Вовсе не страшны ни дождь, ни слякоть.
Резкий поворот и косогор…
Чтобы не пришлось любимой плакать,
Крепче за баранку держись, шофёр!
Впервые «Песенка шофёра» прозвучала с экранов телевизоровв 1961 году (тогда и телевизоры-то были далеко не в каждой семье, не то что автомобили). Это было время, когда руль назывался «баранкой», а в трудовых книжках писалось не «водитель», а «шофёр». Стать шофёром грузовика мечтал едва ли не каждый второй советский мальчишка. О личном автомобиле если и мечтали, то единицы.
Скажем, первый «Москвич» был выпущен ещё в 1956 году, но большинство граждан не придало этому событию никакого значения — так оно было далеко от реальной жизни. В 1967-м была запущена в серию модель «Москвич-412», получившая относительную известность и даже вошедшая в анекдоты. Больше того, Эдуард Хиль исполнил гимн «Москвичу»:
А встречный, встречный ветер — нипочём!
Как песню, трассу новую начнём.
Мне нравится рабочий твой характер —
Не зря тебя назвали «Москвичом»!
И дальше:
На свете жить нелепо без труда,
Сегодня и машиной быть непросто…
Может, машиной тогда было быть и непросто, но намного сложнее было её приобрести. Даже тем, кто много и тяжело трудился. Ведь «Москвичей» выпускалось ничтожно мало.
В 1970 году советские газеты сообщили народу долгожданную весть: «С конвейера Волжского автозавода сошли первые малолитражки». Автомобиль получил торговое наименование «Жигули». Понятно, что это не первый легковой автомобиль отечественного разлива. «Москвич», «Волга» и тем более «Победа» намного опередили своего «собрата». Но именно «Жигули» получили неофициальное звание народного автомобиля и стали выпускаться довольно большими, по тем временам, партиями.
И всё же, несмотря на расширение автопроизводства, автомобили были доступны весьма немногим, поэтому приобретение машины — даже подержанной — для среднестатистической семьи являлось событием чуть ли не космической важности. Молодая певица Алла Пугачёва так и заявляла с эстрады:
В доме волнение, шум, удивление,
Это не сказка, а быль.
Где-то за городом, очень недорого,
Папа купил автомобиль.
С треснутой фарою, с дверцами старыми,
Века прошедшего стиль,
Где-то за городом, очень недорого,
Папа купил автомобиль.
Что и говорить — владельцам автомобилей завидовали. В определённых кругах считалось, что честным трудом заработать на «железного коня» невозможно. Поэтому на обладателя личного авто зачастую «нехорошо» косились.
Мог ли Владимир Высоцкий обойти стороной эту тему в своём творчестве? Конечно, нет! Появилась «Песня автоненавистника»:
Он мне не друг и не родственник,
Он мне — заклятый враг, —
Очкастый частный собственник
В зеленых, серых, белых «Жигулях»!
Между тем «частных собственников» можно было бы и пожалеть — гаражи имели единицы, а остальные жили в вечном страхе, что машину угонят. Поэтому песня Юрия Лозы многим была близка и понятна:
Месяц ночами дежурит семья,
Все «Жигули» стережем.
Бабушка стала сама не своя,
А дедушка дрыхнет с ружьем.
Папа поставил медвежий капкан,
Но это не помогло —
Кто-то оставил в нем грязный стакан
И снял лобовое стекло.
Но вот на смену дорогим сердцу «копейкам» и выпускаемым на экспорт «Ладам», пришло новое поколение отечественных автомобилей — «Жигулей». В 80-х иметь «девятку» считалось невиданным шиком, что не замедлила отразить в своём репертуаре группа «Комбинация»:
Твоя вишнёвая девятка
Меня совсем с ума свела,
Твоя вишнёвая «девятка»
Покой мой напрочь отняла.
Или ещё вот это, исполненное Ириной Аллегровой:
Если спросят меня, где взяла
Я такого мальчишку сладкого,
Я отвечу, что угнала,
Как чужую машину «девятку» я!
В 1985 году появилась песня «Автомобили», которую исполняли «Весёлые ребята». Песня получилась поистине хрестоматийной, характеризующей ряд аспектов тогдашней жизни. Судите сами:
Наверно, скоро мы ходить разучимся —
Уже привычка ездить в нас живет.
