Почему они были названы столь сурово (Деймос — это Ужас, а Фобос — это Страх)? Дело в том, что в этот период Асаф работал в военно-морской обсерватории США, где был установлен самый крупный на то время 26-дюймовый рефрактор Кларка, и так как режим был очень строгий, находился в разлуке со своей любимой. Ему было ужасно грустно и страшно, оттого что ей приходится нелегко воспитывать подростка-сына. Впрочем, уверен, что у астрономов есть своя версия этих названий. Но мне меньше всего верится в то, что названы оба спутника так только потому, что выглядели на фоне звездного неба очень мрачно…
… Асаф родился 15 октября 1829 года в семье фермера в Гошене (штат Коннектикут). До 13 лет у него была обычная жизнь сельского паренька, помогал отцу с матерью, ходил за скотиной, распахивал поля, боролся с сорняками. Но в 1842 году один за другим умерли оба родителя, и для Асафа наступил самый тяжелый период в жизни. Конечно, многочисленная родня старалась подбодрить мальчишку, но этот тяжкий груз, ферма, стала для него неподъемным, он почувствовал, что силы оставляют его. Вот почему с 16 лет он «уходит в люди», становится учеником плотника.
Была у Холла-младшего страсть к точным наукам, его особенно влекли к себе геометрия и математика. Но отсутствие систематического образования не позволило ему рассчитывать на место в каком-либо университете. Пришлось парню самому засесть за учебники и осваивать эту нелегкую науку. А студентом он стал гораздо позже, в 23 года, когда стал изучать высшую математику в Норфолкской академии, а затем перевелся в Центральный колледж в Макгровилле и после него, наконец-то, нашел себя в обсерватории Мичиганского университета.
В возрасте 28 лет его пригласили на работу в Гарвардскую обсерваторию, где он начинал рядовым наблюдателем, а затем и вычислителем. За пять лет работы Холл зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, и ему была предложена должность помощника руководителя военно-морской обсерватории в Вашингтоне. К тому времени Асаф был уже женат и растил сына, который был назван в честь отца — Асафом.
Уже в следующем году капитан ВМС США Холл стал профессором математики в родной обсерватории. Но это было все-таки побочное занятие, основная работа заключалась в том, что он под эгидой правительства США занимался важнейшими астрономическими наблюдениями, причем не только у себя на родине. Так в 1969 году он был отправлен руководителем астрономической экспедиции в Берингово море, откуда велось наблюдение за солнечным затмением, а уже в следующем году оказался на Сицилии, где занимался тем же самым. Спустя пять лет он отслеживал траекторию планеты Венеры во Владивостоке, а далее для сравнения следил за той же траекторией уже в штате Техас, в Сан-Антонио, где был назначен главным астрономом.
В 1875 году Асаф Холл стал одним из главных наблюдателей на самом большом в то время 26-дюймовом рефракторе Кларка (в военно-морской обсерватории телескоп был диаметром в 91/2-дюймов). И первой победой на этом инструменте стало четкое определение периода обращения Сатурна вокруг оси по наблюдениям открытого им белого пятна на поверхности планеты. А 11 и 17 августа 1877 года, как мы уже знаем, он совершил открытие Деймоса и Фобоса.
Об этом было сразу доложено руководителю обсерватории Джозефу Генри, который и оповестил весь астрономический мир об открытии спутников Марса. А через два года Холл был награжден золотой медалью Королевского астрономического общества в Лондоне и получил степень почетного доктора двух университетов — Йельского и Гамильтонского.
В 1880 году Асаф очень тщательно изучал орбиты спутников Сатурна, сделал ряд научных открытий. В том же году он стал иностранным членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
А еще спустя два года в жизни астронома произошло еще одно важное событие. Асаф Холл-младший пришел работать в обсерваторию отца. Тогда, казалось, ненадолго, но в жизни все получилось иначе — на целых 47 лет. И хотя сын не сделал таких выдающихся открытий, как отец, но, положа руку на сердце, давайте сознаемся: многим ли из нас, отцов, улыбается счастье, когда дети продолжают дело, которое ты начал несколько десятков лет назад?!
Асаф Холл посвятил открытие обоих спутников Марса своей любимой. И это было очень романтично. А в нашем современном мире это превратилось в бизнес. Сегодня для того, чтобы подарить звездочку любимой, достаточно иметь энное количество денег. Я не поленился заглянуть в прейскурант. Та звезда, которая видна невооруженным глазом или в бинокль с 5-кратным увеличением, стоит всего-то 93 тысячи рублей. И чем больше увеличение, тем дешевле звезда. Так, если вашу звезду можно рассмотреть только в телескоп с 15-кратным увеличением, это обойдется в смешную сумму — 750 рублей. Причем, за дополнительную плату свидетельство на «звездный подарок» вам могут преподнести сами космонавты…
Я поинтересовался у своей супруги: была бы она рада, если бы я ей подарил звездочку? Она пожала плечами: «Даже все звездное небо не заменит искреннего и нежного „Люблю“»!
Отличный материал, интересно все что спязано со звездами и космосом..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А я лично знакома с девушкой, которой подарили настоящую звезду!
Теперь во Вселенной есть звезда по имени Лиля.
В честь моей соседки, журналистки Лилии Зариповой.
0 Ответить
0 Ответить
Нежная, романтическая статья! Только жаль, что фоток нет!
0 Ответить
Мне интересно, неужели в 1900 уже существовали военно-морские базы США?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Давайте несколько смягчим формулировку в статье. Но для справки: в самих Штатах военно-морские базы начали создаваться в XIX веке, а одна из самых старейших заграничных ВМ баз США (знаменитая Гаунтанамо на Кубе) была создана в 1898 году.
Оценка статьи: 5
0 Ответить