Он был кумиром Муслима Магомаева и Андреа Бочелли. Преданными почитателями его таланта являлись Элвис Пресли, Фрэнк Синатра, Рената Тебальди. «Это лучший голос XX века!» — сказал однажды знаменитый дирижер Артуро Тосканини, услышав Ланца в «Риголетто» Джузеппе Верди.
Первые шаги к будущей славе
Альфредо Арнольдо Кокоцца (англ. Alfred Arnold Cocozza) появился на свет в Филадельфии (штат Пенсильвания). Марио Ланца стал его псевдонимом позже: когда певец начал свою сольную карьеру, он выбрал мужской вариант имени матери и ее девичью фамилию. Его отец — Антонио Кокоцца — был военным в отставке и большим поклонником оперного искусства. О матери — Марии Кокоцца-Ланца — почти ничего не известно.
Что касается любви к классической музыке, то эта страсть зародилась в душе Альфредо, которого в то время все называли просто Фредди, в раннем детстве. Мальчик с удовольствием слушал и запоминал записи в исполнении итальянских мастеров вокала из богатой коллекции отца.
С детских лет, как впоследствии признавался сам артист, он подпевал записям Энрико Карузо: копируя пение оперного гения, он научился первым азам исполнительства. Многие СМИ позже смаковали версию мистического перерождения великого тенора, так как Альфредо Кокоцца родился в год смерти великого Карузо.
У Фредди оказался не только замечательного тембра голос. Уже в юности он был красив и атлетически сложен. Родители купили сыну набор гантелей, и тот тренировался дома после школы. Парень заметил, что тренировки с нагрузкой усиливают звучание его голоса. Мама же сказала, что его грудь стала такой большой, что она не может купить ему подходящую рубашку.
Первым учителем Фредди стал пенсионер, в прошлом учитель музыки, Джованни Ди Сабато, которому стукнуло уже восемьдесят. Он отметил, что у юноши прирожденный драматический тенор редкого бархатного тембра, и взялся обучать Фредди музыкальной грамоте и сольфеджио. Он же порекомендовал своему протеже новых учителей — баритона Антонио Скардуццо и певицу Ирен Уильямс.
Как случается в жизни многих великих людей, Альфредо неожиданно выпал счастливый шанс. Сам певец рассказывал об этом, как о забавном эпизоде.
Он занимался пением, при этом подрабатывая в транспортной компании, и по заказу должен был помочь доставить в Музыкальную академию Филадельфии рояль. В этой академии с 1857 года выступали величайшие американские и зарубежные музыканты. Академия гордилась и тем, что почти все американские президенты, начиная с Авраама Линкольна, произносили в ней свои знаменитые речи. Альфредо, проходя мимо этого исторического здания, невольно снимал головной убор.
Установив рояль, он собрался уйти вместе с напарниками, когда вдруг увидел директора Филадельфийского форума, мистера Уильяма К. Хаффа, который как-то прослушивал молодого певца по просьбе одной из наставниц будущего великого тенора Ирен Уильямс. Он бросился навстречу парню, но, увидев, чем тот был занят, опешил: на Альфредо был комбинезон, на шее повязан красный платок, подбородок обсыпан табаком, модной в то время жвачкой.
Дальнейший диалог приводит сам Ланца (отрывок из книги Дерека Маннеринга «Марио Ланца: пение для богов», Derek Mannering Mario Lanza: Singing to the Gods):
— Что вы здесь делаете, мой юный друг?
— Не видите? Передвигаю рояли.
Хафф укоризненно покачал головой:
— И не стыдно, молодой человек? С таким-то голосом! Надо учиться петь, а не пытаться передвигать рояли.
Я хмыкнул.
— Позвольте спросить, а на какие деньги? В моей семье миллионеров не предвидится…
Тем временем знаменитый дирижер Сергей Кусевицкий только что закончил репетицию с Бостонским симфоническим оркестром в большом зале и, весь взмокший, с полотенцем на плечах, вошел в свою артистическую уборную. Мистер Хафф схватил меня за плечо и втолкнул в соседнюю с артистической Кусевицкого комнату.
— Теперь пойте! — крикнул он. — Пойте, как не пели никогда!
— А что петь?
— Что угодно, только, пожалуйста, побыстрей!
Я выплюнул жвачку и запел…
Прошло немного времени, и в нашу комнату ворвался маэстро Кусевицкий.
— Где этот голос? Этот чудесный голос? — воскликнул он и сердечно приветствовал меня. Он с размаху сел за рояль, проверил мой диапазон. И, по-восточному, расцеловав меня в обе щеки, маэстро, ни на секунду не задумываясь, предложил мне участвовать в Беркширском музыкальном фестивале, который проходил ежегодно в Танглвуде, штат Массачусетс. Мою подготовку к этому фестивалю он препоручил таким превосходным молодым музыкантам, как Леонард Бернстайн, Лукас Фосс и Борис Голдовский.
Известный русский дирижер Сергей Александрович Кусевицкий в то время возглавлял школу для молодых певцов в Танглвуде. Так что уже в августе 1942 года молодой певец дебютировал на фестивале с небольшой партией Фентона в опере Николаи «Виндзорские проказницы».
На следующий день газета The New York Times опубликовала восторженный отклик:
Молодой двадцатилетний певец Марио Ланца необычайно талантлив, хотя его голосу не хватает зрелости и техники. Его несравненный тенор вряд ли имеет себе подобных среди всех современных певцов.
