• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Сколько летчиков Второй мировой войны воевали без ног?

Многие смотрели великолепный фильм «Повесть о настоящем человеке» с Павлом Кадочниковым в главной роли. Книга, по которой был снят фильм, посвящена Алексею Маресьеву. А сколько еще летчиков во время Второй мировой войны летало на протезах?

К/ф «Повесть о настоящем человеке», 1948 г. Кадр из фильма

В Англии на протезах летал Дуглас Роберт Стюарт Бадер (Douglas Robert Steuart Bader, 1910−1982). Он вступил в Королевские ВВС в 1928 году, а в 1931-м во время тренировки потерпел аварию и был тяжело ранен. Ему спасли жизнь, но он потерял обе ноги. Его уволили из ВВС, но он продолжал летать, и в 1939 году его восстановили в ВВС, так как он был весьма известным летчиком.

В Битве за Британию он одержал 20 личных побед и 6 немецких самолетов сбил в группе. В августе 1941 года его сбили над Францией, он попал в плен, откуда был освобожден в апреле 1945 года.

Дуглас Роберт Стюарт Бадер
Дуглас Роберт Стюарт Бадер
Фото: общественное достояние

А как было в СССР?

Алексей Маресьев. Летал на Як-1, был сбит в бою 5 апреля 1942 года над Демянским котлом. При падении был сильно травмирован, долго полз к людям, сильно обморозил разбитые ноги, началась газовая гангрена. Обе ноги были ампутированы в районе голени. После лечения летчик сумел пройти медкомиссию и вернуться на фронт. Его личный счет сбитых к концу войны составил 10 самолетов. Три он сбил до тяжелого ранения и семь — после, уже летая на протезах.

Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев
Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев
Фото: общественное достояние

Георгий Кузьмин. Воевал с самого начала войны. Был сбит зениткой 19 ноября 1941 г., у него при этом сильно обгорели ноги. Попал в плен, бежал, добрался до партизан, был вывезен на Большую Землю. Когда он, наконец, попал к врачам, его обгоревшие ноги уже были поражены гангреной. Врачи ампутировали ему одну ступню и большую часть другой.

Летчик вернулся на фронт, воевал, сбивал самолеты врага, стал командиром эскадрильи, сбил лично 15 самолетов противника и 6 в составе группы. 28 апреля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 18 августа 1943 года Герой погиб в воздушном бою.

Герой Советского Союза Георгий Павлович Кузьмин
Герой Советского Союза Георгий Павлович Кузьмин
Фото: общественное достояние

Леонид Белоусов. При аварии на И-16 в 1938 году сильно обгорел. Последствия аварии сказались в 1941 году — началась гангрена ранее обгоревших ног. Ноги ампутировали, причем правая нога была ампутирована выше колена. Но он хотел вернуться в строй. Удалось это только в 1944 году. До конца войны он успел сделать 40 боевых вылетов и сбить 3 самолета врага. Общее количество совершенных им боевых вылетов — 300.

Герой Советского Союза Леонид Георгиевич Белоусов
Герой Советского Союза Леонид Георгиевич Белоусов
Фото: общественное достояние

Иван Киселев в августе 1944 года в бою над Каунасом потерял ногу, ее оторвало попаданием снаряда. Однако пилот сумел вернуться на аэродром. Летчик в самом конце войны вернулся в строй, был командиром звена, всего за войну сбил 12 самолетов противника. После войны уволился из армии, работал в Главном управлении ГВФ.

Герой Советского Союза Иван Михайлович Киселёв
Герой Советского Союза Иван Михайлович Киселёв
Фото: общественное достояние

Захар Сорокин. Воевал в Заполярье. Служил в полку знаменитого Бориса Сафонова. Сбил лично 4 самолета, был награжден орденом Красного Знамени. В бою 25 октября 1941 года таранил вражеский самолет. Его самолет тоже был поврежден и совершил вынужденную посадку в тундре. 6 дней шел к людям и очень сильно обморозил ноги. Врачи ампутировали ему обе ступни. После этого летчик-истребитель продолжил летать. Всего он сбил 18 вражеских самолетов, из них 12 — на протезах.

Герой Советского Союза Захар Артёмович Сорокин
Герой Советского Союза Захар Артёмович Сорокин
Фото: общественное достояние

Александр Грисенко. Участник Гражданской войны, после которой ушел в запас. Был по партийной мобилизации призван в 1934 году, окончил авиашколу, стал летчиком. Участник японо-китайского конфликта. Сбил 4 японских самолета, награжден орденом Красного Знамени.

С 1941 года — участник Великой Отечественной. Сначала командиром авиаполка, потом — авиадивизии. Участник Сталинградской битвы. В августе 1942 года тяжело ранен в воздушном бою. В госпитале ему ампутировали левую ногу ниже колена. Продолжил воевать, командуя истребительными дивизиями: сначала 23-й гвардейской, а потом 16-й гвардейской истребительной. Участвовал в боях, лично сбил 4 немецких самолета.

