В городе, в музее Лютера, хранится много подлинных вещей, связанных с деятельностью реформатора. Бережно хранят там и русскую реликвию. На одной из дверей сохранилась роспись Петра I, оставленная молодым царем во время заграничного вояжа. Царя-реформатора интересовало лютеранство, так как его исповедовали многие из тех, кого он приглашал в Россию. Со времен Петра и до включения восточных областей Польши в состав России лютеранство было второй по количеству приверженцев христианской конфессией в России. И в наши дни многие россияне исповедают лютеранство, только в Москве зарегистрировано порядка 10 лютеранских организаций и действует 4 церкви.
Лютер родился в 1483 году, его родители происходили из податных крестьян. В 1537 году Лютер так говорил о своем детстве: «Мои родители держали меня в строгости, доходящей до запугивания. Суровым обращением они, в конечном счете, и толкнули меня в монастырь».
В 1505 г. Лютер ушел в монастырь августинцев, известный особой строгостью устава. Он изнурял себя постами, длительными молитвами, изучением Священного писания. Однако результат его аскетических усилий был плачевным. Ему не удавалось познать бога и понять суть учения христианства в его католической интерпретации.
К 29 годам Лютер стал доктором богословия и субприором виттенбергского августинского конвента, то есть заместителем настоятеля католического монастыря. Он много времени уделял изучению и толкованию Библии. В 1512 году он начал работать над составлением комментариев к латинскому тексту Псалмов и «обнаружил» новое значение давно известных ему текстов, что привело его к изменению понимания проблемы отпущения грехов и спасения.
В католицизме традиционно путь к личному спасению и искуплению грехов лежал через аскетизм, смирение, молитвы и различные обеты. Но спасение можно было заслужить и заступничеством церкви, которая за вознаграждение вымаливала для конкретного человека спасение. На практике это вылилось в торговлю индульгенциями. В ту пору ходила поговорка: «Церковью прощаются все грехи, кроме одного — отсутствие денег».
Уже в 1515−16 гг. Лютер ставит под сомнение основы монашеского аскетического благочестия. У него складывается впечатление, что для многих монахов монашеский образ жизни не духовный подвиг, а разновидность тунеядства, что он отразил в ряде теологических сочинений, отдельные положения которых затем вошли в его знаменитые «Тезисы».
Началом реформаторского движения, приведшего к возникновению лютеранства, являлось событие, происшедшее в Виттенберге 31 октября 1517 года, когда Лютер обнародовал свои исторические 95 Тезисов, направленные против торговли индульгенциями. Центральная мысль Тезисов — Библии глубоко чужда идея искупительных пожертвований; бог не требует от согрешившего человека ничего, кроме чистосердечного раскаяния.
Обличение корыстолюбия католической церкви привело на сторону Лютера всех недовольных властвованием Римского папы. Верующим импонировало, что Лютер не признает посредников между богом и человеком, отвергает церковную иерархию и деление общества на мирян и священников, поскольку об этом нет ни слова в Писании. Верующему человеку, по мнению Лютера, посредник в лице священника для обращения к богу не нужен.
В 1518 году Римский папа развернул инквизиционный процесс против Лютера, он был отлучен от католической церкви. Несмотря на это, Лютер продолжает развивать и пропагандировать свое учение. Он отверг большинство таинств, культ святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Он оставил всего два таинства: крещение и причащение, т. к. именно они указаны в Священном Писании. По его мнению, священник не стоит ближе к Богу, чем мирянин, и призван не властвовать, а служить. Он провозглашал, что все пути спасения — только в личной вере человека. Утверждая непререкаемость авторитета Библии, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание веры и морали. Он перевел Библию на немецкий язык, сделал ее доступной для народа.
В августе-ноябре 1520 года выходят в свет публикации Лютера, составившие своего рода реформаторскую теологию: «К христианскому дворянству немецкой нации…», «О вавилонском пленении церкви» и «О свободе христианина». В них намечена программа коренного преобразования церковной организации и размежевания с папством.
