В произведениях Мане причудливо переплелись тенденции прошлого и будущего — академической школы и набиравшего силу импрессионизма, нового течения в живописи Франции. Можно сказать, что искусство живописи Мане наряду с работами Эдуарда Дега и Огюста Ренуара стало переходной ступенью от культуры Высокого Возрождения к культуре новейшего времени.
Э. Мане родился 23 января 1832 года в Париже. Первые работы художника несли значительное влияние академизма. Таковы:
- «Испанский гитарист», 1860, холст, масло, Метрополитен-музей, Нью-Йорк;
- «Мальчик со шпагой» 1861, холст, масло., Метрополитен-музей, Нью-Йорк;
- «Матадор», 1866−1867, холст, масло, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и многие другие работы.
Прежде всего чувствовалось влияние таких титанов прошлого, как Д. Веласкеса и Ф. Гойи — корифеев испанской живописи. Примечателен тот факт, что за картину «Испанский гитарист» Мане получил одобрение строгого жюри Парижского салона в 1861 году. Все критики единодушно указывали на сходство этой картины с работами великих испанцев.
В меньшей степени произведения Мане испытывали влияние знаменитого голландского мастера Ф. Хальса, французских живописцев О. Домье и Г. Курбе. Однако Мане не был бы Мане, если бы у него не было стремления перешагнуть через оковы официального искусства и создать что-то принципиально новое в живописи. Его работы «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863) превратились в настоящий вызов официальному искусству. Мане подвергся небывалой травле со стороны публики и прессы, а на его защиту встала небольшая группа художников и писатель Э. Золя.
В благодарность за поддержку Золя в 1868 году Мане написал портрет великого классика. Именно в эти тяжелые годы у Мане появляются настоящие друзья: Курбе, Летро, Фантен-Латур, Бракемон, Уистер. Позже он познакомился с импрессионистами Клодом Моне, Ренуаром, Сислеем, Сезанном, Базилем.
В 1866 году Мане становится главой художественного направления, получившего название «Батиньольская группа» — течение, активно противопоставившее себя салонному искусству. В этот период были написаны картины «Расстрел императора Максимилиана», 1868, литография; «Чтение», 1868, холст, масло, музей д’Орсэ, Париж; «Балкон» 1868−1869, холст, масло, Лувр, Париж; и другие.
Этот период стал прологом к становлению Мане, как импрессиониста. Хотя импрессионисты считали Мане своим идейным вдохновителем, его творчество гораздо шире и не укладывается в рамки одного стиля. Импрессионизм Мане очень близок к живописи японских мастеров. Таковы его картины «На пляже», 1873, холст, масло, музей д’Орсэ, Париж; «В лодке», 1874, холст, масло, Новая пинотека, Мюнхен; и «Семья Моне в саду в Аржантее», 1874, холст, масло, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Поиски собственного стиля в живописи Мане вел всю свою жизнь и неслучайно в середине 1870-х годов отошел от импрессионизма и вернулся к своему прежнему стилю.
К сожалению, рамки этой статьи не позволяют дать полный художественный обзор картин позднего периода творчества Моне, но на одной великолепной известной картине, картине всех времен и народов, хотелось остановиться подробнее.
Картина «Бар в «Фоли-Бержер», 1882, холст, масло, Институт искусства Курто, Лондон. Здесь девушка печально и чуть рассеянно смотрит перед собой и выглядит совершенно отрешенной. Главная героиня — само воплощение грации и женственности. Девушка словно не принадлежит своему окружению, и это ощущение возникает от выражения ее нежного лица: мечтательного и грустного. Стойка бара одновременно ограждает ее от вульгарного мира обыденности и указывает на ее принадлежность к нему.
Это была одна из последних его работ и стала триумфом, вершиной творчества Мане. 19 апреля 1883 года художнику ампутировали ногу, а через одиннадцать дней он скончался в страшной агонии. Весь артистический Париж собрался проститься с великим художником.
0 Ответить
Привет ,Сережа.Спасибо тебе за оценку и комментарий!Всегда тебе рад,жаль,что мы далеко!
0 Ответить
Просто не верится, что атор Гитариста, Бара в Ф-Б один и тот же Э. Мане? Его лучшая картина "Берег Сены" украшает мой ворк-шоп и устойчиво поправляет настроение. Оценка: 5+ !
0 Ответить
Сергей Дмитриев, "Берег Сены близ Аржантея", автор Эдуард Мане. Эта?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, хабиби, "Берег Сены" написал Клод Моне, а не Эдуард Мане.
1 Ответить
Владимир Радченко, либо Эдуард Мане "Берег Сены близ Аржантея", либо Клод Моне "Берег Сены. Ветёй" .
Оценка статьи: 5
1 Ответить