Впервые идея заменить лошадь быстроходным автомобилем пришла в голову, конечно же, американским полисменам.
Как выглядел тогда полицейский автомобиль в Америке? Как обычный полицейский фургон, из которого выпрягли лошадей. Вместо них под рамой приспособили небольшой электрический мотор и ящик с аккумуляторными батареями. Граждане по привычке называли его paddy wagon, благо суть осталась прежней — полицейские выезжали на нём в какой-нибудь бар, в котором разгорелась пьяная потасовка. Или перевозили преступников из участка в суд, а оттуда — в тюрьму. Интересно, что помимо этого полицейские фургоны выполняли обязанности карет «скорой помощи», и смертельно раненного президента МакКинли везли в госпиталь именно на такой машине.
Полицейские оценили преимущества нового средства передвижения — не надо выгребать навоз, можно по-новому использовать пространство, где раньше хранилось сено, и к тому же автомобиль не такой нервный, как лошадь, и не боится выстрелов. Полицейское начальство стало финансировать покупку более совершенных и быстроходных автомобилей. К примеру, в Чикаго полицейские патрулировали улицы на паровых White модели M — надёжных, но недешёвых, на таких же ездили известный писатель Сэмюэль Клеменс (Марк Твен), не менее известный изобретатель Эдисон, а также президент Уильям Говард Тафт.
В 1920 году в Америке ввели так называемый «Сухой закон», запрещающий производство и продажу спиртных напитков (про покупку и потребление в нём ничего не говорилось). Поэтому спиртным стали торговать нелегально. Бизнес этот приносил немало доходов теневым дельцам. Полицейские старались перехватывать спиртных контрабандистов во время рейсов, но среди тех встречались лихие водилы. Именно из этой среды вышли первые чемпионы NASCAR. К примеру, «полицейский разворот», и поныне столь любимый в Голливуде, появился именно в те годы. Когда водитель машины, гружённой спиртным, видел в свете своих мощных фар полицейский кордон, он моментально разворачивался практически на месте, непостижимым образом ухитряясь не опрокинуться, и скрывался в темноте. В то время полиция стала закупать солидные партии мощных шестицилиндровых Hudson, Studebacker, Chevrolet.
Гангстеры в Чикаго развязали настоящую войну. Они расправлялись с теми, кто отказывался платить за «крышу», совершали показательные налёты на заведения, находящиеся в ведении конкурентов, совершали теракты, чтобы все видели, кто в городе хозяин. События развивались настолько захватывающим образом, что многих из их участников, к примеру, детектива агентства Пинкертона Дэшиела Хэмметта, охватывал творческий порыв, и в итоге они написали множество романов, образовавших новый жанр литературы — жанр детективного романа.
Гангстеры, естественно, предпочитали мощные и вместительные автомобили. Так получилось, что на несколько десятилетий они облюбовали ту же марку автомобилей, что и американские президенты — Lincoln. Впрочем, не отказывались они и от Кадиллаков, и от Терраплейнов с рядными «шестёрками» в сотню сил. В фильме «Некоторые любят погорячее», известном у нас как «В джазе только девушки», гангстеры заявляются на разборку в Duesenberg модели J — самом дорогом автомобиле не только в Америке, но и во всём мире — ну и что, известно, что денежки у бандитов водятся, а о завтрашнем дне они предпочитают не думать.
В свою очередь, в полиции создавались спецотряды, куда набирали самых отчаянных парней, нередко из тех же гангстеров, не поладивших со своими боссами. Эти спецотряды ездили на специально подготовленных машинах, с форсированными моторами, усиленной подвеской, защитой против автоматных пуль. В одном из спецотрядов служил верой и правдой автомобиль, вошедший в историю как Leaping Lena (leap — внезапно прыгнуть (англ.)). Это был Cadillac с кузовом лимузин, вмещающий восемь человек (при желании — десять). Ещё человек пять-шесть размещались на его широких подножках. Толстые закалённые стёкла и листы прочной стали в дверях могли защитить от пуль, а возможность открыть ответный огонь давали бойницы-«яблоки» под пистолет-пулемёты Томпсона. Бамперы не боялись повреждений — они представляли собой отрезки железнодорожного рельса.