Александр Иванович Грисенко
Александр Иванович Грисенко
Фото: общественное достояние

Иван Любимов. Перед войной командовал эскадрильей и полком. Был ранен и сбит в бою над Перекопом 9 октября 1941 года, по причине тяжелого ранения лишился ступни левой ноги. Остался в строю. Командовал полком и дивизией, участвовал в боях. Выполнил 174 боевых вылета, сбил лично 9 самолетов противника.

Герой Советского Союза Иван Степанович Любимов
Герой Советского Союза Иван Степанович Любимов
Фото: общественное достояние

Илья Маликов — лётчик 128-го бомбардировочного авиаполка Калининского фронта. В августе 1942 года во время выполнения боевого задания был тяжело ранен зениткой. Сумел довести самолет до наших и посадить его на брюхо. В госпитале ему была ампутирована нога. В мае 1943 года вернулся на фронт, в свой полк. Вначале летал на связном самолете У-2, потом снова пересел на Пе-2. После ампутации ноги выполнил 100 вылетов на У-2 и 96 боевых вылетов на Пе-2.

Герой Советского Союза Илья Антонович Маликов
Герой Советского Союза Илья Антонович Маликов
Фото: общественное достояние

Летчики на протезах воевали не только в СССР.

Японский летчик Йохеи Хиноки был тяжело ранен в правую ногу во время воздушного сражения в 1943 году. Сумел выйти из боя и вернуться на базу. В госпитале раненую ногу ему ампутировали. На время он стал инструктором авиашколы, но затем вернулся в часть. Всего он сбил 12 самолетов противника.

Йохеи Хиноки
Йохеи Хиноки
Фото: общественное достояние

В Германии тоже был летчик, летавший без ноги. Знаменитый немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель в самом конце войны был тяжело ранен и ему ампутировали ногу. Однако он продолжил летать и воевать.

Правда, тут история кажется немного натянутой. Ногу Ганс-Ульрих потерял в боях за Одер, т. е. в феврале-марте 1945 года. Во всех других странах для того, чтобы пилот после ампутации ноги мог вернуться в строй, на тренировки уходило от полугода до нескольких лет. А Ганс-Ульрих вернулся в строй практически мгновенно.

Ганс-Ульрих Рудель крайний слева
Ганс-Ульрих Рудель крайний слева
Фото: warallbum.ru

Летал ли он без ноги? Лично я в этом не уверен. Он так написал в своих мемуарах. Но совершенно точно, что он совершил больше 2500 боевых вылетов и что потерял ногу в бою над Одером.

Статья опубликована в выпуске 12.09.2020
Обновлено 18.08.2023

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Фндрей З Читатель 9 февраля 2022 в 10:39 отредактирован 10 февраля 2022 в 00:07 Сообщить модератору

    Насчет Руделя - думаю, врет он про 2500 боевых вылетов (как и про количество уничтоженных им танков). Великая Отечественная война длились 1418 дней. Да и то на завершающем этапе (где-то с полгода) Ю-87 практически не летали - выбили. Иными словами, три с половиной года по 2 боевых вылета в день без выходных и праздников... Слабо верится...

  • Владимир Голубков Владимир Голубков Грандмастер 12 сентября 2020 в 14:24 отредактирован 12 сентября 2020 в 14:26 Сообщить модератору

    Хорошо написано, подробно.
    Единственное возражение:
    Висло-Одерская операция началась 12 января 1945 года.
    Его могли сбить и в самом начале операции.

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 12 сентября 2020 в 17:02 отредактирован 12 сентября 2020 в 17:02 Сообщить модератору

      Владимир Голубков, по моим прикидкам, в начале наступательной операции его бы не сбили над Одером.
      В его мемуарах и книгах "про него" написано, что он потерял ногу в бою над Одером.
      Видимо - он на своей "Штуке" атаковал наши войска - и получил от зенитки.
      А на Одере они появились уже в феврале - и бои над Одером были в феврале-марте.
      Но все равно - обычно после ампутации конечности выписавыли через несколько месяцев - а зависимости от тяжести случившегося, а потом несколько месяцев - чтобы привыкнуть к протезу и снова начать летать. Кто-то тратил полгода, кто-то пару лет, а большинство просто увольнялись из армии.
      Потерять ногу в феврале-марте 1945 и после этого совершить несколько десятков боевых вылетов - за один месяц апрель... Это малость перебор.

  • Добротно. А по Руделю... Вы же знаете о неизменных успехах немецкой медицины. Говорят они уже и навального немецкому обучили, пока он, после спасения омскими врачами, то ли в коме был, то ли еще где...

    Оценка статьи: 5