Лютер ставит очень важный для верующих вопрос о познаваемости бога. Бог, в его понимании, непознаваем. Любую попытку исследовать, что есть бог, или хотя бы доказывать, что он есть, реформатор считает тщетной. Бог лишь настолько известен человеку, насколько сам пожелал открыться ему через Библию. То, что в Писании понятно, надо понять; то, что не понятно, следует принять на веру. Вера и понимание — единственные способы отношения человека к творцу. Реформатор настаивал на категорической непримиримости веры к разуму, обосновывающему веру, и на категорической непримиримости разума к вере, пытающейся ориентировать разум в его мирском исследовании. Разум должен иметь дело с тем, что среди нас и ниже нас, а не над нами, считал Лютер.
Лютер решительно отвергал астрологию, не признал гелиоцентрическую гипотезу, однако, ни имени Коперника, ни его учений не знал.
Из всего сказанного можно сделать выводы, что основу философско-религиозных взглядов Лютера составляют следующие положения:
Во-первых, человек получает спасение исключительно через веру.
Во-вторых, Библия является единственным источником веры для христианина.
В-третьих, всякий верующий является священником, непосредственно имеющим связь с Богом через Иисуса Христа.
В-четвертых, бог непознаваем, а вера неподвластна разуму.
В целом, реформа Лютера, несмотря на относительно прогрессивные черты, имела классовый характер и выражала интересы дворянства и городского богатого населения, требующих сильной государственной власти. По словам Карла Маркса, Лютер победил рабство по набожности только тем, что на его место поставил рабство по убеждению.
Созданное Лютером учение активно развивается в течение четырех столетий. В наши дни насчитывается более пятидесяти миллионов приверженцев взглядов Лютера. Большинство из них проживает в Германии, Северной Америке, Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, Индонезии.
Инакомыслие наказуемо. Скоро видимо и нас всех это ждет-имею в виду политические тенденции!
0 Ответить
Замечательно, отлично, Владимир!
Мартин Лютер создал новую, Евангельскую церковь. Т.е. в общем ,протестанскую.И много последователей были из простого люда.( У Вас же заимствована эта фраза.)
Он очистил прогнившую часть католицизма от коррупции, лжи, всевластия, гордыни и злодействий от отступления от истины Божией.Ибо написано: « И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».(Мф. 24::14).
Очень правильно отмечены взгляды Лютера на истину Всемогущего Разума , как Творца неба и земли, Искупителя человека и его Спасителя для вечной жизни без других посредников, т.е.священников. Ибо всякий покаявшийся, есть дитя Божие.
Евангелие,это благовестие... «хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». ( 1 Тим. 2:3-6). На Голгофе было это. И ещё.
«Я свет (т.е. Иисус Христос) пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.(т.е. в день суда .)
Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь,... И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная». (Ин.12:46-50).
Весьма ценно, если бы и у Вас такие же взгляды были. Исаак Ньютон законы физики выводил на основе заповедей Божиих. Он сначала был богослов, а потом учёный, физик, астроном и т. д.
Благословений.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Шайдт- Нет уважаемый Александр. Статья не содержит истины. Лютер перед смертью очень страшился дьявола и однажды,выглянув в окно даже увидел его сидящим на клумбу. Дьявол смеялся над Лютером и показал ему свой зад. Лютер умер от того что сама задушил себя при помощи скользящего узла,о чём свидетельствовала одна тёмно синяя половина его лица и рубец на шее.http://dennislapin.livejournal.com/42172.html Вот читайте сами. Как было всё на самом деле.
0 Ответить
Наталья Кропачева, ЧИТАЙТЕ "СТРАННАЯ СМЕРТЬ МАРТИНА ЛЮТЕРА"- там истина.( За пару ошибок в первом комменте извините)
0 Ответить
Рабство по убеждению... Весь смысл лютеранства в этой фразе. Спасибо за то, что освежили память. 5 конечно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересное повествование, как бы там нибыло Лютер был выдающеся личностью для своего времени...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир! Кто такие ПОДАТНЫЕ крестьяне?
И еще - в те времена ТАКИЕ реформистские книги и ИЗДАВАЛИ! Вот это поражает! Тогда за любое инакомыслие на костер!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ПОДАТНЫЕ крестьяне - лично свободные крестьяне, выплачивающие установленную подать (налог) в денежном или натуральном виде, иногда часть подати в виде отработки, предоставления лошадей для перевозки и т.п.
