Убийство посла Германии было призвано сорвать Брестский мир между Советской Россией и Германией. Посол понимал, что в охваченной террором и бандитизмом Москве нужно быть очень осторожным, но когда к нему попросились на прием двое высокопоставленных работников ЧК, заявив, что пришли поговорить о его дальнем родственнике, которого ранее арестовало ЧК, решился выйти к ним. Эта ошибка стоила ему жизни.
Николай Андреев и Яков Блюмкин были не только работниками ВЧК, но и членами партии левых эсеров. Яков Блюмкин был начальником Отдела ВЧК по борьбе с международным шпионажем, а Николай Андреев был принят на работу в этот отдел по рекомендации своего товарища по партии.
Центральный Комитет Партии Левых Социалистов-Революционеров решил восстать против диктатуры большевиков и Брестского мира, дабы нести мировую революцию по всем странам Европы. Утром 6 июля 1918 года Блюмкину и Андрееву выдали бомбы и оружие, и они поехали в посольство Германии, чтобы убить посла Германии и таким образом сорвать договоренности соглашателей-большевиков и немецкого империализма.
Посол погиб, повод для разрыва договоренностей между РСФСР и Германией был создан — и начался мятеж левых эсеров.
Попытка переворота была решительно подавлена большевиками, после чего состоялся открытый Революционный трибунал. Андреева и Блюмкина заочно судили и приговорили к трем годам исправительных работ. Оба они убежали на Украину, где примкнули к боевым группам партии левых эсеров.
В 1919 году Андреев умер от сыпного тифа, а вот жизнь и приключения Якова Блюмкина только начинались.
Когда Красная Армия взяла Киев, Блюмкин добровольно сдался большевикам. За все содеянное им к этому времени он был приговорен к расстрелу, но, благодаря заступничеству наркомвоенмора Льва Троцкого и председателя ВЧК Феликса Дзержинского, расстрел ему был заменен на «искупление вины в боях по защите революции».
Некоторое время он был начальником охраны Троцкого, командовал бригадами во время Гражданской войны, после нее — воевал с белобандитами.
В 1920 году Блюмкин был послан в Персию, где содействовал государственному перевороту, в ходе которого был низложен Кучек-хан, а на его место пришел поддерживаемый местными левыми и коммунистами хан Эхсанулла. В боях был несколько раз ранен, стал членом
После возвращения из Персии был направлен на учебу в восточное отделение Академии Генерального Штаба РККА, где изучал не только военные науки, но и иностранные языки. За время обучения изучил монгольский, арабский, турецкий и китайский языки.
После окончания Академии работал в ГПУ, в 1921 году расследовал хищения в Гохране. Работая под прикрытием, по документам ювелира Максима Исаева выехал из РСФСР в Эстонию, где искал и успешно нашел зарубежные контакты воров из Гохрана, выйдя таким образом и на расхитителей в Москве.
- Впоследствии этот эпизод службы Якова Блюмкина лёг в основу сюжета повести Юлиана Семенова «Бриллианты для диктатуры пролетариата», в которой описываются приключения Штирлица в те времена, когда его еще называли Максимом Максимовичем Исаевым.
Однако реальный прототип героя Максима Исаева разведчиком-одиночкой и советским резидентом в Германии не стал. Яков Блюмкин командовал бригадами, был резидентом в Монголии и Китае, участвовал в Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха, создал советскую резидентуру в Стамбуле. Работал на Ближнем Востоке, но его активную работу в Палестине прервали англичане, арестовавшие его и выславшие в СССР.
Увы, в 1929 году наш герой связался с высланным из СССР Львом Троцким, предложив ему свою помощь в возвращении в страну. Был готов применить свои навыки диверсанта для того, чтобы помочь ему расчистить место, устранив его врагов. Связи Троцкого тогда отслеживались советской контрразведкой, его контакт с Блюмкиным был засвечен.
По возвращении в СССР Блюмкин был арестован, его судила «тройка». Приговор был «расстрел», который привели в исполнение немедленно.
Так закончилась невероятно активная и авантюрная жизнь одного из участников революции и становления советской власти, ставшего прообразом героя Юлиана Семенова — штандартенфюрера SS Штирлица.
Всё это довольно интересно, но почему Вы лишили Штирлица баронской приставки "фон"?
Оценка статьи: 5
0 Ответить