Другие газеты также захлебывались в похвалах:
Со времени Карузо не было такого голоса…
Открыто новое вокальное чудо…
Ланца — второй Карузо…
Новая звезда родилась на оперном небосклоне!
После успеха Ланца на фестивале Кусевицкий зачислил молодого вокалиста в свою престижную музыкальную школу и дал ему стипендию. В ней певец проучился несколько лет, всегда оставаясь одним из самых ярких учеников на своем курсе.
Полный радужных надежд, Ланца вернулся в родную Филадельфию, но тут его ждал сюрприз: повестка на службу в ВВС США. Свои первые сольные концерты Ланца провел во время службы, среди летчиков. Те восхищались его талантом, называя Ланца «Карузо воздухоплавания». Во время этих импровизированных концертов молодого певца заметил один из призывников, актер Питер Хейз, и включил Марио в состав своей труппы, выступавшей с концертами на военных базах по всей стране.
После демобилизации в 1945 году Ланца продолжил обучение у известного итальянского педагога Энрико Розати, ранее обучавшего вокалу выдающегося итальянского тенора Беньямино Джильи.
Марио начал серьезно готовиться к карьере оперного певца, параллельно выступая с концертами в городах США и Канады с «Трио бельканто», куда входили сопрано Франсис Йинд и бас-баритон Джордж Лондон. 21 июля 1947 года издание Chicago Tribune писало:
Юный Марио Ланца произвел сенсацию. Широкоплечий молодой человек, недавно снявший военную форму, поет так, будто он рожден для этого. Его талант явится украшением любого оперного театра мира.
После концерта трио в зале Hollywood Bowl красивому и талантливому Ланца было сделано предложение, «от которого невозможно отказаться». Это был семилетний контракт с MGM Studios. И молодой исполнитель, которому стукнуло только 26 лет, конечно, не устоял. Но, чтобы защитить свою потенциальную будущую оперную карьеру, он оговорил в контракте, что будет работать со студией MGM только шесть месяцев в году, а в остальное время будет совершенствовать технику и выступать с концертами. Голливудские мэтры пошли навстречу певцу.
Звезда Голливуда
Марио Ланца стал звездой Голливуда после своего второго фильма — «Полуночный поцелуй» (That Midnight Kiss), снятого в 1949 году. Его дебют в кино в незначительной роли в фильме «Крылатая Победа» (Winged Victory) прошел почти незамеченным. Но «Полуночный поцелуй» имел оглушительный успех.
Фильм шел и на советских экранах в середине 60-х и привлек огромное количество зрителей, даже тех, кто был далек от оперы. Ценители музыки и поклонники певца ходили смотреть картину неоднократно, дуэт Марио Ланца с партнершей Кетрин Грейсон был по-настоящему великолепен.
Песня из фильма «Be My Love» стала самой популярной песней, которую проигрывали на музыкальных автоматах в 1950 году, а пластинка с ее записью разошлась тиражом в два миллиона.
В 50-е годы молодой талантливый тенор исполнил роли во многих других картинах, которые впоследствии стали настоящей классикой мирового кино. К числу таковых можно отнести и с огромным успехом шедшие и на советских экранах фильмы «Любимец Нового Орлеана» (1950) и, конечно же, «Великий Карузо» (1951). Последний сегодня назвали бы блокбастером, настолько огромный успех он имел у зрителей: фильм принес студии 19 млн. долларов за первый год, а на сегодня — более 180 млн.
Роль Карузо в фильме принесла Марио Ланца не только огромный успех и новых поклонников, которые впервые увидели певца на экране в роли великого тенора, но и признание другого тенора, сына великого певца, Энрико Карузо-младшего. Незадолго до своей смерти в 1987 году Энрико-младший написал в книге, опубликованной посмертно в 1990 голу:
Я не могу представить ни одного другого тенора, до или после Марио Ланца, который мог бы с таким успехом подняться до уровня Карузо в экранной биографии.
Карьера в кино принесла актеру столько денег, сделала настолько известным и востребованным, что у него не хватало времени для серьезной работы в классическом репертуаре. Однако миллионы его поклонников в мире, которых опера, как жанр, не волновала, тем не менее, считали его великим оперным певцом из-за роли Энрико Карузо в кино.
С 1952 по 1959 годы Марио Ланца снялся в фильмах, роли в которых сделали его настоящим кумиром американского кино, приобретшим широкую известность и за пределами страны.
- «Полуночный поцелуй» (That Midnight Kiss) 1949 г.
- «Любимец Нового Орлеана» (The Toast of New Orleans) 1950 г.
- «Великий Карузо» (The Great Caruso) 1951 г.
- «Потому что ты моя» (Because You’re Mine) 1952 г.
- «Принц-студент» (The Student Prince) (только закадровое озвучивание) 1954 г.
- «Серенада» (Serenade) 1956 г.
- «Семь холмов Рима» (Seven Hills of Rome) 1957 г.
- «Серенада большой любви» / «В первый раз» (For the First Time) 1959 г.
Почему Ланца только озвучивал фильм «Принц-студент», но не играл в нем? Триумф мгновенно сделавшего звездную карьеру молодого артиста не мог не вскружить ему голову. Он же постепенно и привел певца к его скорой кончине.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...