В 1932 году «сухой закон» был отменён. Но нужда в хороших автомобилях для полицейской службы не отпала. В 30-е годы начала расширяться сеть скоростных автомагистралей, требовавшая увеличения количества полицейских патрулей для поддержания порядка. Служба траффик-контроля остановила свой выбор на седанах марки Chevrolet. К тому времени появилась возможность координировать действия отдельных экипажей по радио, правда, пока в одностороннем режиме — через специальный частотный канал KOP. Тогда же в обиход вошли и спецсигналы — пневматические сирены и красные проблесковые фары в обтекаемых хромированных корпусах, и особая раскраска — получив новенькие чёрные Chevrolet, полицейские из штата Огайо тут же покрасили их двери и капоты белой краской. Машины тут же прозвали «морскими свинками», а пример начали подхватывать по всей стране.
В Европе полицейским тоже не улыбалось гоняться за жуликами и бандитами на своих двоих. Некоторых не устраивало даже то, что полицейских исправно снабжали отличными велосипедами. Поэтому в Англии полицейские управления раскошеливались даже на Bentley 3 ½ L, а также на Wolseley Twenty Five, Rover Light Six Special и другие отличные автомобили. А в Германии строились полицейские машины с кузовами типа шарабан с несколькими рядами сидений и без дверей. Причём для этой цели использовались даже шасси 8-цилиндровых Horch.
Начавшаяся вскоре война принесла много новых проблем и добавила работы тем полицейским, которые не ушли на фронт. В Германии полицейские получили для патрулирования Мерседесы модели 170v серии W136, отличающиеся от «цивильных» моделей кузовом упрощённого типа, т.н. Kübelsitzwagen.
А после возвращения к мирной жизни полицейским вновь пришлось обновлять свой транспортный парк, ведь темпы автомобилизации в послевоенное время опять начали расти, да и преступники всё активнее использовали в своей теневой деятельности автомобили, как и прежде, выбирая самые скоростные и надёжные модели…
Статья очень хорошая. Но... не хватает илюстраций. А визуальный ряд очень важен. Хочу немного восполнить этот пробел.
Вот фото Ford 1956 года.
Есть много и других фото полицейских, и не только, автомобилей.
0 Ответить
Замечательная иллюстрация! Буду всячески благодарен за содействие. Вообще-то у меня есть много интересных иллюстраций, в т.ч. с американскими kop cars, но пополнить галерею я всегда не прочь.
0 Ответить
Ну чтож, тогда давай меняться.
Всего фоток у меня - 7 Гб
0 Ответить
Вас только полицейские интересуют? У меня по авто из фильмов громадный архив. И не только! Вы знаете, как дотошно прорисовывают автомобили в японских аниме. Да и в мультах про Симпсонов тачки не от балды рисуют. У меня целая коллекция избранных скриншотов. Вот, кстати, скрин из аниме, упомянутого в статье.
0 Ответить
Информация интересная и читабельная. Хотелось бы все-таки прочитать в какой либо части не только исторический обзор, но и что-то более близкое к названию, на чем же должна ездить милиция?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Что ж - попробую смастерить третью часть - об истории автомобилизации правоохранительных органов нашей страны.
0 Ответить
Отличная статья! 5+ ! Я видел в каком-то французском фильме полицейский авто ВАЗ 2105! Тоже весьма интересно! У наших "копов" еще в советские времена были автомобили с роторно-поршневыми двигателями Ванкеля. А спецслужбы ездили на Волгах с 6-ти цилиндровыми движками, а в багажнике возили свинцовые болванки для лучшей развесовки по осям! За статью спасибо! Молодец!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья эта была в реальном, напечатанном на бумаге журнале, я тогда с ним сотрудничал.
0 Ответить
Нашим служителям закона - наши машинки очень идут.
Я как-то иначе предпочла понять название этой статьи. И сразу - воспоминание, на тем - что кому "идет".
Как-то на одном ралли древних а/м я фотографировала. В роллс-ройс, чтоб получить ощущения, забрался священник. Так ему эта машинка к лицу пришлась!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А я видел фото, как во время Милле Милья в Италии машины проносятся через Ассизи, ну, знаете, где монастырь, основанный Святым Франциском Ассизским, и у обочины стоит монах, уши заткнул, но взгляда от дороги не отрывает
0 Ответить
на чем должны ездить служители Господни?
Тут и охмурение Козлевича вспоминается...
Оценка статьи: 5
0 Ответить