставить шипованную резину.
  • Поставить нешипованную резину.

Первый вариант предлагаю не обсуждать, как, впрочем, и второй вариант, так как что бы далее в статье сказано не было, людей, всерьез раздумывающих над этим, интересовать сказанное явно не будет.

Третий вариант: «А у меня всесезонка»

На самом деле всесезонная резина одинаково плоха как летом, так и зимой, потому что невозможно в одном продукте найти качественное решение абсолютно разных задач. Дело все в том, что при производстве зимних и летних шин используется резина с разными характеристиками. Для летних шин берутся более жесткие материалы, для зимней резины используется более мягкая резина. Это делается для того, что бы в жару резина «не плыла», а в мороз «не дубела». Во всесезонке же производители пытаются достигнуть некого компромисса, закладывая среднюю эксплуатацию в средних же условиях, в абстрактной средней климатической зоне. Вот и получается некое среднее нечто, позволяющее средне переместить себя из некого пункта, А в пункт Б. И скорость выше 120 км/ч, а также выезд из сугроба под этим «средним» не подразумевается.

Вот и получается, что главный спор будет идти между всего двумя подходами: «шипы» или «не шипы».

Зима пришла. Шипы или не шипы?
Фото: Pics-xl, по лицензии Shutterstock.com

Шипы

По результатам социологического исследования одного из мировых производителей шин, проведенного еще в 2009 году, около 30 процентов российских водителей предпочитает резину без шипов, а порядка 70 процентов приобретают шипованные шины. С моей точки зрения, странный выбор. Можно подумать, что абсолютное большинство автомобилистов в основном перемещается у нас не в городах, а по нечищенным загородным трассам.

Да, у шипованной резины есть свои преимущества, а именно:

  • шипы на заснеженных дорогах с малой интенсивностью движения обеспечивают лучшее сцепление с покрытием дороги;
  • на них легче преодолевать брустверы из снега и колотого льда;
  • на шипах (касается в первую очередь авто с моноприводом на ось) легче тронуться с места в гору.

Но при этом же они имеют еще и массу недостатков:

  • тормозной путь на шипах при прочих равных условиях всегда длиннее, чем у такого же авто на нешипованной резине (это обусловлено особенностями пятна контакта шины с дорогой, но на этом подробно останавливаться не будем);
  • более быстрый износ шины в целом;
  • шипы разрушают дорожное покрытие и создают колейность, стирают разметку и выбивают вредную для органов дыхания асфальтовую пыль;
  • шипованная резина шумит существенно сильнее своих нешипованных аналогов;
  • на одном и том же автомобиле расход топлива на шипах будет на 7−15 процентов больше, чем на нешипованной резине;
  • шипованное колесо требует 2−3 балансировки за сезон (хотя на практике этого практически никто не делает);
  • авто на шипованных колесах требует большего количества рефлекторных микроподруливаний, что не может не отражаться на усталости водителя.

Не шипы

Зима пришла. Шипы или не шипы?
Фото: Alexei Daniline, по лицензии Shutterstock.com

Зимняя резина без шипов дает водителю контроль над дорогой ровно двумя способами: мягкостью самой резины (в ней каучука, как правило, больше) и ламелями. Это такие тонкие длинные прорези в протекторе, которые осушают и очищают пятно контакта шины с дорогой. Они как бы цепляются за дорогу, вбирая в себя воду со снегом и далее выкидывая ее под действием центробежных ускорений. В принципе отдельно не стоит перечислять достоинства нешипованной резины, так как из перечисленных выше недостатков шипованных шин видны достоинства первых.

Так что все, как и везде: если где-то что-то прибыло, то где-то соответственно что-то убыло. А вообще, каждый сам для себя должен решать, на какой именно резине ему ездить, сообразно индивидуальным условиям эксплуатации. Если город и центральные трассы, то однозначно не шипы. Если заснеженные и обледенелые дороги плюс бездорожье, то шипы.

Кроме того, выбирая между шипами и не шипами, стоит также учитывать еще и сам тип зимней шины. Для простоты их можно разделить на два основных типа: европейский и скандинавский.

Европеец или скандинав

Европейский тип зимней шины имеет диагональный рисунок протектора с густой сетью водоотводных каналов и ламелей, и крупными грунтозацепами по краям. Автомобили с такими шинами отлично ведут себя на дороге с мокрой грязью и снегом, но голый лед им очень не рекомендован.

