Подкаст
Валерий Яковлев Грандмастер

Кто придумал «лошадиную силу»?

19 января 1736 г. в Гриноке, близ Глазго (Шотландия), родился Джеймс Уатт (James Watt). Большинство людей считают его изобретателем паровой машины, но это не совсем так.

Фото: Depositphotos

Паровые машины, построенные Д. Папеном, Т. Севери, И. Ползуновым, Т. Ньюкоменом, начали работать на шахтах ещё задолго до Д.Уатта. Они различались конструктивно, но главное в них было то, что движение поршня вызывалось попеременным нагреванием и охлаждением рабочего цилиндра. Из-за этого они были медленными и потребляли очень много топлива.

Произведя целых ряд глубоких исследований и опытов, Уатт в 1769 году предложил (и запатентовал) производить охлаждение пара в отдельном резервуаре — конденсаторе, сообщающемся с рабочим цилиндром. Это сразу сократило расход топлива в четыре раза и убыстрило работу машины в десятки раз.

В 1784 году Уатт запатентовал паровую машину двойного действия. В ней пар через золотник действовал попеременно то на одну, то на другую сторону поршня. Это ещё вдвое увеличило мощность машины, а главное — позволило преобразовывать поступательное движение поршня во вращательное движение махового колеса. С него вращение стало возможно передавать с помощью ремней на различные станки и механизмы, что существенно расширило область применения паровых машин, и с этого момента маховик истории изобретения ускорил движение.

Одним из важных механизмов в паровой машине двойного действия был механический центробежный регулятор, который обеспечивал стабильность её вращения и позволял регулировать число оборотов.

Генри Ховард, «Портрет Джеймса Уатта», 1797 г.
Генри Ховард, «Портрет Джеймса Уатта», 1797 г.
Фото: ru.wikipedia.org

К концу 80-х годов XVIII века конструкция паровой машины, как универсального двигателя для промышленности и транспорта, была окончательно доработана и в последующие 100 лет являлась основной движущей силой развития капиталистического производства.

Уатт сконструировал и ряд приборов, связанных с паровой машиной: ртутный открытый манометр, ртутный вакуумметр в конденсаторе, водомерное стекло в котлах, индикатор давления. Изобрел копировальные чернила (1780), установил состав воды (1781). В истории ученого есть и такие важные изобретения, как первый в мире паровой молот и паровое отопление. Сконструировал он и несколько счетных машин, копировальных прессов. Являлся членом Лондонского королевского общества (1785), Парижской академии наук (1814).

Интересно, что в свое время в качестве единицы мощности Уатт предложил такую единицу, как «лошадиная сила». Эта единица измерения дожила и до наших дней. Но в Англии, где Уатта почитают как пионера промышленной революции, решили иначе.

В 1882 г. Британская ассоциация инженеров решила присвоить его имя единице мощности. Теперь имя Джеймса Уатта можно прочесть на любой электрической лампочке. Это был первый в истории техники случай присвоения собственного имени единице измерения. С этого случая и началась традиция присвоения собственных имен единицам измерения.

Уатт прожил долгую жизнь и умер 19 августа 1819 года в Хитфилде близ Бирмингема. На памятнике Джеймсу Уатту написано: «Увеличил власть человека над природой». Так оценили современники деятельность знаменитого английского изобретателя.

Памятник Уатту скульптора Френсиса Легата Чантри
Памятник Уатту скульптора Френсиса Легата Чантри
Фото: ru.wikipedia.org

Что еще почитать по теме?

На кого нужно умножить Андре Ампера, чтобы получить Джеймса Уатта?
Кем мы измеряем мощность? «Ватты имени мене»
Кто изобрел дизельный двигатель? Дизель!

Статья размещена на сайте 28.12.2007

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • установил состав воды
    Химический?

    Кстати, величина лошадиной силы как единицы измерения хоть и задана константой, но конь-тяжеловоз может быть в десятки раз "мощнее". Попробуйте на жигуленке (с его 60 силами) сдвинуть с места тонн 10, а конь сможет, хоть в нем всего одна лошадиная сила.
    Вот так.

  • О, как это здорово! А вот была такая древняя песня, "Дубинушка". Там слова: "Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь, изобрел за машиной машину". Нам на физике об этом говорили. Вот бы и в статье об этом было сказано!

    Оценка статьи: 5