А это значит, что не всегда мы будем заливать в баки своих транспортных средств субстанцию, льющуюся из пистолета на ближайшей бензозаправке, а страны-экспортеры российского газа не всегда будут периодически оживлять в прессе тему цен на голубое топливо. Посему разумно углубиться в поиски альтернативных источников энергии, дабы не оказаться застигнутыми врасплох в не такой, думается, далекий от нас день, когда наступит время демонтировать нефтяные вышки и целые сети различных «проводов» (нефте- или газо-).
В контексте альтернативной энергетики часто приходится слышать о биотопливе. В принципе, с таким топливом мы знакомы. Если разобраться, те же дрова — самое настоящее биотопливо. Если быть точным, то это — твердое биотопливо. Существует еще жидкое биотопливо (например, спирт этанол). Но о дровах почему-то редко кто вспоминает, когда разговор заходит о биотопливе. Оно не мудрено: плавное вхождение нового топлива в активное употребление связано прежде всего с перспективами автомобильного транспорта. Каковы же эти перспективы?
Скажем прямо: вполне реальны. Одно дело, когда исследования ведутся в научных лабораториях, другое — когда возникает возможность оценить «в боевых условиях» предлагаемые уже сегодня технологии, с развитием и более существенной проработкой которых в будущем связаны наши надежды на время без нефти и газа. Что же существует уже в наши дни под вывеской «биотопливо»?
Одной из развиваемых технологий является обеспечение работы дизельного двигателя на рапсовом масле. По сравнению с «соляркой», масло позволяет снизить уровень выбросов в окружающую среду вредных веществ, что является его явным преимуществом. Кроме рапсового, могут использоваться также соевое, подсолнечное и пальмовое масла. Ведутся исследования с целью адаптировать автомобиль под топливо, получаемое из отработанного пищевого масла. Перед тем, как двигатель будет работать на масляном биотопливе, масло необходимо подготовить (по-научному это называется переэтерификацией; продуктом этого процесса являются эфиры, например метиловый эфир рапсового масла).
Другим активно развиваемым направлением по внедрению биотехнологий является создание топлива, именуемого на Западе flex-fuel. Оно имеет обозначение «Е», за которым следует число, указывающее на процентное содержание в нем спирта этанола (например, E85). В разных странах используется топливо с различающимися между собой соотношениями смеси этанола и бензина: в Дании и Таиланде распространение получил flex-fuel марки E10, в Бразилии — E20, а E85 можно найти в Швеции и (все чаще) США. Заметим, что стандартный бензиновый двигатель (неподготовленный) может работать на E10, но никак не E20 и тем более E85.
Если говорить о последствиях производства flex-fuel, то к ним относятся рост вырубок леса под тростник, используемый при получении этанола, а также рост выброса в атмосферу альдегидов и оксидов азота по сравнению с уровнями их выброса, фиксируемыми для «чистого» бензина. Однако есть и обратная сторона медали: исследователи отмечают сохранение количества диоксида углерода (по-народному — углекислого газа) в атмосфере как одно из следствий использования такого биотоплива вместо нефтепродуктов.
При сжигании биотоплива в атмосферу попадает тот углекислый газ, который был поглощен произраставшими на сельскохозяйственных угодьях растениями, из которых получают этанол (тот же тростник, к примеру); сжигание же нефтепродуктов ведет к появлению в атмосфере молекул углекислого газа, которых ранее в атмосфере не было, т.к. входящие в его состав атомы углерода до этого находились в земных недрах. Чтобы ответить на вопрос о том, какое зло меньше, или где выбросы несут угрозу меньшего ущерба окружающей среде, ученым предстоит провести еще не одно исследование.
На постсоветском пространстве, да и вообще в большинстве стран мира, более или менее организованный и официально декларированный переход на биотопливо еще не начался. Но некоторые страны уже сегодня работают в этом направлении, и бесспорными лидерами здесь признают Бразилию и США. Первая использует в этих целях сахарный тростник, американцы же уповают на кукурузу как гарант снижения импорта нефти в ближайшие десятилетия.
Исследования в области биотехнологий ведутся не только относительно производства биоэтанола или масел для дизельных двигателей. Так, ученые пристальное внимание уделяют изучению возможностей использования отходов сельскохозяйственного производства как реального биотоплива. Продукты жизнедеятельности тяглового скота плюс помещенные в них бактерии, ответственные за процесс брожения, создают предпосылки для освобождения энергии, которая может быть использована впоследствии точно так же, как и та, что получена из углеводородных энергоносителей. Одним словом, здесь все только начинается, но мы уже сегодня имеем возможность наблюдать плоды научной мысли.
А что же будет дальше?..
Проблемное это кажется -биотопливо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"От биотоплива пока больше вреда, чем пользы"
0 Ответить
В моей кукуевке, в Мичигане, есть несколько мест по переработке кукурузных и соевых отходов. На машине едешь через небольшой городок, а там перед каждым почти домиком маленький плакатик с телефоном и названием компании - значит уже установили отопление дома на биотопливе. Так просто!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Угу, перспективы имеются. Определенные.
0 Ответить
Интересно!
0 Ответить
Главное, что у же есть первые результаты.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В Индии, если не ошибаюсь, сделали автомобиль, работающий на воздухе вот это топливо так топливо...
0 Ответить
скорее бы уже нашлась подходящая альтернатива! спасибо за интересную статью!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вопрос сложный.
А о газогенераторных автомобилях на дровах только что написал Борис Рохленко.
0 Ответить