Скандинавский тип шин более распространен на севере Европы и в России. Эти шины имеют более разреженный рисунок протектора, имеющий прямоугольные и ромбовидные шашечки. Как следствие — шина легче продавливает корку льда или снега и легко очищается на ходу от налипающей грязи.

Шипуют же, как правило, именно скандинавские шины, хотя попадается шиповка и европейских.

Статья опубликована в выпуске 14.11.2011
Обновлено 23.10.2023

Комментарии (55):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дмитрий Островский Читатель 20 декабря 2011 в 12:35 отредактирован 26 мая 2018 в 19:33 Сообщить модератору

    Сергей Казиник, я полностью за нешипованную резину. Я много лет подряд ездил по одной подмосковной дороге, где часть ее проходила через достаточно крутой овраг. И только в один раз я застал ситуацию, когда он обледенел. Когда подъехал, увидел штук 20 машин , уперевшихся в края дороги, так как не могли ни заехать вперед ни вернуться и заехать в обратную сторону. У всех шипы. Я решил рискнуть и на своей нешипованной проехал вообще без проблем, на всеобщее удивление! Реально прилипать ко льду эффективней, ведь на коньках никто ж в гору заехать не может, они скользят, а не цепляются за лед. Удел шипа, только плотный укатанный снег, который он еще может цеплять, но на нешипованной и там не хуже едешь. Опыта наглядного как у меня, не так часто случается с людьми, вот и не понимают, что на мягкой нешипованной резине вы зимой едете, прилипая к дороге, что и безопаснее и комфортнее.

  • Владими Коновалов Читатель 16 ноября 2011 в 21:15 отредактирован 26 мая 2018 в 13:38 Сообщить модератору

    Всегда ставил себе липучку, а не шипованную. В городе разницы особой не наблюдал. Только липучка тише, плюс по московской "жиже" по моим наблюдениям шипы скользят как летняя резина по льду.

  • Своя машина без шипов, служебная - на шипах. Особой разницы не замечаю. Мне кажется, что зимняя резина, она больше не на колесах, она в голове...

    Оценка статьи: 5

  • У меня с моей половиной практически одинаковые авто. Масса, двигатель, привод похожие, но производители разные. Он меня отговаривал шипованную резину ставить, но я не послушала, теперь жалею. Сухой остаток:
    - по сильному льду в мороз беру его машину без шипов, т.к. едет лучше и тормозной путь короче.
    - при оттепелях и на сухой асфальт тоже самое.
    - за город зимой ездим на моей машине.
    Следующая резина на зиму будет точно не шипованная!

  • Я 11 лет езжу на шипах, т.к. живу в таком доме, где выезд в неплохую горку, свекровь живет в таком же доме с нехилой горой для выезда на дорогу, перед школой спуск, так что вариантов, к сожалению, нет. Просто на шипах надо УМЕТЬ ездить. Как стартовать, как тормозить. Не носить ее до майских праздников (тут в эти майские еду с открытым окном, слышу, что-то дико щуршит по дороге - да, так и есть, ведро с шипами. Май месяц!). Если Ваша ежедневная дорога ровная и ездите исключительно по городу, то конечно, нешипованная зимняя резина - Ваш выбор. В противном случае, только шипы.

    • Мария Дубовик, о том и статья - подбирать резину под условия эксплуатации. В вашем случае вполне может быть, что шипы - это самое то.

      • Сергей Казиник, Так тут такая война пошла, а я об этом и говорю. У меня горка длиной в 4-ехподъездный дом, прямо вдоль него идет. Старые шахид-такси на ней катаются как на санках, только успевай уворачиваться. Какие "ластики", какие тормозные пути? Я ж из дома не выеду! Поэтому нельзя дать четкий ответ на этот вопрос. И нельзя авторитетно заявлять, что шипы - это зло. Просто надо смотреть где и как ты ездишь. А тут вон, война целая.

        • Мария Дубовик, что и странно ,
          в статье я же прямо без двусмысленностей написал (цитата):
          "...Так что все, как и везде: если где-то что-то прибыло, то где-то соответственно что-то убыло. А вообще, каждый сам для себя должен решать, на какой именно резине ему ездить, сообразно индивидуальным условиям эксплуатации. Если город и центральные трассы, то однозначно не шипы. Если заснеженные и обледенелые дороги плюс бездорожье, то шипы..."
          Вроде в самом посыле статьи компромисс мнений заложен)))))

  • тормозной путь на шипах при прочих равных условиях всегда длиннее, чем у такого же авто на нешипованной резине
    Это полная чепуха и очень вредная чепуха. Откуда такие сведения? Получается, что существование шипов вообще бессмысленно. Конечно же, тормозной путь на льду с шипами гораздо меньше и управляемость лучше. На снежных покрытиях - близок к нешипованным шинам. Так что, не морочьте людям голову.