Пройти пешком всего два шага мучимся,
Сто километров на авто — не в счет.
Ага! Коли автор текста пишет о том, что «привычка ездить в нас уже живёт», значит, автовладельцев в ту пору в нашей стране заметно прибавилось. То есть авто стали более доступными. Читаем дальше:
Мотора рев для нас звучит, как музыка;
Как аромат вдыхаем мы бензин.
Что нужно нам? Шоссе полоска узкая,
Да запчастей заветный магазин.
Всё ясно. 30 лет назад дороги в стране оставались по-прежнему узкими и дефицит всё ещё был нормой жизни, ведь не зря же магазин автозапчастей назван «заветным».
Для нас автомобили были созданы.
Но вот пришли иные времена.
И день и ночь мы под машиной ползаем —
Мы служим ей, чтоб ездила она.
Ну, что тут скажешь? И ребёнок поймёт, что в 80-х годах с автосервисами в стране была просто беда. Иначе, зачем бы владельцам машин то и дело ползать под ними?
А теперь самое интересное. Помните припев этой песни?
Автомобили, автомобили
Буквально все заполонили —
Там, где вековая лежала пыль,
Свой след оставил автомобиль.
Это о чём? Неужели о «пробках»? Ха! Ну, к «пробкам» мы ещё вернёмся. А пока вспомним пару песен из постсоветской автомобильной истории.
Итак, на дворе 1993 год. Из уличных киосков то и дела раздаётся: «Моя „Тойота“ словно птица». Это Александр Айвазов поёт о счастье иметь «крутую тачку».
Я увидал Китай и Непал,
Город Нагасаки я увидал.
И там зашёл в один большой зал,
Кто-то по-японски что-то мне сказал.
Стояла ты, сверкая как маяк,
Прекрасная «Тойота» моя,
И я в долги залез, и я купил тебя…
Тогда, в 90-х, в Россию хлынули потоки импортных автомобилей. Чтобы приобрести машину иностранного производства, многие действительно залезали в астрономические долги, однако среди владельцев первых иномарок было и немало граждан, наживших капитал не самыми законными способами. Это про них пел небезызвестный Серёга:
…Ведь у меня есть чёрный бумер, бумер заводной.
Садись смелей, девчонка, покатаемся с тобой.
А потом наступило то, что так точно описал Сергей Трофимов в своей песне «Город в пробках»:
«Бентли», «Жигули», «Тойоты»,
Как промасленные шпроты,
Жмутся в тесноте бетонных трасс…
В общем, «Весёлым ребятам» в 1985 году такое и не снилось:
Город встал, движенье сдохло.
Где-то там «Газель» заглохла
Вариантов нет, сижу, курю.
Джип разлёгся на подвеске.
Шлю знакомым эсэмэски:
Ждать не стоит, буду к декабрю…
И всё же, и всё же… Вместе с «пробками» мы приобрели и ощущение, что таки дожили до времён, когда автомобиль стал не роскошью, а средством передвижения.
«Сто дюжих коней под капот я упрятал,
А прадед везде успевал на одном…»
0 Ответить
Андрей Ефимов, класс! Это ведь Боярский пел, кажется?
0 Ответить
Юлия Колбенева, Боярский
0 Ответить
Серьезная работа над статьей + профессионализм автора = интересная и добротная статья. Понравилось. Респект.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, спасибо! Рада, что оценили!
1 Ответить
Юлия Колбенева, я, вообще-то, вампир, злодей и известный тролль... И у меня вопрос: надолго ли вам хватит натужного оптимизма в статьях?.. Точнее - в текстах.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, я уже отвечала Игорю Ткачёву, что страдаю немотивированным оптимизмом, так что никакой натуге я свой организм не подвергаю. Вот ещё один симптом: на вампиров реагирую спокойно Оптимизм - это диагноз, и надеюсь, "болезнь" будет прогрессировать.
1 Ответить
Юлия Колбенева, интересно. Поглядим-почитаем в развитии... Обычно "пожизненные" оптимисты сдуваются после 20-ой статьи... Будем отслеживать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав, я понимаю, какая на мне ответственность!
0 Ответить
Юлия Колбенева, ответственность... Не то слово. Не сумеете привнести в ШЖ свежий дух творчества и молодецкого задора, некую женскую красивую загадочность и шарм, придется мне опять входить в очередной образ и опять удивлять публику своей гениальностью... (А-ааа, как я разошелся!.. Долой инертность и скуку на сайте)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Московский тракт проложен до Херсона
И где-то там по этому пути
Машина ЗИЛ груженая бензином
Хотела 130-й обойти.
А 130-й шел с боеприпасом
Вела машину девушка-шофер
Не жми на газ, не трать бензин напрасно -
Сильней у 130-го мотор..." и так далее.
Во времена моей юности эту наивную и "душещипательную" песенку исполняли под аккомпанемент "три аккорда" в каждом дворе. Помню, никак не могла понять, какую машину вела несчастная девушка - с бензином или все-таки с загаданным "боеприпасом"?
Сейчас песенку причислили к мощному культурному явлению - шансон, и довольно часто ее можно услышать по радио.
0 Ответить
Лада Крымова, ! А ведь и правда - то ли бензин, то ли боеприпасы! Эх, эту песню я бы включила, если б вспомнила. Всё-таки ЗИЛ - самый первый отечественный автомобильный завод..
0 Ответить
Юлия Колбенева,
Вот, навеяло... Набрала в поисковике песенку - никакой там. оказывается, не ЗИЛ, а ЗИС... Эх, годы молодые...
А с девушкой все те же вопросы.
0 Ответить
Лада, точно, нашла сейчас информацию. Сначала завод был им. итальянского коммуниста Ферреро , в 31-м году переименован в ЗИС (им.Сталина), а в 56-году стал ЗИЛ -им. Лихачёва, а не Ленина, кстати
0 Ответить
Юлия Колбенева, Ну. вот и встало все на свои места.
Под воздействием вашей статьи прослушала несколько вариантов песни - где-то слышится ЗИС, где -то ЗИЛ...
Хорошая тема, и текст статьи такой располагающий к общению - нынче это встречается нечасто. Спасибо.
0 Ответить
Лада, мне очень приятно слышать это от вас.
0 Ответить
Лада ,
А этот ЗИС -не тот же ЗИЛ, только имени Сталина, нет?
0 Ответить
Попыталась вспомнить песни про автомобили, но кроме мрачной "In the Death Car" ничего в голову не пришло.
0 Ответить
Наташа, !
0 Ответить
Наташа, Fast Car (Dub Step Mix) Kinemathix, вот уж дабовая месса.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сева, а что не так в этой "быстрой машине"? О чём песенка-то?
0 Ответить
Юлия, у Наташи статья новая появилась, так вот эта песня в тему. Об ещё одном способе путешествовать интроверту. А может с интровертом.
Я язык не понимаю, но в душе про это и дребезжит.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сева, ух ты! Пойду читать!
0 Ответить
вот она слава))
0 Ответить
Наташа, а ещё чуткость и внимание.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сева, вот уж добавили, что называется, позитива)
0 Ответить
Наташа, ну раз обещаны дожди со снегом, нужно и почву подготовить, на что всему упасть.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Какой вы заботливый, Сева)
0 Ответить
Такой я человек, ни-чё поделать не могу , Наташа!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не схвачена тема военных песен. "Эх, путь-дорожка фронтовая, // не страшна нам бомбёжка любая. //А помирать нам рановато,//есть у нас ещё дома дела."
А после войны Утёсов пел:"...Я купил себе просторную Победу. //из конца в конец по городу я еду.// Целый день своих знакомых развози - // - превратился я в домашнее такси."
А "80 в нимбе знака" А. Взнснскго ? - как некий новый святой, // раздавленная собака валяется на осевой. ....
...рана черна от гнуса, // скорость в пределах ста. // Главное,- не оглянуться, // совесть моя чиста."
В Высоцкий? "Обгоняет нас вся мелкота // и слегка нам обгоны,крнечно, обидны, // но мы смотрим на них свысока, // а иначе нельзя из кабины."
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей О! Спасибо! Жаль, что я не знала песню, которую пел Утёсов про "Победу" - обязательно включила бы в статью! Я ведь выбирала не все песни про машины, а те, где указывалось бы название автомобиля. Чтобы можно было соотнести с историей.
0 Ответить
Юлия Колбенева, а ещё довоенная" "Был на трассе отчаянный шофер, // звали Костя его Снегирёв. // Он машину трёхтонную АМО,// как родную сестрёнку любил".
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей Дмитриев, вот про АМО-то я как раз помню - дедушка ещё пел)). Но я сразу в начале статьи оговорилась, что ограничусь лишь полувековой историей страны. "Я вам не скажу за всю Одессу" Потому и военные песни не включала...
0 Ответить
Юлия Колбенева, я забыл название ТРАКТА, а не трассы. С дедушкой мы могли бы спеть дуэтом.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей,
Дедушка был журналистом...
У него была любимая песня:
Трое суток шагать, трое суток не спать
Ради нескольких строчек в газете…
Если снова начать, я бы выбрал опять
Бесконечные хлопоты эти..
0 Ответить
Юлия Колбенева, вот и Вас потянуло в журналюги.
"Старики, я Шекспир по призванию.// Мне ГамлЕтов писать бы, друзья. // Но от критиков нету признания, // от милиции нету житья."
Это мои любимые сточки "от артиста-поэта Ножкина".
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей Дмитриев, да меня больше никуда и не могло потянуть. Первым был прадед, он в "Огоньке" заведовал отделом... Ну, а потом уж понеслось...
0 Ответить
Юлия Колбенева, "У-у, ты какая ?!"(С) А где почитать Ваши стишаты?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей Дмитриев, в личку скину ссылку
0 Ответить
Юлия Колбенева, ОКей!
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Юлечка, хорошая статья и вправду, автомобиль это уже что-то родное, куда ж мы без него. Особенно в больших городах без него одни проблемы, а какой он будет Москвич, Жигуль или Сузуки не важно, его главное надо любить и ухаживать за ним хорошо, он как живой организм, тоже хорошо отзывается на заботу У нас был и Москвич 412 и Жигули четверка, а сейчас Нива Шевроле внедорожник и любую машинку мы ласково называем по имени Я вот тоже уже собираюсь опять сесть за руль и со свистом прокатится, как в молодые годы с голубым огоньком
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Лидия, значит, ваше семья - олицетворение автомобильной истории страны!
1 Ответить
Юлия Колбенева, вот точно страны, поскольку все отечественные автомобили. У моей подруги в гараже стоит один древний раритет, типа машины, на которой ездил Штирлиц Победа, это память об ее отце осталась и она с ней не хочет расставаться, а жаль, стоит и ржавеет восстановить бы, да на выставку, но увы никому это не нужно Молодежь все мечтает о Мерседесах и японских авто
Оценка статьи: 5
1 Ответить
А интересно, о каких ощущениях была эта песня про автомобили?
Моя жизнь дребезжит, как дрезина,
А могла бы лететь мотыльком;
Моя смерть ездит в черной машине
С голубым огоньком.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сева, ну вы прям... Я ещё даже не успела отредактировать статью, изменения в неё вношу. А песня, о которой вы пишите, мне отчего-то незнакома...
1 Ответить
Юлия, а что редактировать? Статья хорошо "едет", с ветерком!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Сева интернет тормозит, картинки долго не загружались Ну, подскажите мне, что это за чёрная машина с таким незавидным пассажиром? Или водителем?
1 Ответить
Юлия,
Не корите меня за ухарство,
Не стыдите разбитым лицом.
Я хотел бы венчаться на царство,
Или просто ходить под венцом -
Но не купишь судьбы в магазине,
Не прижжешь ей хвоста угольком;
Моя смерть ездит в черной машине
С голубым огоньком.
Это Борис Борисович Гребенщиков, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" и патриарх русского рока. Его песни, не хуже любого автомобиля, сами расскажут об истории России.
Это он спел: "Рок-н-рол мёртв, а я ещё нет".
И ведь ещё, таки нет.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Сева, пристыдили меня и - заслуженно. Как это я могла не вспомнить такую песню БГ!
1 Ответить