Пьетро был младшим сыном Козимо I, великого герцога Тосканы. Он появился на свет в 1554 г., когда его отец был в зените славы в средневековой Европе. Во дворце Медичи месте с ним подрастала его двоюродная сестра по матери испанская грандесса Леонора Альварес де Толедо и Колонна. Девочка была ровесницей Пьетро, и им суждено было стать мужем и женой.
Мотив
Вопрос о браке решился в 1568 г. Незадолго до этого от малярии умерла мать Пьетро, укрепить связь с испанскими монархами могла молодая семейная пара. Решение за жениха принял его отец, мнения невесты тоже никто не спрашивал.
Политический союз состоялся, а вот счастливой семьи не получилось. Или получилась, но в духе времени: молодожены не отказывали себе в любовных связях на стороне, оставаясь равнодушными друг к другу. В 1573 г. Леонора родила сына, которого нарекла Козимо в честь дедушки. Тот всего лишь год радовался внуку. После его смерти вся власть перешла к старшему брату Пьетро Франческо.
Есть версия, что новый правитель настроил своего вспыльчивого брата против супруги. Пьетро внезапно потребовал от Леоноры верности, на которую та была неспособна. Очередная семейная ссора закончилась тем, что муж задушил свою благоверную. Случилось это в 1576 году.
Жертва
Слух о скандальном происшествии дошел до испанского двора. Пьетро отправился в Мадрид вымаливать прощение у родни убиенной им развратницы. Перед поездкой он совершил немыслимое преступление — убил собственного ребенка.
Согласно бытующей версии, ревнивец заподозрил, что дитя было рождено не от него. Трехлетний мальчик вызвал у душителя ненависть, и тот его отравил.
Странный метод для расправы над невинным младенцем можно объяснить дурной славой фамилии Медичи. Согласно одной из версий, родоначальник фамилии был аптекарем и так разбогател, что смог купить титул и уважение сограждан. Естественно, на продаже полезных сиропов от кашля такой капитал не сколотить. Секреты своего мастерства он передал потомкам.
Отравитель
В Испании к злодею отнеслись милостиво. Весьма странно. Если принцесса могла быть знаменита своими похождениями и ее трагическая кончина была предсказуема для ее родни, то как можно было простить детоубийцу? Может быть, Пьетро не убивал ребенка и с родственниками покойной его примирила скорбь по малышу?
После внезапной смерти маленького Козимо в семействе Медичи не осталось наследников мужского пола. Интриган Франческо, которому приписывают идею уничтожения семейства брата, был счастливым отцом нескольких дочерей. Жена родит ему сына через несколько лет после кончины племянника.
Гибель младенца не была выгодна никому из Медичи. Вопрос биологического отцовства никого не интересовал, если речь шла о ребенке, рожденном в браке и имеющем законные права на титул и владения. Пьетро и Франческо скорее бы сцепились за право воспитывать наследника, чем общими усилиями уничтожали бы его.
Эксгумация останков
Легенда о гибели малыша от рук безумного отца пережила века. Все нестыковки молва объясняла кровожадностью средневековых тиранов.
Точку в деле об отравлении поставила находки археологов из университета Пизы. В 2004 г. ученые исследовали базилику Сан-Лоренцо во Флоренции и обнаружили потайную комнату. Это была усыпальница XVI в., где покоился прах представителей рода Медичи, которые скончались в возрасте до 5 лет.
Изучение останков позволило выяснить, что никто из погребенных не был отравлен. Заболеванием, которое ускорило кончину несчастных детей, был рахит. Нехватка витамина D была врожденной — аристократки в ожидании прибавления в семье предпочитали не покидать помещений дворца, опасаясь болезней и дурного глаза.
Флоренцию регулярно посещала малярия. Само название болезни переводится с итальянского как «плохой воздух». Никто бы и не подумал выносить младенца из безопасного помещения на улицу, где витала зараза. Гиповитаминоз развивался стремительно, у малыша были проблемы с формированием костей, ухудшался аппетит, он был беспокоен.
Излечить ребенка было возможно, введя в его рацион яйца и рыбу. Но это же пища для взрослых! Чтобы дитя окрепло, его вскармливали исключительно грудным молоком женщин, которые тоже избегали бывать на свежем воздухе под прямыми солнечными лучами, чтобы не принести заразу в детскую.
На третьем году жизни Козимо скончался от инфекции. Историки предполагают, что это была малярия, которую переносит не воздух, а комары. Организм малыша, ослабленный авитаминозом, быстро сдался. Смерть была столь скоропостижной, что по городу поползли зловещие слухи.
Нужно отметить, что все важные решения относительно воспитания детей в Средневековье принимались главой семьи. Пьетро, конечно же, не мог обладать современными знаниями в области педиатрии, да и вряд ли он интересовался здоровьем ребенка своей нелюбимой супруги. Отравитель ли он?
Самая опасная отрава — отсутствие научных знаний, паникерство и агрессивное стремление действовать по заданной схеме, даже если состояние больного стремительно ухудшается.
Выходит, ребенка все же не травили...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересная версия.
Оценка статьи: 5
1 Ответить