    • Mike Mike, Во всех без исключения статьях или комментах вы выбираете диаметрально противоположную точку зрения. Это уже система. Причем неважно на счет чего диалог.
      А по существу - смотрите коммент выше на счет примера с зеркалом, расческой и ластиком.

      • PS И не нужно так волноваться, в целом-то я СОГЛАСЕН со статьей, тут и писать нечего Речь исключительно об указанном предмете.

        • Mike Mike, так, в довесок:
          "...С тем, что нешипованные шины – будем также называть их липучками (это слово отражает характер работы покрышки) – на льду могут проявить себя лучше шиповок, мне довелось столкнуться лет десять назад в Финляндии. Представители фирмы Turvanasta, занимающейся разработкой и изготовлением шипов, решили на практике доказать, что шипованные шины (тогда это была Nokian Hakkapeliitta 1) эффективнее нешипованных Nokian RSi, недавно появившихся на рынке. Для этого даже организовали показательные выступления двух одинаковых «Фольксвагенов-Пассат», обутых в соответствующие шины. Зима была не на шутку суровой: в назначенный день температура упала ниже –45оС. Каково же было общее удивление, когда автомобиль на резине без шипов оказался в среднем на 15–17% быстрее собрата на шиповках!..."
          Источник - журнал за рулем zr.ru/a/16906
          И:
          "...На мокром и сухом асфальте тормозной путь автомобиля с шипованными шинами увеличивается, а шипы разрушают дорожное покрытие. Это факты бесспорные. Асфальтовая пыль, которой тем больше, чем больше шипованных шин проехало по дороге, относится к канцерогенам...."
          источник - jminagaz.ru/show/50

          • Сергей Казиник,
            на 15–17% быстрее собрата на шиповках!
            Это в Киеве дядька. Речь не про БЫСТРЕЕ, а про тормозной путь на льду. Не нужно фантазировать и спорить с очевидным.

            • Mike Mike, вы точно до конца прочитали? Что ж вы из текста только удобное выхватываете?
              Еще раз оттуда же:
              "...На мокром и сухом асфальте тормозной путь автомобиля с шипованными шинами увеличивается, а шипы разрушают дорожное покрытие. Это факты бесспорные. Асфальтовая пыль, которой тем больше, чем больше шипованных шин проехало по дороге, относится к канцерогенам...."
              источник - jminagaz.ru/show/50

              В Киеве может и дядька, но повышенную скользкость шипов на льду, мокром асфальте и проч. аналогичных условиях не я придумал.

              • Сергей Казиник,
                В Киеве может и дядька, но повышенную скользкость шипов на льду, мокром асфальте и проч. аналогичных условиях не я придумал.
                Ну это уже второй дядька Не надоело вам блуждать в полутора соснах? Речь НЕ ПРО АСФАЛЬТ, НЕ ПРО ЭКОЛОГИЮ И ЭКОНОМИКУ. А про лед. "Повышенная скользкость шипов на льду" действительно абсурдно звучит, остается вопрос, кто это придумал, если не вы?
                Тут даже логики нет. Кто на дерево залезет, кошка или собака? Это такой намек, вместо ластиков.

                • Mike Mike, давайте я еще одно компетентное и обоснованное мнение процитирую и закончим на этом. Взято с сайта autocop.ru (не знаю как для кого, но меня этот портал не раз снабжал адекватной и правдивой информацией)
                  ШИПЫ, ШИПЫ...
                  Уповать на них особенно не стоит. Шипы по-настоящему оправдывают себя там,
                  где могут вонзиться в поверхность дороги. Например, на не очень твердой ледяной
                  поверхности во время несильного мороза
                  . А ударит мороз покрепче, затвердеет лед -и шип, особенно старый, притуплённый, вонзиться в него толком не может.
                  Если дорога, как это особенно характерно для конца зимы, от льда очистилась и вы ездите
                  по твердому от мороза асфальту, бетону или, что еще хуже, булыжной, брусчатой мостовой,
                  шипы могут давать отрицательный эффект, снижая сцепление шины с покрытием.
                  Сталь, как известно, скользит по камню лучше резины.

