Марк Блау Грандмастер

Является ли Индия великой автомобильной державой?

В конце XIX — начале XX века автомобили изготавливали почти в каждой развитой европейской стране. Но после Первой мировой войны оказалось, что производство автомобилей — штука не только выгодная, но и требующая крупных капитальных вложений. Не всякому предпринимателю это дело стало под силу, да и не всякому государству.

Tata Steel ночью Фото: en.wikipedia.org

«Автомобильных держав» на сегодняшний день в Европе не так уж и много. Чешская «Шкода-Авто» и испанский «Seat» принадлежат немецкому концерну «Фольксваген», а румынская «Dacia» — французской компании «Рено».

Да и так ли уж необходимо стране свое автомобилестроение? Ведь массовое производство автомобилей могут поднять только страны с большим населением, а значит, с крупным внутренним рынком. Иначе производство автомобилей просто-напросто не выйдет на объем, обеспечивающий высокие прибыли при больших затратах. Какие страны способны сейчас обеспечить высокий покупательский спрос на автомобили собственного производства? Пожалуй, только Китай да Индия.

Об успехах китайского автопрома многие осведомлены. А вот о том, что Индия выпускает и легковые машины, и грузовики, и пикапы, и автобусы, знают немногие. О том, что индийская автомобильная компания «Tata Motors» является владельцем знаменитых английских автомобильных брендов «Jaguar» и «Land Rover», знают еще меньше.

«Tata Motors» — индийская автомобильная компания, на которой занято 60 тысяч человек. Она является частью огромного конгломерата «Tata», включающего 114 компаний, которые работают в 8 секторах бизнеса: от металлургии и производства электроэнергии до сельского хозяйства.

Офис компании в Индии
Офис компании в Индии
Фото: en.wikipedia.org

Основателем этого могучего промышленного холдинга был Джамшеджи Тата (Jamsetji Nasarwanji Tata; 1839 — 1904).

Индию иногда называют субконтинентом, подразумевая, что на огромном полуострове проживает такое число разных народов, что на иной континент бы с избытком хватило. В этом потрясающем противоречивом разнообразии — главная проблема Индии, и в нем же — залог будущего развития страны.

Среди множества населяющих Индию народов — парсы. Это потомки зороастрийцев, которые жили ранее на территории нынешнего Ирана и бежали в Индию в 720 году после завоевания Персии мусульманами. В большинстве своем они живут в индийском штате Гуджарат и в городе Мумбаи, который по-русски часто по старинке называют Бомбей.

Город Мумбаи — один из самых больших городов мира. Это морские ворота Индии и крупнейший промышленный центр. В Мумбаи сосредоточена самая большая в Индии община парсов. И это является еще одной причиной бурного развития города, потому что парсы отличаются предприимчивостью и коммерческими талантами. Они поголовно грамотны и по статистике живут намного богаче среднего индийского уровня. Зная это, не удивляешься тому, что выдающийся вклад в индустриализацию Индии внес именно парс Джамшеджи Тата.

Он родился в Гуджарате в семье, глава которой первым нарушил семейную традицию. Вместо того чтобы стать зороастрийским жрецом, он выбрал карьеру бизнесмена и организовал торговую компанию в Мумбаи.

Джамшеджи Тата
Джамшеджи Тата
Фото: en.wikipedia.org

Джамшетджи Тата переехал к отцу в Мумбаи, когда ему было 14 лет. Высшее образование он получил в Эльфинстон-колледже, высшем учебном заведении, которое организовал тогдашний губернатор Бомбея Маунтстюарт Эльфинстон (1779 —1859). Здесь, впервые в Индии, молодых индийцев обучали по европейским программам и по европейским стандартам. Завершив учебу в 1858 году, молодой Тата стал помогать отцу.

Для начала он совершил несколько путешествий за границу: в США, в Англию, во Францию и другие европейские страны, а также в Китай и в Японию. Во всех этих странах Джамшетджи Тата организовывал филиалы отцовской компании.

В 1868 году он организовал свою собственную компанию — начал создавать предприятия по обработке хлопка. В то время Индия выращивала хлопок в больших количествах и экспортировала его в метрополию. Во время поездки в Англию Дж. Тата посетил ткацкую фабрику в Ланкашире, где изготавливали тонкую хлопчатобумажную ткань высокого качества. Тамошний производственный процесс Тата перенес на свою вновь организованную ткацкую фабрику в районе города Нагпур. Так из Индии в метрополию стали ввозить не только хлопок-сырец, но и дорогие ткани, изготовленные из него.

Вообще Джамшетджи Тата был индийским предпринимателем новой формации. Он заботился не только о высоком качестве производимой продукции, но и об условиях, в которых трудились рабочие на его фабриках. Например, в текстильных цехах устанавливались вентиляторы, а позже кондиционеры, для охлаждения помещения. Для рабочих на фабриках Таты строились столовые, больницы и жилые дома. И, кстати, Тата поддерживал дружеские отношения со многими лидерами тогдашнего революционного и национально-освободительного движения.