0 Ответить
Если человек искренне раскаивается, то имхо надо делами это сопровождать. Своровал у соседа курицу по пьяни, сожрал ее, так хоть деньги за нее заплати - раз стыдно стало. Так любой придет, набуянит, потом "А, раскаиваюсь, ладно уж" и дальше пойдет.
Другое дело, куда эта индульгенция идет... И все ли могут на нее заработать.
Это мы тут с Лютером Кингом немножко дискутируем . Его, беднягу, кстати кажется и сожли, когда разобрались что к чему
С Владимиром согласна, статья замечательная! +5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Инквизиция до Лютера не добралась и он умер своей смертью и похоронен в Виттенберге в той самой дворцовой церкви, в которой он когда-то обнародовал свои знаменитые тезисы.
0 Ответить
Лютер был в глубокой опале. Он был предан анафеме. И теперь нападки Лютера вызывали все большее негодование Рима, и некоторые яростные католики, даже ученые из католических университетов заявляли, что тот, кто убьет этого мятежного монаха, не совершит греха. Однажды к реформатору подошел незнакомец со спрятанным в кармане пистолетом и спросил его, почему он ходит один? "Моя жизнь в руках Господа, (Пс.30:16)- ответил Лютер. - Он - моя Сила и мой Щит,(Пс.27:7) что же тогда может сделать мне человек?" (Евр.13:6). Услышав такие слова, незнакомец побледнел и поспешно удалился, словно увидев небесного ангела.
И ещё. Когда папская булла дошла до Лютера, он сказал: "Я презираю и отвергаю ее как безбожную и несправедливую.... Ибо она осуждает Самого Христа... Я радуюсь тому, что могу немного пострадать за этот один из самых светлых идеалов. Я даже чувствую себя свободнее, ибо теперь убедился, что папа - это антихрист и его престол - это престол самого дьявола". И он создаст протестантскую, т.е. евангелическую церковь.
Рим предал его анафеме, и все ожидали, что он будет вынужден отречься или погибнет. Но Лютер с невероятной силой обрушил на Рим ответные обвинения и публично заявил о своем окончательном отречении от церкви.(Католической. )
До сих пор я только слегка тревожил папу. Я начал это дело во имя Бога, и оно будет окончено без меня, но Его могуществом". (http://jesuschrist.ru/news/2007/10/31/13949).Браво!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
вот повезло ему
Хотя конечно лучше, чем на костре сгореть
Задумалась о смертности всех живущих...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Нормально все написано. Как в учебнике.
0 Ответить
"Как в учебнике" - в чем-то вы правы. Я пытался не занимательно пересказать биографию (что сделать не сложно), а коротко изложить суть учения, т.к. его последователей всегда было много в России.
0 Ответить
Хорошо-то как! Я в школе такие темы считала скучными А вот сейчас внимательно прочитала - многие вещи знакомы, но как интересны!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В который раз убеждаюсь что воспитание в детстве играет большую роль. Именно это и произошло с Лютером. Родители не должны настолько сильно влять на человека.
0 Ответить
Настолько сильно, чтобы что...? На многих родители влияли сильно, особенно в те времена в религиозных семьях, но Лютер уникален в своем противодействии системе! Пойти против служителей церкви, в правилах которой воспитывался, которой служил сам... Гнетом родителей такое не обеспечить.
0 Ответить
Чтобы по крайней мере пойти в монастырь. Это уже потом он разочаровался в системе.
0 Ответить
Он был бунтарь по натуре и не боялся "плыть против течения". А жестокое воспитание в детстве, возможно, только способствовало развитию самобытной личности.
0 Ответить
В новой версии картинок не видно.
0 Ответить
А я сразу предупредила, Инна, что в новой версии картинок не видно.
0 Ответить
Заголовок очень. скучный. Тем более что статья - не о том, как кто-то что-то создал, а как некто жил.
По-моему, лучше в заголовке говорить о реформаторстве и/или Реформации.
0 Ответить
Спасибо. Подумаю.
0 Ответить