                  "В своей стихии", то есть на льду, шипованная шина может вести себя по-разному при разгоне автомобиля и при торможении.
                  В первом случае вращающееся колесо отбрасывает частицы сколотого, срезанного льда, хорошо самоочищается и обеспечивает достаточно хорошее сцепление с покрытием.
                  Во втором случае, если водитель жмет на тормоз до упора, колеса могут блокироваться и в зонах контакта сразу образуются "подушки" из срезанного льда, на которых машина скользит, как на салазках. Аварии, случившиеся именно так, не редкость.

                  • Сергей Казиник, наконец-то, вы уже на правильном пути. Т.е. фактически, утверждение про увеличенный тормозной путь на льду трансформировалось во что-то совсем другое - "мороз покрепче", "старые шипы" и прочие "если" и "может быть". Скажу еще проще: где-то от минус 10-20 град. тормозной путь на шипах сближается с липучкой и при дальнейшем понижении температуры липучки лидируют (сильно мерзлый лед аналогичен асфальту, шипы уже не цепляют). Но при меньших температурах, шипы начинают выигрывать и к нулевой температуре уменьшают торм.путь почти в два раза! У меня и ссылки на тесты есть (уж не знаю насколько они вам интересны). Никак не могу понять, чего вы мечетесь в попытках доказать заведомо неверное утверждение.

      • Сергей Казиник, вы за другие статьи не волнуйтесь, тем более, что это не так (плохонько отслеживаете). Отвечайте лучше за свои тексты. А на чепуху я реагирую, конечно, уж извините. "По существу" к вашему смешному примеру мало относится. Есть элементарная физика процесса, результаты тестов, наконец. А у вас лишь домыслы.
        Для справки - шипами не пользуюсь - в Москве в них, и правда, нет большого смысла.

  • Комментарий удален
    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 15 ноября 2011 в 00:47 отредактирован 15 ноября 2011 в 00:48 Сообщить модератору

      читать дальше →

  • И все таки ШИПЫ! Уже не первая в моем обзоре статья с критикой шипованой резины, но тем не менее подавляющее большинство в моем регионе (КУЗБАСС) ездит и в городах и в селах на шипах.

    Оценка статьи: 4

    • Валерий Бринев, так я о том и говорю! Все ездят на шипах, но по назначению основное время шипы использует процентов 10-20. Остальным шипы не только не нужны, а вредят. Только они этого не понимают. Каждую зиму вижу въехавших в попу впередиидущего авто при его торможении, только из за того, что на гололеде тормозной путь на шипах, вопреки общепринятому мнению, существенно длиннее.

      • "Остальным шипы не только не нужны, а вредят. Только они этого не понимают. Каждую зиму вижу въехавших в попу впередиидущего авто при его торможении, только из за того, что на гололеде тормозной путь на шипах, вопреки общепринятому мнению, существенно длиннее."
        Сергей Казиник, у меня на шипованной резине торможение увереннее. Даже на асфальте. Видимо потому, что перед торможением несколько снижаю скорость и торможу плавно, а не резко "в пол"

        • Татьяна Лента, Это вас характеризует как аккуратного водителя и это отлично! Но! На шипах при езде по чистому льду, мокрому асфальту, асфальту покрытому пленкой реагентов и проч. похожих состояниях, тормозной путь об"ективно длиннее! Это физический факт!
          Можете провести эксперемент: положите перед собой зеркало и проведите по нему расческой. Запомните усилие. А теперь по этому же зеркалу с таким же усилием проведите ластиком или любой другой резинкой. Где скольжение выше, а где сцепление лучше?
          Вот примерно тоже самое и на дороге.

          • Сергей Казиник, так помимо голой физики человеку даны мозги! Например, чтобы не гонять на мокром асфальте или на льду. На мокрой дороге и летом, без шипов можно только в путь улететь с дороги! Кстати, пример не совсем корректный - у ластика нет протектора и эффекта аквапланирования, сдаётся мне, не получится

            • Татьяна Лента, так кто ж на счет мозгов спорит то?
              100% согласен!
              А пример хоть и не совсем корректен, но дает понять о чем речь идет хоть в каком-то приближении. А то у меня знакомый был, который всех вокруг убедить пытался, что летнюю резину тоже шиповать можно, мол тогда она лучше за асфальт цепляться будет....

      • Сергей Казиник, тем не менее Вы не переубедите меня и большинство моих земляков переобуться. Большинство улиц в наших городах, в том числе центральных, закрыты в зимний период снежно-ледяным покровом. Во дворах и переулках, не говоря уже о въезды в гаражные кооперативы - это не просто покров! Снять шипы в нашем случае - не только затруднить передвижение, но и подвергнуть себя определенному риску.