Тата считал, что основой политической независимости является независимость экономическая. А следовательно, развитие национальной индийской промышленности — путь к достижению настоящей независимости страны.

Джамшеджи Тата стремился осуществить три, по его мысли, главные задачи, способствующие завоеванию реальной, то есть экономической, независимости страны. Это были: создание индийской национальной металлургической компании, строительство гидроэлектростанций и основание национального технического университета.

К сожалению, все эти три задачи при жизни Дж. Таты осуществлены не были. Но его наследники воплотили мечты патриарха индийской промышленности в жизнь. На востоке Индии в месте, богатом железной рудой, углем, известняком и водой, в 1912 году был построен первый в Индии металлургический завод, а рядом с ним — город, который в честь Джамшеджи Таты назвали Джамшедпур. Железнодорожная станция рядом с городом называется Татанагар.

В 1909 году, еще в те годы, когда Индия была британской колонией, в городе Бангалоре был создан Индийский научный институт, который до сих пор остается флагманом индийской науки и инженерии. Международный рейтинг этого научного заведения чрезвычайно высок. На территории института установлен памятник Дж. Тате, как одному из его основателей.

Наконец составной частью концерна «Tata» является компания «Tata Power Company Limited». В настоящее время это крупнейшая в Индии частная электрическая компания.

А вот открытие огромного и роскошного отеля «Тадж Махал» в Мумбаи Джамшетджи Тата увидел при своей жизни. «Тадж Махал» открыл свои двери для гостей в декабре 1903 года. И «открыл двери» здесь не только фигура речи. «Тадж Махал» был первым в Индии отелем высокого класса, куда не был запрещен вход индийцам. До этого на всех дверях висела оскорбительная табличка «Местным жителям вход запрещен». Тата ответил на национальное оскорбление делом — выделил деньги на строительство отеля, затмившего самые шикарные заведения Мумбаи.

Отель Тадж-Махал и Ворота в Индию на набережной Мумбаи
Отель Тадж-Махал и Ворота в Индию на набережной Мумбаи
Фото: abitant.com

Автомобильная компания «Tata Motors», входящая в концерн «Tata», находится в списке 20 крупнейших мировых производителей автомобилей. Созданная в 1945 году компания сначала производила железнодорожные локомотивы. Первый в Индии грузовик сошел с конвейера в 1960 году. Он был создан в сотрудничестве с компанией «Daimler-Benz». Но оказалось, что индийские дороги не приспособлены для тяжелых грузовых автомобилей, и компания организовала производство небольших пикапов. Кроме того, «Tata Motors» — крупнейший региональный производитель автобусов.

В 1998 году на рынок был выпущен первый пассажирский автомобиль «Tata Indica», полностью разработанный в Индии. Он был рассчитан, в первую очередь, на местного потребителя, поэтому отличался невысокой ценой и мощным экономичным двигателем. Индийцы тоже полюбили эту машину. «Tata Indica» стала наиболее продаваемым автомобилем в стране. Она экспортировалась также в Шри-Ланку и даже в Великобританию под названием «CityRover».

И опять же, учитывая особенности индийского рынка, «Tata Motors» разработала и выпустила в продажу самый дешевый автомобиль в мире — «Tata Nano», стоимость которого не превышала 2.5 тысяч долларов. Этот небольшой, но полноценный и даже элегантный автомобиль вызвал энтузиазм у местных покупателей и тревогу у защитников окружающей среды всего мира.

Tata Nano - самый дешевый в мире автомобиль
Tata Nano - самый дешевый в мире автомобиль
Фото: wheels-wings.com

По их мнению, продажа такого дешевого автомобиля в Индии и других небогатых странах приведет к массовой автомобилизации слаборазвитых стран, что будет причиной загрязнения окружающей среды и — о, ужас! — приведет к глобальному потеплению. В ответ на это компания анонсирует выпуск электромобилей и даже автомобилей, работающих на энергии сжатого воздуха. Что, впрочем, не утешает радетелей экологии. Ведь производство электроэнергии на электростанциях тоже косвенно способствует загрязнению окружающей среды.

«Tata Motors» — компания сильная. Она проводит агрессивную коммерческую политику по всему миру и, в особенности, в странах небогатых. На дорогах в странах Южной Азии, Таиланда, Аргентины, Турции, Саудовской Аравии и Юго-Восточной Европы можно встретить элегантные и дешевые автомобили, которые несут имя выдающегося пионера индийской индустриализации.


Что еще почитать по теме?

Индия. Как выжить на чужбине?
Какое образование можно получить в Индии?
Какая она, Индия «далекая»? Страна контрастов

Обновлено 5.04.2017
Статья размещена на сайте 25.03.2017

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: