Паровые машины, построенные Д. Папеном, Т. Севери, И. Ползуновым, Т. Ньюкоменом, начали работать на шахтах ещё задолго до Д.Уатта. Они различались конструктивно, но главное в них было то, что движение поршня вызывалось попеременным нагреванием и охлаждением рабочего цилиндра. Из-за этого они были медленными и потребляли очень много топлива.
Произведя целых ряд глубоких исследований и опытов, Уатт в 1769 году предложил (и запатентовал) производить охлаждение пара в отдельном резервуаре — конденсаторе, сообщающемся с рабочим цилиндром. Это сразу сократило расход топлива в четыре раза и убыстрило работу машины в десятки раз.
В 1784 году Уатт запатентовал паровую машину двойного действия. В ней пар через золотник действовал попеременно то на одну, то на другую сторону поршня. Это ещё вдвое увеличило мощность машины, а главное — позволило преобразовывать поступательное движение поршня во вращательное движение махового колеса. С него вращение стало возможно передавать с помощью ремней на различные станки и механизмы, что существенно расширило область применения паровых машин, и с этого момента маховик истории изобретения ускорил движение.
Одним из важных механизмов в паровой машине двойного действия был механический центробежный регулятор, который обеспечивал стабильность её вращения и позволял регулировать число оборотов.
К концу 80-х годов XVIII века конструкция паровой машины, как универсального двигателя для промышленности и транспорта, была окончательно доработана и в последующие 100 лет являлась основной движущей силой развития капиталистического производства.
Уатт сконструировал и ряд приборов, связанных с паровой машиной: ртутный открытый манометр, ртутный вакуумметр в конденсаторе, водомерное стекло в котлах, индикатор давления. Изобрел копировальные чернила (1780), установил состав воды (1781). В истории ученого есть и такие важные изобретения, как первый в мире паровой молот и паровое отопление. Сконструировал он и несколько счетных машин, копировальных прессов. Являлся членом Лондонского королевского общества (1785), Парижской академии наук (1814).
Интересно, что в свое время в качестве единицы мощности Уатт предложил такую единицу, как «лошадиная сила». Эта единица измерения дожила и до наших дней. Но в Англии, где Уатта почитают как пионера промышленной революции, решили иначе.
В 1882 г. Британская ассоциация инженеров решила присвоить его имя единице мощности. Теперь имя Джеймса Уатта можно прочесть на любой электрической лампочке. Это был первый в истории техники случай присвоения собственного имени единице измерения. С этого случая и началась традиция присвоения собственных имен единицам измерения.
Уатт прожил долгую жизнь и умер 19 августа 1819 года в Хитфилде близ Бирмингема. На памятнике Джеймсу Уатту написано: «Увеличил власть человека над природой». Так оценили современники деятельность знаменитого английского изобретателя.
установил состав воды
Химический?
Кстати, величина лошадиной силы как единицы измерения хоть и задана константой, но конь-тяжеловоз может быть в десятки раз "мощнее". Попробуйте на жигуленке (с его 60 силами) сдвинуть с места тонн 10, а конь сможет, хоть в нем всего одна лошадиная сила.
Вот так.
0 Ответить
О, как это здорово! А вот была такая древняя песня, "Дубинушка". Там слова: "Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь, изобрел за машиной машину". Нам на физике об этом говорили. Вот бы и в статье об этом было сказано!
Оценка статьи: 5
0 Ответить