        Оценка статьи: 4

  • Сергей Казиник, статья своевременная! А я свою машинку вчера уже "переобула", не дожидаясь первого гололёда. У меня не шипованная резина и смысла особого в шипованной не вижу. В нашей климатической зоне снегопады редки, а гололёд если и бывает, то не долго - либо службы посыпают песочком, либо просто теплеет и оттаивает. В общем, по своим ощущениям, обычная зимняя резина без шипов в городском режиме езды вполне достаточно.

    Оценка статьи: 5

  • Честно говоря шипы зимой желательны как не говори.Бывают случаи проснулся с утра,и надо на работу ехать...а там такой гололед что сам на ногах не устоишь не говоря о том как ехать на машине.Единственный минус шипованной резины это то что она сильно гудит..

    • Юра Ровинский, ну бывают случаи, что без цепей на колесах не обойтись, но вы же не ездите на цепях постоянно...
      А в качестве примера: я той зимой в Италию на авто ездил. Москва-Белоруссия-Польша-Словакия-Германия-Чехия-Австрия-Италия. Вы представляете то количество климатических зон и разных дорог, которые освоить пришлось? А на обратном пути в Смоленской области вообще тот самый легендарный ледяной дождь поймали! Так вот, не было ни одного (!!!) места, где бы я пожалел, что не на шипах. А вот если бы был на шипах, то точно знаю, где бы и в какой момент начал их материть.
      Вот как-то так)))))))))))))

  • НИ во что НЕ переобувать - так правильно по-русски. Через "НИ".

  • На мой взгляд, зимой, когда гололед - это не редкость, безопаснее использовать шипованную резину.

    • Сергей Казиник Сергей Казиник Мастер 14 ноября 2011 в 11:04 отредактирован 14 ноября 2011 в 12:01 Сообщить модератору

      Натали Бутенко, На шипах тормозной путь ВСЕГДА существенно длиннее по сравнению с аналогичной не шипованной резиной. О какой безопасности вы говорите? Комфорт и удобство в некоторых условиях - может быть, но не безопасность. А вообще помню мне подменку давали на шипах, очень хорошо помню как не комфортно на них ездить по сравнению с липучками.

  • Все время ездил на липучке, а т.к. машина мне досталась обутой в шипованную резину приходится привыкать и к тому что они сильно гудят на твердом покрытии.Липучка не гудит,достаточно хорошо держит и на укатанном и на рыхлом снегу для меня более привычно.

  • Кстати, всю прошлую зиму отъездил на китайской резине.На удивление ноская и "липнет".

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 14 ноября 2011 в 01:31 отредактирован 14 ноября 2011 в 15:25 Сообщить модератору

    "Даже стекольщик, даже жестянщик, кок, над которым не светятся нимбы, - неповторимы,неповторимы". (Роберт Р.)
    День жестянщика - это надо оформить. Вы бывали у них в мастерской? Там такой стук-тарарам ! Правщики кузовов немного другое дело и не такое шумное. Мне приходилось брать у них кузова в покраску.
    Водить авто зимой с любой резиной не сахар. Лучший вариант - пересидеть зиму без поездок. А если ехать, то крайне осторожно. К счастью здесь таких проблем нет. Я 3 года отъездил, не ведая о таких проблемах. Снег крайне редок, перед мостом предупреждение о том, что в холодную погоду на мосту может быть изморозь.
    Статья - "штормовое предупреждение" перед "сезоном жестянщика"

  • Обслуживая трехтонный джип вкупе с полуторатонным кроссовером (в общей сложности - около 3000000 руб., а может и более)можно и раскошелиться на приличную резину...

    Многие рады бы приобрести, да денег нема. Обувают, во что придется.

    • Вячеслав Старостин, экономить на зимней резине выходит очень дорого. Так что те, кто "Обувают, во что придется" рано или поздно за свое желание заплатить как можно меньше денег платят существенно больше, оплачивая ремонт, медицину и возмещая ущерб иным участникам дорожного движения.
      Эта статья уже написана была, как с моей знакомой ДТП случилось: на светофоре ей в бочину въехала гнилая древняя шестерка, без ОСАГО, на летней резине, на 33 регионе с мухомором за рулем.... Как в анекдоте прямо. Не смог остановиться - заскользил до самого перекрестка.

  • Шипы зимой обязательно нужны!